Top.Mail.Ru
Социум

Вся президентская рать

Ученые представили портрет российской политической элиты

6 августа руководитель Центра изучения элиты Института социологии РАН, доктор социологических наук Ольга КРЫШТАНОВСКАЯ представила результаты последнего исследования политической элиты. И сделала выводы: вопрос о преемнике был решен еще в 2005 году, у Дмитрия МЕДВЕДЕВА нет своей команды, а Владимир ПУТИН строит парламентскую республику.


ВОПРОС О ПРЕЕМНИКЕ
БЫЛ РЕШЕН ДАВНО


Центр изучения элиты Института социологии РАН уже не первый год изучает нашу политическую элиту. Сегодня под исследование “Мониторинг российской политической элиты” подпали две федеральные структуры бюрократии: администрация президента (АП) и правительство. Как пояснила на пресс-конференции руководитель Центра Ольга Крыштановская, смена президента никак не повлияла ни на Госдуму, ни на Совет Федерации, поэтому они в данном исследовании не фигурируют. Где же теперь центр власти? На этот вопрос отвечает статистика.

Если посмотреть, когда большинство чиновников были назначены на свои должности, то видно, что это в основном 2003 год, то есть год первого срока президентства Владимира Путина. При Путине назначено более 80% всех чиновников, а при Дмитрии Медведеве - пока лишь 16,7%. При новом президенте доля перешедших из правительства в АП - 85,7%, а из АП в правительство - 25%. Отсюда можно сделать вывод, что у Путина есть другие источники формирования своей команды, а вот у Медведева кадровый ресурс очень ограничен. Кроме тех людей, с которыми нынешний президент работал в правительстве, ему трудно найти кадры. В Центре изучения элиты проводилось исследование и близкого окружения Медведева, то есть людей, с которыми он учился или работал. Таких оказалось 55 человек. Они концентрируются главным образом в судебной и правоохранительной системах, 60% из них - юристы. Еще эти люди сосредоточены в государственном бизнесе, точнее, в структурах Газпрома - в Газпромбанке, Газпроммедиа. “Силовиков” же очень мало, всего два человека. Удивительный факт: практически все ближайшее окружение Медведева переехало в Москву в 2005 году.

- Из чего я делаю вывод: решение о том, чтобы сделать Медведева преемником, было принято именно тогда, когда он был назначен первым вице-премьером, - говорит Крыштановская.


ПЕТЕРБУРГ - ПОСТАВЩИК КАДРОВ

- Путина критиковали за то, что он привез в Москву много людей из Петербурга. На самом деле каждый правитель звал своих земляков, - поясняет Ольга Викторовна. - При Ельцине выходцев из Свердловской области было 13%, при Путине - из Петербурга 21%, а при Медведеве - 29,5%. Но петербуржцами считаются не только те, кто родился в этом городе, но и те, кто учился и делал там начальные шаги своей карьеры, а таких намного больше. Особенно много людей, которые не родились, но учились в Петербурге, как раз среди “силовиков”.

Владимир Путин привел к власти людей в погонах (это касается выходцев не только из структур КГБ, но и из армии, милиции, прокуратуры). “Силовая элита” при нем достигла своего максимума: больше 66,6% в АП и 37,2% в правительстве - фантастические цифры для нашей страны. При Медведеве в АП количество “силовиков” заметно снизилось, зато повысилось в правительстве. Это говорит о том, что именно Путин является центром сей группы, и куда он перемещается, туда с ним перемещается и она. Говорит это еще о том, что Медведев ориентирован на другие группы, и его связи с “силовиками” не столь существенны.

Интересен и такой показатель, как наличие высшего образования у политической элиты. При Путине он впервые достиг 100%. Более того, постоянно происходил рост людей, которые имеют два и более высших образования. Рост этот шел прежде всего за счет военных, которые помимо вуза оканчивали и военную академию, а также за счет людей, получающих так называемое политическое образование, то есть окончивших вузы типа Академии народного хозяйства при правительстве РФ, Российской академии госслужбы (бывшая Академия общественных наук при ЦК КПСС) или Высшей дипломатической академии. Если же посмотреть, какова в политической элите доля людей, имеющих ученую степень, то видно, что в 2003 году она достигала 45%. “Похоже, что это была мода, потому что когда же эти люди, обремененные государственными заботами, писали свои диссертации?” - задается вопросом Ольга Крыштановская. Защищали они диссертации в основном по политическим наукам, что только подтверждает предположение о моде. Сейчас же этот показатель снижается, то есть мода проходит, и с ученой степенью остаются действительно профессионалы, вроде министра образования и науки Андрея Фурсенко - доктора физико-математических (а не политических!) наук. Сменился и характер образования нынешней политической элиты. Если в советский период порядка 75% людей во власти имели инженерно-техническое образование, то сейчас это по большей части гуманитарии, юристы и экономисты. При Путине в этой элите стало значительно больше людей, имеющих военное образование.

Уходят из политической элиты люди, имеющие опыт работы в советской номенклатуре. Если при Ельцине таких сначала было 50%, то при Путине их количество снизилось с 38% до 34%, и сейчас, при Медведеве, произошло резкое сокращение численности этой категории людей - до 16,7%. Такие изменения связаны не только с возрастом, но и с появлением новых источников кадров.

Примечательно, что при Медведеве немного повысился средний возраст политической элиты. Хотя сам президент относится к поколению сорокалетних, но его опора - люди старше 50 лет, что, в принципе, типично для властных структур во всех странах. Тут Россия не исключение, в отличие от СССР, где средний возраст людей из правящих кругов доходил до 69 лет. Сейчас у нас этот возраст соответствует стандартному общемировому показателю: 52 - 54 года. Самая молодая элита в России была при Ельцине, и с тех пор она постоянно стареет. Это говорит о том, что кадровая революция произошла в 90-е годы, тогда же составился костяк бюрократии, и сейчас он плавно стареет на своих местах. Количество людей младше 40 лет уже при Медведеве сократилось в АП с 11,8% до 7,1%, в правительстве - с 4,7% до 3,3%.


ВЛАСТЬ И БИЗНЕС

Опыт работы политической элиты в бизнесе - самый динамичный показатель. Хотя при Путине рост числа “силовиков” в ней был самым высоким, но он все же уступал росту числа людей, пришедших во власть из бизнеса. В 1993 году при Ельцине в политической верхушке людей, вообще имеющих опыт хозяйственной работы, было 1,6%. При Путине после двух лет его работы таких стало 11%, в последний же год его президентства - 40%, а сейчас, за пять месяцев президентства Медведева, - 24%. Начался другой процесс: власть идет в бизнес.

- Мы проводили исследование советов директоров крупнейших компаний с государственным участием. Это компании, входящие в утвержденный правительством список, которые управляются непосредственно правительством. Туда входят основные крупнейшие наши предприятия. В советах директоров этих компаний всего 6% не являются чиновниками, - говорит Крыштановская.

Что же это за чиновники в советах директоров? По данным Центра изучения элиты, там больше всего (73,6%) правительственных чиновников, затем идут “силовики” разного типа, сотрудники АП, представители других госкомпаний (Газпром, Рособоронэкспорт).

- Если мы посмотрим на топ-лист чиновников, которые входят в советы директоров, то будем поражены, - продолжает Ольга Викторовна. - Эти люди, контролирующие финансовые потоки, мало кому известны. Некоторые, входящие в совет директоров не одной, а двадцати компаний, занимают весьма скромные посты на госслужбе. Среди них, например, нет Игоря Сечина, зато есть Глеб Никитин, который входит в советы директоров двадцати пяти крупнейших российских компаний! Во многих компаниях, особенно ВПК, генеральные директора вообще не входят в совет директоров...


МЕДВЕДЕВУ ДОСТАЛАСЬ КОМАНДА ПУТИНА

Выводы, которые делает на основании мониторинга российской политической элиты Крыштановская, следующие. Во-первых, у Медведева нет своей команды. В правительстве у президента всего два человека на высших постах: министр юстиции Александр Коновалов и глава службы судебных приставов Николай Винниченко. И тоже два человека - в администрации президента: Константин Чуйченко, сокурсник Медведева, и Сергей Дубик, который много лет работал в аппарате Медведева. Президент сам пока находится в недрах команды Путина.
Во-вторых, Крыштановская склоняется к тому, что Путин хочет поменять политическую систему и прийти к парламентской республике. Для этого необходимо усиливать пост премьер-министра, что в настоящее время и происходит, а это, как считает Крыштановская, подтверждает ее вывод. Если раньше президенту напрямую подчинялись 22 министра, то сейчас под контролем президента только 7 ведомств, остальные же фактически отошли в ведение премьера. Путин стал первым “нетехническим” премьером за новейшую историю.

Кроме того, как лидер партии большинства он стал контролировать парламент, Совет Федерации, частично контролировать региональные парламенты (в которых сейчас 62,5% представителей “Единой России”), Счетную палату. То есть уже сейчас под контролем премьера важнейших федеральных институтов больше, чем под контролем президента.

- Я не удивлюсь, если в одно утро мы проснемся и узнаем, что живем в парламентской республике. Для этого надо совсем немного: изменить закон о правительстве, где написать, что премьер-министр больше не назначается президентом - им автоматически становится лидер победившей партии. Тогда премьер-министр набирает легитимность, равную легитимности президента, потому что за этим стоят всенародные выборы, - говорит Крыштановская.

Юлия РЫЖЕНКОВА
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика