Сейчас эпидемия рейдерских захватов разгорается по России, а в столице, напротив, утихает. Московское ОАО “НИИЭМИ” столкнулось с рейдерами два года назад. Коллектив боролся за предприятие, но наталкивался на глухую стену. Сейчас почти все работники перешли во вновь образованное ООО “НИИЭМИ”, а пять зданий, принадлежавших НИИ ранее, находятся в чужих руках. Но директор и сотрудники предприятия не теряют надежды отстоять свои права. Об этом “Солидарности” рассказала Людмила ОСЬКИНА, все еще числящаяся председателем профкома захваченного ОАО.
ИСТОРИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Ордена Трудового Красного Знамени НИИ резиновой промышленности был создан в 1930 г. Всероссийский институт имел несколько филиалов и на протяжении нескольких десятилетий создавал экспериментальные разработки для оборонной промышленности и народного хозяйства: радиационно устойчивые резины, оболочки для подводных лодок, защитные костюмы, детали для стратегических ракетных комплексов, ракетоносителей. Работал институт и на атомную промышленность Китая и Ирана. Без преувеличений можно сказать, что институт стал научной базой для промышленности синтетического каучука и основой подотрасли резино-технических изделий, которая сегодня включает в себя около 30 крупных и средних заводов.
С наступлением перестройки дела пошли не так гладко, “потерялись” филиалы и экспериментальный завод, но институту удалось выжить. В 1994 г. он был приватизирован и стал называться ОАО “Научно-исследовательский институт эластомерных материалов и изделий”. Выполнял он в основном оборонные заказы, причем с 1998 г. объемы работ ежегодно увеличивались в полтора раза. Коллектив в 450 человек исправно получал свою не очень большую (как и в большинстве НИИ) заработную плату. Но в один прекрасный момент стабильности пришел конец - предприятие было захвачено. Рассказала об этом “Солидарности” Людмила Оськина, председатель профкома “НИИЭМИ”.
ПРОФКОМ-ПРИЗРАК
На встречу Людмила Михайловна согласилась неохотно: не верила, что публикация может чем-то помочь, и считала, что статья станет одной из многочисленных бумажек, накопленных в результате двух лет борьбы за предприятие.
Людмила Михайловна пришла работать в институт в 1965 г. младшим научным сотрудником. “Доросла” до руководителя группы в вычислительном центре. Сотрудничать с профсоюзами стала еще во время учебы в вузе. Была профоргом, потом председателем профсоюзного бюро. Продолжила заниматься профсоюзными делами и в НИИ. В 1994 г. стала освобожденным председателем, а после того, как профсоюзы перестали заниматься путевками, - председателем комиссии соцстраха. По ее словам, работает в профсоюзе ради удовольствия от принесенной прибыли, потому что наглядно убедилась: сотрудники коммерческих предприятий, в которых профсоюза нет, проигрывают.
Сейчас, когда большинство сотрудников перешли работать в организованный директором ООО “НИИЭМИ”, она все еще считается председателем профсоюза на ОАО. Заработную плату не получает. Но продолжает заполнять нулевую бухгалтерскую отчетность. Параллельно подрабатывает на стороне, и задумывается о том, что же будет у нее с пенсией, если ОАО, в котором она числится, прекратит существование.
ЗАХВАТ
- 7 февраля 2004 года к нам на предприятие ворвались вооруженные люди, - рассказала Людмила Оськина. - Вечером охрана главного лабораторного корпуса услышала стук. За дверями стояли двое в милицейской форме. Охрана открыла дверь. Милиционеры показали какую-то бумагу, и следом в здание ворвались два - три десятка людей, вооруженных автоматами. Конструктора, задержавшегося на работе, вышвырнули из помещения. Наутро люди не могли попасть на рабочие места - большое двенадцатиэтажное здание было захвачено.
Бумага, которую показали охране, была постановлением суда. Оказалось, 6 ноября 2003 г. некто Юсупов подал заявление в Шацкий районный суд Рязанской области о неправомерных действиях, якобы препятствующих ему занять должность генерального директора ОАО “НИИЭМИ”. Документы были сфальсифицированные - ни о каком Юсупове никто не предприятии не слышал, а должность генерального директора уже не первый год занимал Сергей Резниченко. Однако именно на основе этих документов вышеуказанный суд вынес решение, обязывающее инспекцию Министерства по налогам и сборам № 4 по ЦАО Москвы внести в государственный реестр изменения и назначить Юсупова генеральным директором.
Предъявив решение суда и исполнительный лист, здание заняла фирма ООО “Бизнес-контракт” (генеральный директор В.Н. Нестеренко). Силовую поддержку оказывало охранное предприятие “Родон”. По словам сотрудников “НИИЭМИ”, помощь захватчикам оказывали сотрудники милиции, офицеры разрешительной системы МВД, офицеры службы собственной безопасности МВД. В течение нескольких дней здание было разграблено.
ЛИЦА ЗА МАСКАМИ
- На четвертом этаже здания располагалась администрация и наш профком, - продолжила рассказ Людмила Михайловна. - Оттуда и начали грабить. Вскрывали сейфы, шкафы. Деньги из сейфов забрали, все мало-мальски ценное было продано. Продали даже сырье и продукцию со складов. А на территории предприятия еще долго валялись документы. Заместитель директора нашел в грязи свои личные документы, дипломы...
Для всех работников произошедшее стало шоком. Мы сразу же обратились в суд. И хотели организовать живую цепь. Но Сергей Владимирович, наш директор, запретил, сказав, что не хочет крови. Но, помимо главного, у нашего института было еще четыре здания. Вот туда-то мы и переселились. Пытались выполнять заказы.
На пресс-конференции, которая состоялась около трех недель назад в правительстве Москвы, Сергей Резниченко сообщил, что захватчики в открытую признавались: все происходящее - дело рук инвестиционной компании “Сфера”, возглавляемой Владимиром Палихатой. В свое время институт указом президента должен был войти в стратегическую корпорацию “Росхимзащита”. Но небольшой пакет акций ОАО “НИИЭМИ”, принадлежавший государству, был продан с молотка и попал в руки “Сферы”, которая предлагала отступные. Директор не согласился.
БУМАЖНЫЕ БАТАЛИИ И БАНДИТСКИЕ ПОКУШЕНИЯ
Никто не собирался мириться с захватом. Уже на следующий день после того, как в здание ворвались вооруженные люди, Сергей Резниченко обратился в московскую прокуратуру, и вскоре было возбуждено уголовное дело. Директор также позвонил в ФСБ. Профком тем временем написал обращение уполномоченному по правам человека Владимиру Лукину. Из ФСБ пришел ответ, что они не будут заниматься спором хозяйствующих субъектов. В том же духе ответил и Лукин: “Сложившаяся ситуация может разрешиться лишь в рамках закона”, “Уполномоченный не вправе вмешиваться в деятельность прокуратуры по ведению следственных действий либо суда - при отправлении правосудия”.
У сотрудников предприятия пытались скупать акции. Цена одной доходила до полутора тысяч рублей. Некоторые, в основном пенсионеры, поддавались на уговоры, но большинство оставили акции себе. В конце года “Сфера” перевела на себя реестр всех акций. Тем временем ООО “Бизнес-контракт” продал здание ООО “Виюр-град”.
К концу 2004 г. сотрудников вытеснили из остальных четырех зданий. Помещения общей площадью 20 000 кв. м и стоимостью примерно 45 млн. руб. были потеряны. Продолжалась борьба в судах. Решения принимались то в пользу одной, то в пользу другой стороны. Расчетный счет замораживался, размораживался, переходил из одних рук в другие. Много денег, поступивших в качестве оплаты за выполненные заказы, не дошло до людей, их выполнявших. Сотрудники хранили верность предприятию и соглашались продолжать работу, долгое время не получая заработной платы.
В конце концов, отчаявшись в ближайшее время вернуть здания, Резниченко организовал ООО “НИИЭМИ”, куда перевел большинство людей. Приютил их НИИ пластмасс, в свое время тоже столкнувшийся с рейдерами, но сумевший отбиться. Теперь ООО “НИИЭМИ” продолжает выполнять государственный оборонный заказ. Правда, ценное оборудование, стоившее не один миллион и частично принадлежавшее Министерству обороны, так и осталось в руках захватчиков и давно продано. Все это время сотрудники пытались бороться. Обращались к депутату Гончару, генеральному прокурору, министру внутренних дел, прокурору ЦАО, начальнику УВД, начальнику управления правительства Москвы по экономической безопасности, министру образования и науки. 28 июня 2005 г. вышло постановление правительства Москвы (№ 483-ПП) о приобретении в собственность города контрольного пакета акций ОАО. Однако, несмотря на решение арбитражного суда о том, что акции были похищены, правительство не смогло их получить - мошенники успевали их перепродать другим фирмам, и акции снова нужно было изымать через арбитражный суд. В прокуратуре Москвы было возбуждено уголовное дело. Прошло полгода, а решение по нему так и не вынесено.
Но вела борьбу и другая сторона. Как рассказал директор, на него было совершено два покушения. Однажды его силой пытались вывезти в Карачаево-Черкессию, и ему лишь чудом удалось отбиться.
В результате долгих перепродаж здания и акции стали принадлежать ОАО “Московское речное пароходство”, а в главном лабораторном корпусе сейчас, по всей видимости, строится гостиница. Юридический адрес ОАО “НИИЭМИ” перевели в Новосибирск, а затем была создана искусственная задолженность и возбуждено дело о банкротстве, которое 27 сентября будет рассматриваться в суде. Несмотря на тяжелую ситуацию, борьба не прекращена. Недавно мэр Москвы подписал письмо на имя Генерального прокурора Юрия Чайки. А руководитель департамента науки и промышленной политики столичного правительства Евгений Пантелеев заявил, что Москва будет делать все, чтобы вернуть предприятие законным владельцам.
Полина САМОЙЛОВА
Фото Николая Федорова
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте