В любой стране мира это предприятие процветало бы, а его работники буквально купались в роскоши. Не удивительно: Калининградский янтарный комбинат осуществляет добычу 90% мировых запасов янтаря, этого удивительного “солнечного камня”. Но каких только чудес не происходит в нашей стране! Вот одно из них: янтарный комбинат - банкрот, а его работники получают копеечную зарплату. Настолько копеечную, что в июне этого года были вынуждены инициировать проведение забастовки. Впрочем, обо всем по порядку...
В ноябре 2003 года в Калининградскую областную федерацию профсоюзов поступило коллективное письмо от 133 работников Янтарного комбината. “В марте 2003 года на нашем предприятии приступил к работе исполнительный директор Устинов, - сообщали работники. - Ему было дано 18 месяцев для восстановления комбината. В начале своей деятельности Устинов приходил к нам в янтарный цех, пообещал увеличение зарплаты рабочим до 5 - 6 тысяч (мы зарабатывали тогда 2,5 - 3 тысячи рублей) и заверил, что сокращений не будет. Но, проработав три месяца, он издал приказ о сокращении большого числа рабочих”.
Но больше всего работников возмутило то, что зарплата не только не увеличилась, но и наоборот - уменьшилась. Дело в том, что новая администрация издала приказ о повышении норм выработки на 30 - 45%. Это автоматически привело к снижению зарплаты до 1,5 - 2 тысяч рублей. Почему? Приказ о введении новых расценок был написан, что называется, “от балды”: оборудование как было изношенным, так и осталось.
Впрочем, далеко не все работники комбината влачили столь жалкое существование. Неплохо зарабатывал управленческий аппарат. И, что особенно сильно возмущало рабочих, до 700 долларов в месяц получали охранники, приглашенные из Санкт-Петербурга и работавшие по вахтовому методу. Безусловно, новая администрация была вынуждена усилить охрану: обстановка вокруг Янтарного комбината на протяжении всех реформенных лет была криминальной. Особенно в последние годы - видимо, низкие зарплаты многих работников стимулировали отнюдь не улучшение производственных показателей. И в результате хищение янтаря приобрело на комбинате поистине фантастические размеры. Не доверяя местным кадрам, новое руководство этого государственного унитарного предприятия было вынуждено в целях предотвращения масштабных хищений нанимать охранников в других регионах России.
Короче говоря, все эти проблемы сплелись в один тугой узел, и перспективы выхода из кризиса явно не вырисовывались...
Первичная профсоюзная организация Янтарного комбината находится на обслуживании в областной федерации профсоюзов. Разбором очередной коллективной жалобы занялся правовой инспектор Аллан Зинченко. Изучение ситуации начали с анализа последних действий работодателя - повышения расценок. Профсоюзный юрист попытался доказать исполнительному директору В.В. Устинову, что произведенные им изменения норм выработки противоречат 57 статье Трудового кодекса, которая не позволяет работодателю менять существенные условия труда в одностороннем порядке, и 9 статье, которая не позволяет ухудшать условия труда. Кроме того, соответствующий приказ директора не был согласован с профсоюзным комитетом в порядке, установленном 372 статьей Трудового кодекса.
К сожалению, переписка успеха не имела: господин Устинов отклонил представление профсоюзного правового инспектора, заявив, что действовал строго в соответствии с законом. Поэтому профсоюзный юрист был вынужден направить материалы о пересмотре норм труда в Гострудинспекцию. Но пока компетентные органы выясняли, кто прав - профсоюз или работодатель, - обстановка на Янтарном комбинате резко накалилась.
Профком предприятия, возглавляемый Валентиной Смирницкой, официально потребовал от руководства комбината урегулировать возникшие разногласия по системе оплаты и нормирования труда. Не найдя понимания, был вынужден приступить к процедуре коллективного трудового спора - первого шага к забастовке. Позицию профсоюзной организации поддержало абсолютное большинство работников. А работники одного из цехов выдвинули требование: поднять зарплату в пять раз!
Следует заметить, что работодатель стремился воспрепятствовать проведению забастовки любыми способами. Один из них - информационная война. В ряде средств массовой информации появились пространные намеки, что профком, оказывается, защищает интересы воров: тех, кто не хочет жить на одну зарплату. Появились конкретные цифры: удачливые работники комбината за смену могут наворовать янтаря на несколько сотен долларов. И вообще, у каждого уважающего себя рабочего в гараже стоит по несколько “иномарок”, а устроиться на комбинат можно только за большую взятку в размере от одной до пяти тысяч долларов.
Профсоюзный юрист Аллан Зинченко, который неоднократно бывал на Янтарном комбинате и консультировал профком в связи с возникшей конфликтной ситуацией, назвал подобные обвинения в адрес профкома абсурдными. Валентина Смирницкая стоит на позициях защиты прав трудящихся. Условия труда работников - тяжелые: грязь, холод, ветер - и при этом низкая зарплата. Именно это обстоятельство и привело к развитию конфликта. По словам Зинченко, профком не меньше администрации заинтересован в наведении порядка на комбинате и поддерживал все меры по усилению дисциплины. Ведь комбинат - это ГУП, собственник которого - Министерство финансов, а профсоюзы - законопослушная организация.
С профсоюзным юристом трудно не согласиться: в условиях “неформальных” отношений, когда размер официальной зарплаты не имеет для работников никакого значения, профсоюзная организация просто не нужна. Как говорится, нет “поля деятельности”: профсоюзы работают в сфере легальных трудовых отношений и бессильны перед лицом “черного нала”. Действующая на Янтарном комбинате первичка всегда отличалась боевитостью и сплоченностью. И претензии к работодателю касались не вопросов усиления охраны комбината, а конкретных нарушений трудового законодательства: введения новых норм труда, уменьшения реальной зарплаты, издания локальных нормативных актов без учета мнения профкома... К тому же вряд ли рабочие, которых, по мнению некоторых журналистов, “не интересует” размер официальной зарплаты, стали бы участвовать в забастовке с требованием ее повышения. По крайней мере, нелогично: “расхитителям капиталистической собственности” каждый день простоя, то есть участия в забастовке, мог принести сплошные убытки...
Впрочем, обстановка на комбинате сейчас развивается по бесконфликтному пути. На прошлой неделе профкому и работодателю удалось заключить соглашение об урегулировании коллективного трудового спора. Профком заявил о поддержке всех мер, направленных на усиление охраны предприятия. В частности, руководству ГУП “Калининградский янтарный комбинат” удалось договориться с профсоюзной организацией о внесении в “Правила внутреннего трудового распорядка” положений, позволяющих наказывать работников, уличенных в причастности к хищениям.
В свою очередь, работодатель был вынужден удовлетворить часть требований работников. В 1,3 раза увеличены тарифные ставки. Вводится новая система премирования, которая позволит увеличить доходы тех, кто непосредственно занимается добычей янтаря - в зависимости от результатов труда. Отныне начисление премий работникам будет производиться в соответствии со сдельными выработками и выполнением планового задания. Максимальная ставка премий - до 80% от тарифа.
Хотелось бы надеяться, что эти меры позволят комбинату выйти из кризиса: увеличить добычу янтаря, покончить с воровством, наконец, расплатиться с долгами и улучшить условия труда работников. Пока же приходится констатировать: обстановка на Калининградском янтарном комбинате далека от идеальной.
Денис ПАНКИН
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте