Top.Mail.Ru
Профсоюзная жизнь

Лето - не сезон для зарплат?

Иркутские угольщики создают новую первичку


Горняки, разрабатывающее Ишинское месторождение угля, не видели зарплаты с апреля. В мае они получили только аванс, так же - и в августе. Постоянные перебои с оплатой труда уже привели к оттоку специалистов. Уверениям работодателя, что денег от продажи угля летом нет, угольщики не верят - они уже предупредили начальство, что объявят забастовку. Затем рабочие решили создать профсоюз.

УГОЛЬ ИДЕТ, А ЗАРПЛАТЫ НЕТ

Нам удалось поговорить с экскаваторщиком-машинистом, бригадиром Андреем Марченко. В настоящий момент они с напарником работают на участке по монтажу шагающего экскаватора. Там разработку Ишинского месторождения (Иркутская область) ведет ЗАО “Харанутская угольная компания” (“ХУК”). По словам помощника бригадира Александра Жукова, на обслуживании экскаватора должны работать 10 - 12 человек, а не двое, как сейчас.

Андрей Марченко рассказывает: многие квалифицированные специалисты просто разбегаются с предприятия. За последнее время уволились главный инженер, горный мастер, механик и главный механик (здесь работают вахтовым методом, и люди географически подвижны). Причина - из года в год задерживают зарплату. Вот и в новом году за май рабочие получили лишь около 50% всей суммы. За июнь и июль - вообще ничего. К этому добавляются и другие многочисленные нарушения трудового законодательства. Среди них невыдача спецовок, мыла и банных принадлежностей, неработающая баня. Дошло до того, что генеральный директор своим приказом отменил выдачу бесплатного пайкового угля, наперекор распоряжению федерального правительства.

На все это горняки еще 19 июня пожаловались в прокуратуру Иркутской области. Та поручила Роспотребнадзору и Госинспекции труда разобраться. По словам Марченко, Роспотребнадзор подтвердил практически все указанные нарушения санитарно-эпидемиологических норм и постановил устранить их к 1 ноября. Госинспекция труда в Иркутской области расширила список выявленных нарушений. Как рассказала “Солидарности” госинспектор труда Анна Танзыбаева, он довольно длинный: в договорах сотрудников отсутствуют конкретные сроки выплаты зарплаты; зарплата задерживается на 1,5 - 2 месяца, причем без выплаты компенсации; отсутствует план-график отпусков на 2011 - 2012 годы; спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты “работникам выдаются не в полном объеме”. Даже расчет потребности в “спецовке” на предприятии “отсутствует”, а уход за имеющейся не организован должным образом. Моющие средства не выдаются в полном объеме, аттестация рабочих мест не проведена.

“По выявленным нарушениям работодателю выдано предписание об их устранении, также генеральный директор привлечен к административной ответственности в виде штрафа”, - говорится в официальном ответе Госинспекции труда на наш запрос. К 25 сентября должна быть ликвидирована задолженность, к 1 сентября - приведена в порядок система охраны труда.

ПРИЦЕЛЬНОЕ СОКРАЩЕНИЕ

Сложившаяся на “ХУКе” этим летом ситуация - точная копия событий годовой давности. Тогда в интервью местной газете “Окружная правда” диспетчер разреза Надежда Муравьева рассказывала, что в августе рабочие еще не получили зарплату за май, июнь и июль. В ответ они объявили 28 июля забастовку.

Вскоре Надежду Муравьеву попытались уволить - незаконно, как считает бригадир Андрей Марченко. Но тогда несколько сотрудников “ХУКа” свидетельствовали в ее пользу в суде, и диспетчер была восстановлена на работе.

Вот и сейчас дирекция, видимо, стала искать на недовольных управу. 14 августа вся бригада экскаваторщиков в составе двух человек получила “прицельное” уведомление о сокращении. Это решение Марченко и другие работники намерены оспорить в суде.

Самое удивительное, что противостояние в разрезе идет в условиях почти непрекращающегося забоя угля. Правда, как заявил 16 августа в интервью “Окружной правде” генеральный директор Валерий Прокопьев, летом дела у компании идут плохо:

“Летом уголь никто не покупает. Поэтому средств, чтобы платить заработную плату, нет. Такая же ситуация была летом прошлого года. К сожалению, за зиму нам не удается создать подушку безопасности. Но мы ищем деньги. Часть задолженности будет погашена в ближайшее время”.

- Но ведь люди-то работают: забой сейчас вывезли, штабеля лежат, но вроде ссылаются, что качество не то... Но ведь с мая уголь уходил? Руководство все время ссылается на что-то: то посредника потеряли, то уголь заказчики не берут, то берут меньше, чем заказали... Короче, пыль в глаза пускают, а на самом деле, куда уголь уходит, неизвестно, - рассказывает Марченко.

КОМУ НА РАЗРЕЗЕ ЖИТЬ ХОРОШО

В самом деле, вопрос интересный. Мы рассчитывали, что представители компании ответят на него, но они не стали комментировать трудовой конфликт. Помощница директора УК “Унга” (управляющая компания разреза) сказала, что “не обладает соответствующей информацией”, пообещав, что компетентные лица перезвонят по оставленному номеру. Никто так и не позвонил. Впрочем, многое ясно и без комментариев.

В мае 2009 года деятельностью “ХУКе” заинтересовались иркутские антимонопольщики. В УФАС по Иркутской области провели проверку факта необоснованного завышения цен на уголь путем организации оптовых посреднических компаний. Выяснилось, что весь уголь сбывали трем компаниям-посредникам - назовем их “группой дилеров”,- генеральным директором которых является одно и то же лицо. Уголь продавался “группе дилеров” по 1003 рублей за тонну, а ею перепродавался (в том числе бюджетным покупателям) уже по 1200 рублей за тонну. Как отмечается в решении УФАС по этому делу, “после заключения дилерских договоров цена увеличивалась на 19,64% без существенных затрат на перевозку, отсутствии затрат на хранение, рекламу, поиск клиентов”. Регулятор постановил расторгнуть договоры с упомянутыми дилерами. Надолго ли?

Немаловажный факт: генеральным директором всех трех компаний из “группы” является Сергей Щеглов. Он же возглавляет Благотворительный фонд имени Александра Андреевича Дмитриева.

И фонд этот, и УК “Унга”, и “ХУК” - детища Владимира Дмитриева, депутата и члена комитета по собственности и экономической политике Заксобрания Иркутской области. Об этом депутат не без скромности рассказывает на своей странице на сайте областного парламента.

Впрочем, и о себе депутат не забывает. Из официальных сведений о доходах депутата за 2011 год видно, что он далеко не бедствует. За прошлый год слуга народа получил только официальный доход в 15 502 026 рублей. У него в собственности 16 объектов недвижимости и три иномарки бизнес- и премиум-класса.

* * *

В свою очередь, работники Ишимского собираются на этот раз идти максимально далеко: по словам Андрея Марченко, идея создать профсоюз широко поддерживается в коллективе. Еще в середине июня делегация работников предприятия встретилась с руководителем Иркутского теркома Росуглепрофа Владимиром Бархатовым. Председатель теркома пообещал, что примет к себе новую профсоюзную организацию. Несколько собраний в коллективе уже состоялись, и примерно 50 человек (из 240 работающих в разрезе) написали заявления о вступлении в профсоюз.

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

По сообщению пресс-службы правительства Иркутской области, на совещании с генеральным директором “ХУК” Валерием Прокопьевым заместитель губернатора области, руководитель администрации Усть-Ордынского Бурятского округа Анатолий Прокопьев потребовал составить конкретный график погашения задолженности перед работниками и ознакомить с ним горняков. Генеральный директор пообещал, что до 5 сентября рабочие получат один месячный заработок.

Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика


Читальный зал