В очередной раз отложено, теперь до марта 2009 года, вступление в силу закона о прямом урегулировании убытков по ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности), в том числе введения “европейского протокола”. Правды о том, чем это грозит автовладельцам и прочим участникам дорожно-транспортных авантюр, искал заинтересованный будущий автовладелец, корреспондент “Солидарности”.
Впервые идея прямого урегулирования убытков от дорожно-транспортного происшествия и введения так называемого “европейского протокола” появилась в России три с лишним года назад. Но на тот момент к подобным изменениям оказались не готовы сами страховщики, о чем они не преминули заявить. Как показывает практика, за прошедшее время ничего не изменилось, и ни к 1 июля 2008 года, ни даже к 1 января 2009-го закон в силу не вступит. Как же выглядят на самом деле кошмар и ужас работников страхования - “прямое урегулирование” и “европейский протокол”?
НЕТ “РУССКОЙ РУЛЕТКЕ”
Прямое урегулирование, оно же “европротокол”, - это упрощенная процедура урегулирования убытков с оформлением ДТП без вызова на место происшествия сотрудника ГИБДД. При этом потерпевший обращается за возмещением ущерба в свою страховую компанию, у которой он приобрел полис, а не в страховую компанию оппонента - виновника ДТП. Это работает при условии, что в ДТП участвуют не более двух автомобилей, транспортные средства застрахованы по системе ОСАГО, а ущерб нанесен только имуществу, но не жизни и здоровью людей. При выполнении всех этих условий происходит прямое урегулирование убытков - страховая компания потерпевшего сама рассчитывается со своим клиентом, а затем выставляет счет страховой компании виновника ДТП. Дальнейшие споры могут возникать уже совсем на другом уровне, между страховыми компаниями.
Сегодня же на рынке хватает недобросовестных компаний, заинтересованных в том, чтобы максимально снизить выплаты. И ситуация нередко складывается так, что и время выплат затягивается, и отношение компании-должника к пострадавшему трудно назвать даже лояльным. Вопросы же величины ущерба могут неоднократно меняться “туда-обратно” по итогам проведения нескольких независимых экспертиз. И поскольку не предугадаешь, клиент какой компании в тебя врежется, то получается поистине “русская рулетка”.
- Все страховщики, естественно, заинтересованы в том, чтобы клиенты продолжали обращаться в их компании для приобретения не только ОСАГО, но и прочих страховых продуктов. Мы должны понимать, что при плохом урегулировании убытков клиент к нам больше не придет. Страхователь будет стремиться выбрать ту компанию, которая добросовестно осуществляет оценку и выплаты, - объясняет суть своей политики президент ОАО “СК “Гранит” Сергей Андреев.
На первый взгляд, новая система максимально упрощает отношения страхователя и страховщика. Первому не нужно больше искать в незнакомом районе офис чужой компании, не нужно оспаривать заниженную сумму ущерба. Но есть тут и подводные камни, правда, коснутся они больше всего самих страховщиков и клиентов небольших страховых компаний. Во-первых, не существует единого методического документа и единых стандартов методики оценки ущерба, необходимых для проведения независимой техэкспертизы транспортных средств и определения стоимости восстановительного ремонта.
На данный момент на рынке действует до пяти методик, существенные отличия которых позволяют страховщикам варьировать цену ремонта в ту или иную сторону. Во-вторых, до сих пор не существует единого государственного реестра техников-экспертов и методов оценки их компетентности. На данный момент только поступил в разработку совместный проект приказа Минтранса, Минюста и МВД РФ об утверждении требований к образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации техников-экспертов.
Ну и напоследок, третьим пунктом - неготовность некоторых страховых компаний к дополнительным расходам. Ускорение и улучшение процесса компенсации ущерба, согласно аналитике Российского союза автостраховщиков (РСА), увеличит убыточность ОСАГО для страховых компаний процентов на 15 - 20. Потребуется также создание специальных клиринговых центров, круглосуточных клиентских центров.
- В принципе, не все страховщики готовы. Я думаю, что небольшие страховые компании вообще откажутся от данного вида страхования, потому что не смогут потянуть предъявляемые требования, - такой прогноз дал Михаил Гришин, вице-президент ОАО “СК “Гранит” (эта СК - член РСА).
20 ЛЕТ СПУСТЯ
В общем, с виду новый закон - исключительно благая инициатива, направленная на оптимизацию дорожного движения и решение проблем, связанных с легкими ДТП. Но всем известно, куда выложен путь благими намерениями.
- Что касается оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД, тут есть много тонкостей, о которых надо говорить подробно, - комментирует нововведения Виктор Травин, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев. - Во-первых, я не специалист и не эксперт, и я не знаю, какую сумму составил ущерб на самом деле. И если согласиться на месте на некую сумму, есть шанс, что потом найдутся скрытые повреждения и я окажусь в проигрыше. Или потом мне придется ходить по судам, чтобы получить оставшуюся сумму с виновника аварии. При таком повороте дел получается, что само страхование теряет смысл. Во-вторых, ДТП не случается без нарушения правил дорожного движения. Поскольку сотрудников ГИБДД на месте не окажется, значит, огромное количество нарушений ПДД фиксироваться не будет. И задача ГИБДД и всей системы наказаний, состоящая в том, чтобы привлекать водителя к ответственности за нарушение ПДД, в значительной мере провалится. Представьте себе ситуацию: нетрезвый водитель въезжает в трезвого водителя и предлагает оценить ущерб по максимуму и плюс дать наличными сверху. Пострадавший может согласиться, ему удобно - он получает часть денег сразу. И виновнику удобно - его не лишают прав. То есть вся система приведет к тому, что тот, кто поймет всю ее прелесть, будет ездить пьяным, зная, что сможет нарушать ПДД, а в случае аварии уйти от ответственности.
Так что все двояко. Есть и плюсы, и минусы. То, что придется почувствовать “камушки”, подтверждает и европейский опыт. Например, во Франции, где упрощенную систему урегулирования убытков ввели только через 10 лет после начала реализации ОСАГО, на устранение ее дефектов ушло более 20 лет. Остается только ждать. Все будет, но двадцать лет спустя.
Елена БЕЛЛИС
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте