Франко-российский центр общественных и гуманитарных наук провел 6 апреля семинар “Охрана труда женщин во Франции и России, конец XIX - начало XX века”. Обсуждение не пошло по заданному пути: на семинаре говорили об охране труда вообще и о специфике работы женщин-инспекторов в частности.
Как рассказал слушателям Андрей Володин, аспирант МГУ, в России фабричная инспекция зародилась в конце 80-х годов XIX века и развивалась по европейской модели, в основном английской. Общая система охраны труда сформировалась из принципов охраны женского и детского труда - именно этим занимались первые российские инспекторы. Специфика заключалась в том, что главной функцией инспекторов в России была посредническая деятельность между работодателями и работниками. По мнению докладчика, в то время отечественные профсоюзы были не слишком развиты.
Вопрос охраны труда женщин в конце XIX века стоял очень остро и считался вопросом дальнейшего развития нации. К началу XX века трудовые инспекторы, ранее бывшие одновременно и фабричными работниками, получили независимость и стали отдельной “кастой” госслужащих. Интересно, что при выявлении взяточничества провинившегося инспектора переводили в другой округ, а после вторичного установления подобного факта - лишали должности. Если случалось, что инспектора не пустили на предприятие, то он приходил снова - уже с полицейским. Это объяснялось позицией государства, заявленной еще Витте: инспекторы по охране труда не находятся на стороне рабочего, а следят за исполнением закона. Явление трудовой инспекции развивалось в нашей стране динамично: за 35 лет был пройден почти вековой путь развития охраны труда в Англии.
Наибольший интерес у слушателей вызвал доклад француженки Сильвии Швейцер, специалиста по истории охраны труда на предприятиях университета Лион-II. По ее словам, развитие системы охраны труда во Франции и России во многом совпадает хронологически.
В 1892 г. во Франции появился закон об охране труда, благодаря которому и был создан корпус инспекторов. Одна из его статей запрещала ночной труд женщин и девочек-подростков. Также была запрещена работа женщин на шахтах. По словам Сильвии, до этого трудового законодательства во Франции не существовало. Инспекторы во Франции также составляли отдельную категорию госслужащих. Многие из них были учителями. Так как зарплата инспектора была в три раза выше оплаты труда учителя, желающие сменить профессию проходили серьезный конкурс. Во Франции случаев взяточничества зафиксировано не было. Зато инспектора, пришедшего на предприятие с проверкой, могли просто выкинуть за дверь.
В то время казалось аморальным, чтобы мужчины проверяли производство, в котором заняты преимущественно женщины, поэтому был создан корпус женщин-инспекторов. Что вызвало много противоречий, например, “инспекторши” должны были следить за исполнением законов, которые касались их самих, но в создании которых они не принимали участия - француженки еще не имели права голоса.
Мужчин - инспекторов труда было 122, а женщин - всего 19. Но малочисленные “инспекторши” обладали меньшими правами, поэтому им приходилось трудно. Несмотря на то, что инспекторы женщины и мужчины получали одинаковый оклад (что было крайне нетипично для того времени), они все же не были равны. Например, надбавка за командировки в одинаковых случаях для мужчины-инспектора назначалась больше. А женщины, по закону, должны были проверять предприятия только в крупных промышленных городах. Дискриминация проявлялась и в невозможности карьерного роста: статус окружного инспектора женщина получить не могла. В основном женщины проверяли маленькие текстильные мастерские и работали в худших, чем мужчины, условиях.
Несколько десятилетий состав корпуса оставался неизменен. В 1936 - 37 годах существующая практика охраны труда получила развитие. Инспекторов стало вдвое больше, пришли новые люди. Специалисты по охране труда стали исполнять функцию посредников между работодателем и работником, тесно взаимодействуя с профсоюзами, которые в то время были сильны и влиятельны. Особенно Сильвия Швейцер отметила Католический левый профсоюз, который активно боролся за право работников на нормальные условия труда.
Корпус женщин-инспекторов состоял из двух групп. Первоначально специалистами становились бывшие учительницы, имевшие невысокий социальный статус, и жены мужчин-учителей. В связи с демократизацией образования девушкам стало легче получить диплом, и в профессию пришли женщины-бакалавры - дочери и жены буржуа. Для них труд не являлся экономической необходимостью: это были люди идеи, считавшие своим призванием защищать права работниц. Они были настолько увлечены своими идеями, что однажды выступили с обращением к соотечественникам, призывая их покупать меньше платья - чтобы работницы текстильных предприятий не перерабатывали. “Может показаться, - добавила Швейцер, - что эти женщины были старыми девами, однако большинство из них были замужем и имели трое-четверо детей”.
Дальнейшее развитие инспекция охраны труда получила ближе ко Второй мировой войне. Впервые на пост окружного инспектора предложили кандидатуры трех женщин. Мужчины стали возмущаться: как можно назначить на такой ответственный пост “инспекторшу”? Но женщинам удалось добиться справедливости. С тех пор все специалисты по охране труда стали называться инспекторами. Кроме того, произошло повышение статуса женщин-инспекторов. “Однако дискриминация по половому признаку сохранялась до 70-х годов”, - отметила Швейцер.
Марина ЮРШИНА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте