Top.Mail.Ru
СМИ

Спецоперация против журналистики

В Москве по обвинению в вымогательстве арестована Юлия ПЕЛИХОВА - известная журналистка, прежде работавшая в газете “Совершенно секретно”, а нынче - шеф-редактор интернет-проекта “Досье.Ру”. О ее задержании поведал 29 января начальник пресс-группы управления по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) ГУВД Москвы Филипп ЗОЛОТНИЦКИЙ.

По словам Золотницкого, в управление поступила оперативная информация, будто Пелихова вымогает у неких предпринимателей 100 тысяч долларов за неразглашение коммерческой тайны и неопубликование в СМИ компрометирующих материалов. Он сказал, что в результате спецоперации журналистку задержали при получении первой партии денег - 40 тысяч долларов. Главное следственное управление при ГУВД столицы возбудило уголовное дело по статье “Вымогательство”. Как пояснил начальник пресс-группы, Пелихову задержали на 48 часов, дальнейшую меру пресечения ей определил суд. Пресс-секретарь УБЭП уверен, что это первое дело о коррупции среди журналистов.

Сергей МАЛИНИН, заместитель шеф-редактора интернет-проекта “Досье.ру”:

- Мы об этом деле вообще узнали от журналистов. И это показательно: об аресте нашего руководителя мы узнаем из СМИ. Мы решили, что это провокация против Юли. Она - журналист-расследователь высочайшего уровня, опытнейший и известный. Ей постоянно приходилось заниматься расследованием таких дел, когда неизбежно становишься поперек дороги сильным мира сего.

Например, Юля проводила расследование преступлений в Хакасии, связанных с коррупцией, причем туда выезжала комиссия генпрокуратуры с проверкой по материалам нашего сайта. Были материалы, касающиеся начальника охотуправления республики, который в Хакасии пользуется огромным влиянием и даже кичится связями с высшими лицами государства. Были даже угрозы закрыть наш сайт, насколько мне известно.

У Юли был ряд публикаций в газете “Версия” о коррупции в Якутии. Глава правительства Якутии подал иск к Юлии Пелиховой о защите чести и достоинства. Дело тянется уже год, Якутская сторона постоянно переносит заседания. Так что в том, что сейчас случилось, возможно, есть якутский след.
Точной информации о том, что конкретно произошло, за что Юлю взяли, у нас нет. Юля вымогала деньги?! Бред! Это явная провокация, потому что наш интернет-проект бурно развивается. В декабре мы запустили новое направление - “Антикоррупционный монитор” - с целью создания единого информационного поля антикоррупционной борьбы. Мы сделали упор на региональные общественные организации, от которых к нам идет первичная информация. Естественно, очень многим не понравилось, что создается такая информбаза с данными из первоисточников.

Не исключено, что сейчас Юля проводила какое-то новое расследование. Обычно в таких случаях до его окончания никому ничего не говорят, не информируют и не хвастаются. Что конкретно произошло, мы не знаем, но уверены, что это подстава и предупреждение другим журналистам-расследователям. Им придется быть еще более осторожными. Когда-то их просто убивали, а сейчас убивают их репутацию. Я уверен, что Юля действовала в рамках закона, ну а подставить-то всегда можно. Мы боимся, что это далеко не последнее такое дело. Как она, что с ней - неизвестно, у нас с Юлей сейчас никакой связи нет. Может, ей разрешат позвонить. Можно только гадать, где она сейчас, потому что безоглядно верить сообщениям УБЭПа я бы не стал.

Алексей СИМОНОВ, председатель Фонда защиты гласности:

- Тенденция есть: впервые дело по обвинению такого рода в адрес журналистов появилось в 2001 году, и тех пор подобных дел уже шесть или семь. По нескольким из них уже прошли судебные процессы, и фигуранты ряда дел получили сроки. Конкретно по этому делу мы пока сказать ничего не можем, здесь мы полностью зависим от деятельности органов следствия и надзора за их деятельностью. Нет у нас таких длинных рук и таких зорких глаз, чтобы увидеть, что там реально произошло. Могу только засвидетельствовать, что это - далеко не первый случай такого рода. И по крайней мере, по двум таким случаям у нас есть серьезные сомнения и подозрения насчет правоохранителей. Например, по делу двух журналистов из города Коврова туда выезжал наш юрист, участвовал в заседании, но дело там до сих пор не закончено. Конкретно по делу Юлии Пелиховой, повторюсь, давать какую-либо оценку, безусловно, рано.

Борис ТИМОШЕНКО, руководитель службы мониторинга Фонда защиты гласности:

- Пелихова не является пионером в этом деле, несколько человек уже сидят: одни - по приговорам, другие - под следствием, в предварительном заключении. Волна странных задержаний журналистов началась около трех лет назад, причем именно с обвинениями в вымогательстве. Сейчас сложно давать какую-либо оценку тому, что произошло с Юлией Пелиховой, поскольку мы знаем только о ее задержании - то, что передали информагентства. Пока у нас просто не хватает материала, чтобы предполагать что-то насчет обоснованности или необоснованности обвинения. Надеюсь, что Пелиховой все-таки повезет больше, чем двум ее коллегам из Коврова, которые сидят под следствием больше года по такому же обвинению.

Как складывались аналогичные дела по обвинению журналистов? Мы ведем мониторинг, данные размещены на нашем сайте. Главное, что эта тенденция нарастает и усиливается. Могу рассказать вкратце.

10 января 2001 года в Казани был задержан собкор “Экспресс-хроники” Александр Постнов. Его подозревали в вымогательстве 1 000 долларов у руководителей медицинского предприятия. А на следующий день, 11 января, его освободили, не предъявив обвинения. Так что тут явно была провокация против известного правозащитника. По оперативным данным, эти деньги он якобы вымогал за невыход в эфир компрометирующего сюжета.

В июле 2001 года в Куйбышевском суде Санкт-Петербурга был вынесен обвинительный приговор журналисту Сергею Топчию. Его признали виновным в вымогательстве. Семь лет лишения свободы условно, без конфискации.

Октябрь 2001 года: главный редактор нижегородской газеты “Солдат удачи” Юрий Горбанев задержан за получение 200 тысяч рублей. Один год лишения свободы, с отбыванием срока в поселении.

В декабре 2001 года в Мурманске по аналогичному обвинению были арестованы двое журналистов: Владимир Шкода (газета “Комсомольская правда - Арктика”) и Шафик Амраханов (газета “Северо-Запад. Итоги недели”). Шкоду приговорили к 4,5 годам условно, с пятилетним испытательным сроком, а вот Амраханову дали 6 лет в колонии общего режима. Один сел, другой под угрозой...

В Ставрополье был арестован по обвинению во взяточничестве тележурналист Олег Петров. Его освободили ввиду недоказанности обвинения.

Самым ярким в последнее время было ковровское дело: двое журналистов долго воевали с местной администрацией и за это пострадали. В ноябре 2002 года в Коврове задержали издателя газеты “Ковровские вести” Валерия Загурского и главного редактора Николая Фролова. Их обвинили в вымогательстве. А возможно, причина в том, что у них была долгая борьба с мэром города. Эти ребята до сих пор сидят, газету постоянно трясут, регулярно проводят там обыски. Еще с 2001 года, когда газета начала бодаться с мэрией, были попытки привлечь газету за клевету, тоже с обысками, с выемкой документов. И здесь - признаки явного произвола...

За последние три года - около десятка таких дел, и ощущения разные: где-то чувствуется - что-то, может, и было, а в большинстве случаев - серьезные сомнения. Вот по Коврову нет сомнений, что людям просто “шьют дело”. Второй год.

А в принципе, у нас практически нет возможности отслеживать дальнейшую судьбу этих людей: мы фиксируем и подаем сигнал о том, что произошло. Так что чем там дело кончилось, нам узнавать сложно, кто сидит из всех этих людей до сих пор, а кто нет, у нас нет информации...

Вадим БАРАБАНОВ
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2