- Михаил Геннадьевич, на этой неделе исполняется ровно год со дня подписания президентом Путиным законов о реформировании электроэнергетики. Они вызывали страх, но никаких последствий мы за год не заметили. Критики реформы ошиблись?
- Нет, мы не ошиблись. Просто реформа так и не началась; соответственно, не принесла она и плоды.
Хотя законы были подписаны президентом 9 апреля, ужас перед их последствиями был так велик, что принятие необходимых постановлений правительства затянулось. Реформу собрались начать лишь 1 октября 2003 года, но помешала страшная авария в США, вызванная пороками именно той модели развития электроэнергетики, на которую переводили Россию “пробитые” Чубайсом и подписанные президентом Путиным законы. В результате начало реформы было перенесено еще на месяц, и так называемый оптовый рынок электроэнергии заработал лишь 1 ноября.
- А почему “так называемый”?
- Он полностью, даже институционально контролируется крупнейшим его участником - РАО “ЕЭС России”. Такой уровень монополизма был невидан даже в СССР. Он позволяет достигать любых целей. Так, перед выборами РАО на 20% снизило тарифы на электроэнергию в ряде наиболее населенных регионов. Реклама СПС шла при этом под прикрытием рекламы реформы электроэнергетики и по форме была корпоративной рекламой РАО.
Затем наступило время страха за сохранение контроля над РАО “ЕЭС России”. Сейчас ясно, что Чубайс сохранил пост, продемонстрировав лояльность Путину.
- В чем она проявилась?
- Политически Чубайс отказал в поддержке Хакамаде, которая в итоге, будучи единственным представителем либералов, получила поддержку менее трети либерального электората. Но главное - экономика: благодаря, с одной стороны, безумной завышенности тарифов на электроэнергию, что продавливается РАО “ЕЭС России” через контролируемую им часть правительства, а с другой - контролю над так называемым оптовым рынком, РАО “ЕЭС России” в первом квартале 2004 года снизило цены на этом рынке на 12,5%. Показав, что ради создания для президента более комфортного предвыборного фона оно может жертвовать бизнес-интересами, руководство РАО “ЕЭС России” продемонстрировало свою лояльность и уцелело.
Да и заменить чубайсовцев Путину некем - подбирая людей не по профессиональному, а по средневековому корпоративному принципу и по личной преданности, он лишил себя кадрового резерва. Это видно и по составу правительства, и по руководству “Газпрома”...
- А вот снижение тарифов... 12,5% - это много, почему же никто этого не почувствовал?
- Объемы продаж на якобы свободном рынке мизерные: с начала его функционирования - лишь 10,8 миллиарда киловатт-часов. Это 2,5% российского производства, хотя даже по решению правительства, подготовленному самим РАО, на нем надо продавать 5 - 15% электроэнергии. Если будет меньше, то такой рынок в силу своей узости неминуемо будет спекулятивным и манипулируемым!
- А как продвигается реформа сейчас?
- Камень преткновения - формирование так называемых оптовых генерирующих компаний (ОГК), объединяющих все крупные электростанции.
РАО “ЕЭС России” настаивало на продаже их мощностей только в обмен на свои акции. Это повысило бы котировки и принесло бы дополнительную прибыль их владельцам, среди которых, как можно понять, много членов “команды Чубайса”. Но такой шаг отрицает само существование рубля как средства платежа в России. Поэтому сейчас реформаторы дали задний ход, но не до конца - по официальной позиции правительства, акции РАО должны при продаже ее активов стать платежным средством, равноценным рублю.
Как это сделать, никто не знает, и неопределенность положения усугубляется управленческим хаосом из-за реорганизации правительства. Думаю, решение может быть принято лишь после повторной отставки и переназначения его членов, то есть во второй половине мая.
Важно и то, кто будет продавать генерирующие мощности - государство или РАО; во втором случае масштаб злоупотреблений, насколько можно предполагать, будет выше. Хотя если заместителем Христенко по реформе станет Меламед, заместитель Чубайса, разница между правительством и корпорацией в этой сфере может быть окончательно стерта.
- Как-то вы кривитесь, говоря об ОГК...
- Оптимизируя свое производство, они будут закрывать наименее эффективные станции, непредсказуемо меняя топологию энергосистемы - пути, по которому течет электрический ток. Это чревато авариями, перед которыми американский “блэкаут” - просто перегоревшая лампочка.
- Но ведь все-таки реформа застопорилась...
- Из-за выборов, перед которыми опасно принимать столь разрушительные меры, и перетряски правительства. Подготовка идет, региональные АО-энерго разделяются, сформирован пакет политических и коммерческих интересов.
Законы, протащенные через Госдуму людьми Чубайса и “партией власти” и год назад подписанные Путиным, будут реализованы и нанесут сильнейший удар по жизни каждого из нас. Богатые люди в преддверии этого ставят на своих коттеджах автономные генераторы электроэнергии, а остальным остается ждать.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте