На прошедшем в Госдуме 23 ноября “круглом столе” “О законодательном регулировании социальной рекламы” говорили о том, что институт социальной рекламы у нас не развит. А коммерческая реклама цинична: в погоне за прибылью коммерсант забывает об интересах общества. Поэтому надо при участии государства создать координирующий орган по размещению социальной рекламы в СМИ, а также разработать налоговый механизм, стимулирующий развитие социальной рекламы. С этими рекомендациями собираются ознакомить и главу государства. Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна ЯКОВЛЕВА сообщила, что на грядущей встрече с президентом по вопросам охраны здоровья, она “поднимет этот вопрос”.
Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Яковлева рассказала, что социальная реклама в России “носит бессистемный, локальный характер и недостаточно эффективна”. В отличие от коммерческой и политической рекламы, социальная реклама пока не стала явлением, серьезно влияющим на общество. Сегодня в России размещение социальной рекламы в СМИ крайне затруднено А это - упущение, ибо социальная реклама должна формировать и поддерживать интерес к полноценной жизни. Существующее законодательство слабо отражает потребности института соцрекламы в правовом регулировании. Экономика российского рекламного рынка непрозрачна и закрыта. Официальная статистика отсутствует.
“На сегодняшний день всего 1% эфирного времени уделяется показу социальной рекламы”, - сообщил зампред Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Владимир Мединский. В переводе на деньги: в 2002 году объем рынка социальной рекламы оценивался в 20 млн. долларов США, а более поздних данных нет. При этом согласно действующему законодательству норма размещения социальной рекламы по отношению к общему объему эфирного времени и печатных площадей установлена в объеме 5%.
Как выразился зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко, “у нас социальной рекламы скорее нет, чем она есть. Если от общего эфира она составляет 1% - это процент статистической ошибки”. Причина - нет денег: соцреклама неприбыльна, и бизнес добровольно ее внедрять не станет. Герасименко предложил указать правительству на недопустимо низкий объем соцрекламы в РФ и “довести ее объем хотя бы до 15 - 20%”. А “главным рекламодателем должно быть государство - оно же у нас социальное! А не просто какие-то ведомства”.
Евгений Ройзман (член комитета Госдумы по безопасности, руководитель екатеринбургского фонда “Город без наркотиков”) выступил кратко и конкретно: “Я столкнулся с социальной рекламой в 1999 году. У нас в городе просто наркокатастрофа: половина подростков - наркоманы, их лозунг: “кто не колется - лох”. Сделали нарезку самых шокирующих кадров передозировки. Эти ролики у нас гоняли по всем телеканалам - и кривая “передозов” пошла вниз. У нас в городе есть пейджер, куда люди могут сбросить информацию, где наркотой торгуют. Лозунг - “посади барыгу”. Дело за законодательством! Нужен небольшой координационный совет, который и будет определять...” Что именно определять, Ройзман не пояснил.
Как рассказал депутат Сергей Неверов, мы сильно отстали от развитых стран именно по социальной составляющей рекламы. На Западе соцреклама способна решать большие проблемы за счет организации кампаний - хотя бы антитабачной или антинаркотической. (Первая, по крайней мере, дала очевидный результат, особенно в США, где изнемогшие от зависимости курильщики когда-то чуть не разорили всех табачных фабрикантов многомиллионными судебными исками.) Неверов подметил тенденцию к производству “агрессивной, шокирующей рекламы, наиболее проникающей в сознание человека, - это вызывает большой резонанс”. Например, “показывают обнаженную грудь - и там рентгеном просвечивается злокачественное новообразование. Или могильный крест из кусочков сахара (подпись: пора провериться на диабет). Или - стакан мочи с трубочкой для коктейля (подпись: большая часть населения Земли пьет воду хуже, чем эта моча)”.
Кстати, традиционно считается, что шокирующая реклама бывает только коммерческой и является действенным способом продвижения. (Один из последних примеров - пропаганда майонеза под слоганом “Все дело в яйцах”. Помните ли вы марку того майонеза?) Как видим, и тот и другой стереотип неверен.
По итогам встречи участники “круглого стола” попросили правительство разработать программу единой согласованной стратегии социальной рекламы, благоприятных условий ее производства и распространения, а также разработать налоговый механизм, стимулирующий развитие социальной рекламы.
Вадим БАРАБАНОВ
P.S. В беседе с корреспондентом “Солидарности” депутат Сергей Неверов сказал, что реклама профсоюзов является социальной рекламой. По крайней мере, она должна быть причислена к таковой: “Реклама профсоюзов, как единственного легитимного органа, представляющего и защищающего интересы людей наемного труда, может быть отнесена к социальной. Как говорится, хочешь быть защищен - вступай в профсоюз!”
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте