6 ноября ветераны тралового флота Архангельска написали письмо президенту России Владимиру ПУТИНУ, в котором выразили крайнюю озабоченность возможной продажей акций рыбопромыслового предприятия через аукцион. Они опасаются, что новый собственник, просто предложивший больше денег, будет в первую очередь извлекать прибыль от использования квот на вылов рыбы, закрепленных за АТФ, забыв о модернизации траловых судов и нуждах работников. “Солидарность” разбиралась в хитросплетениях очередного приватизационного сюжета.
ЛАКОМЫЙ КУСОК
На первый взгляд кажется, что эта ситуация лежит исключительно в экономической плоскости, и в общем, по большому счету сегодня это так. Однако, если вдуматься, вся история Северного края России неотделимо связана с морским промыслом и рыболовством - и в том числе, конечно, история ОАО “Архангельский траловый флот”. Предприятие было основано в 1920 году, а начало работу в 1922-м, то есть ровно 90 лет назад.
- Сегодня у нас работает 21 промысловое судно, одно транспортное, задействовано порядка 2200 человек, - рассказал корреспонденту “Солидарности” председатель Архангельского обкома профсоюза работников рыбного хозяйства Геннадий Хвиюзов. - Предприятие имеет развитую береговую структуру: это база технического обслуживания судов со своими цехами, доком, 300-метровой причальной линией. Есть свой грузовой участок с подъездными железнодорожными путями, складами, холодильниками. Таким образом, у нас имеется полный технологический цикл для добычи и первичного хранения морепродуктов.
Скажем больше: у АТФ есть собственный рыбоперерабатывающий завод в Маймаксанском порту, который выпускает до 20 наименований разнообразной продукции улучшенного ассортимента. Лично для меня было удивительным узнать, например, то, что архангельские рыбаки работают не только в исконных водах - Баренцевом, Белом, Карском морях, - но и у берегов Намибии. Да и вообще Архангельский тралфлот - ведущий снабженец области рыбной продукцией: он поставляет треску, скумбрию, ставриду, палтуса, окуня, зубатку, пикшу...
Ну чем не лакомый кусочек?
ПРАВИЛА МЕНЯЮТСЯ ПО ХОДУ
До октября 2004 года Архангельская база тралового флота была государственным унитарным предприятием, но в настоящее время - это открытое акционерное общество со стопроцентным государственным капиталом. О планах государства выставить на продажу 100% акций АТФ стало известно в ноябре 2010 года, когда российское правительство утвердило программу приватизации федерального имущества на 2011 - 2013 годы. А в феврале 2012-го глава Федерального агентства по рыболовству РФ Андрей Крайний, во-первых, подтвердил, что именно в этом году приватизация архангельского предприятия действительно состоится, а во-вторых, пообещал, что “по этому поводу будет объявлен конкурс, а не аукцион”.
Последнее здесь - ключевое, потому что, как известно, в аукционе, грубо говоря, побеждает тот, кто предложит больше денежных знаков, в то время как конкурс, особенно так называемый “конкурс с обременениями”, предполагает ряд специальных критериев для участия и не позволяет победителю перебазировать флот из Архангельска, ликвидировать грузовой участок и рабочие места.
Тут важно заметить, что обещания руководства Росрыболовства со временем иногда теряют свою актуальность. Мы можем вспомнить, например, эпопею Андрея Крайнего с планами сделать любительскую рыбалку в России платной, которые в итоге сошли на нет (“Солидарность” № 43, 2011). Так и тут: 23 октября этого года на площадке Минэкономразвития России прошли слушания, на которых обсуждалась приватизация Архангельского тралового флота, и внезапно ОАО “Газпромбанк” (агент государства в рамках приватизации актива) предложил форму аукциона, а также не исключил возможность проведения конкурентных переговоров. Кроме того, в Минэкономразвития отметили, что приватизацию АТФ планируется провести уже в следующем, 2013 году.
Вот именно эти меняющиеся по ходу правила игры вызвали тревогу ветеранов тралового флота Архангельска, написавших президенту страны.
ДЕТАЛИЗАЦИЯ
Нюансов в сложившейся ситуации много, но позиция профсоюзной стороны, региональных властей и работодателя абсолютно совпадает: если уж приватизация Архангельского тралового флота неизбежна, то новым собственником должен стать, прежде всего, крупный инвестор. Тот самый, который вложится в модернизацию производства и ремонт судов, возьмет на себя социальные обязательства перед работниками.
- Раньше у нас работало 26 тысяч человек, действовало 56 рыболовных судов, - отметил Геннадий Хвиюзов. - И сейчас предприятие является архиважным для жителей региона, для его экономики. Достаточно сказать, что в 2003 году рыбаки даже пошли на добровольное 30-процентное снижение зарплаты - лишь бы пережить тяжелые времена, связанные с возможным банкротством. И траловый флот удалось спасти!
Минэкономразвития говорит о том, что реальных претендентов на предприятие примерно 15 - 20. Но на самом деле их количество, по мнению, представителей АТФ, не так важно, как то, чтобы условия конкурса гарантировали людям прописку предприятия в Архангельске. И вот здесь всплывает так называемый “мурманский интерес”.
- Как известно, архангельский траловый флот был первопроходцем в промышленной ловле рыбы, однако когда-то часть флота была передана мурманчанам, - делает экскурс в историю руководитель сектора промышленного рыболовства, зампредседателя Совета ветеранов ОАО “Архангельский траловый флот” Владимир Лупачев. - В том числе благодаря помощи Архангельска Мурманск стал крупным промышленным “рыбным городом”, каким мы его помним с советских времен. Большинство крупнейших предприятий (“Мурманрыбпром”, “Рыбакколхозсоюз”, “Промразведка”) в 90-е попросту раздербанили и обанкротили, однако сегодня руководство Мурманской области снова серьезно взялось за восстановление мурманского тралового флота.
Кажется, беспокойство архангельских рыбаков не беспочвенно: среди претендентов на АТФ есть рыбопромысловый консорциум (ООО “Северо-Западная рыбопромышленная компания - Мурманск”), завязанный на порты Мурманска и Санкт-Петербурга. Владение архангельским рыбным портом и прочей мощной инфраструктурой в случае победы в конкурсе для него экономически неоправданно, потому что имеются свои суда и производственные мощности. Зато АТФ имеет одни из самых больших квот на промышленный вылов рыбы, особенно трески, и именно этот кусок рыболовного пирога может являться для мурманских рыбаков очень лакомым.
На секунду вспомним географию региона: в руках мурманского тралового флота может оказаться все Белое и Баренцево моря. Специально уточним: мы не говорим о том, хорошо это или плохо. Мы говорим об опасениях архангельских рыбаков, которые, по их мнению, могут потерять свой флот, рабочие места, а корабли останутся без капитанов.
- Один моряк обеспечивает 6 - 7 рабочих мест на берегу, - подчеркнул Владимир Лупачев. - Именно поэтому проведение конкурса без так называемых обременений может вызвать в регионе социальный взрыв, если новый хозяин воспользуется квотами на вылов, но забудет про людей и суда.
А они, суда эти, требуют серьезной модернизации. В прошлом году, по словам Геннадия Хвиюзова, предприятия за счет кредита в миллиард рублей отремонтировало три судна - но осталось еще 19, которые ходят в моря по двадцать и более лет.
АУКЦИОНУ - НЕТ
С другой стороны, архангельцы, как уже говорилось выше, выступают в принципе против проведения аукциона. Причина проста: тот, кто заплатит больше денег, окажется “котом в мешке” для работников.
- Где вы видели эффективного, социально ответственного, примерного частника? - задает, в общем-то, риторический вопрос председатель Архангельского обкома профсоюза работников рыбной отрасли. - Для бизнеса самое главное - максимальное извлечение прибыли, но мы знаем, что не только за счет вылова природных биоресурсов, но всяческих оптимизаций, в том числе за счет сокращения работников.
По словам собеседника “Солидарности”, главной проблемой и здесь становится вопрос формы проведения приватизации: нет аукциона - нет гипотетической угрозы развала тралового флота в обозримом будущем.
- Главная ценность Архангельского тралового флота - его трудовой коллектив, а не квоты и рыбодобывающие суда, - подчеркнул в беседе с корреспондентом “Солидарности” и.о. генерального директора ОАО “Архангельский траловый флот” Андрей Орлов. - Мы против присоединения Архангельского тралфлота к любому из рыбодобывающих флотов, потому что влиться таким коллективом в другой наш АТФ не сможет. Сложившаяся практика показывает: нового собственника могут интересовать именно квоты Архангельсктралфлота на вылов рыбы. В случае приобретения нашего предприятия рыбодобывающей компанией с существующим модернизированным флотом или компанией с развитой портовой инфраструктурой высока вероятность того, что флот АТФ будет передислоцирован в другой порт, перерабатывающие мощности закрыты, трудовой коллектив значительно сокращен.
Как уже говорилось, в этом смысле позиции профсоюзов, региональных властей и администрации АТФ совпадают. Реагируя на письмо ветеранов в адрес президента, руководитель агентства по рыбному хозяйству Архангельской области Алексей Коротенков заявил:
- Наша задача - не допустить массовых увольнений сотрудников Архангельского тралового флота, сохранить профиль предприятия и инфраструктуру рыбного порта, не позволить перерегистрировать предприятие в другом регионе, а также добиваться того, чтобы выловленная рыба доставлялась в порт Архангельск.
Владимир Лупачев подтвердил, что администрация предприятия постоянно взаимодействует с региональными властями, и “многое зависит от позиции губернатора Игоря Орлова”. Минэкономразвития уже ознакомлен с мнением сторон, отстаивающих проведение конкурса с ограничениями. На очереди - обращение в Законодательное собрание Архангельской области. Чтобы архангельцы не потеряли свой флот и рабочие места, а корабли - не остались без капитанов.
Глеб САВИН
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте