МГУ им. М.В. Ломоносова в этом году меняет порядок приема абитуриентов. О новых правилах ректор вуза Виктор САДОВНИЧИЙ рассказал журналистам 26 марта в пресс-центре “МК”. И подверг резкой критике единый госэкзамен. Кроме того, ректор считает рост числа коммерческих вузов явлением отрицательным, а плату за образование - слишком низкой.
“В этом году делается шаг к открытию университета регионам России”, - заявил ректор МГУ Виктор Садовничий.
В МГУ в этом году будут зачислены без экзаменов 600 - 700 призеров региональных олимпиад и порядка 200 - 300 победителей московских олимпиад. Этих ребят примут на те факультеты, по профильным предметам которых они участвовали в олимпиаде. Их обучение будет оплачиваться из бюджета, приезжим предоставят общежитие. При этом число бесплатных мест для зачисления по конкурсу в МГУ возрастет вдвое (3 тыс. бюджетных мест). Этому способствует отмена местных олимпиад, проводимых самим университетом в разных школах. По словам ректора, такая ситуация создавала не совсем объективную обстановку, так как для участия выбирались отдельные школы, и ученый совет МГУ отменил это мероприятие. Теперь всех тех, кто не победил в региональных олимпиадах, ректор пригласил поступать в МГУ на общих основаниях в июле. Все экзамены остались прежними.
Новую схему приема победителей региональных олимпиад Виктор Садовничий считает удачной: “Это действительно талантливые люди. Они пришли к победе через 4 - 5 этапов олимпиад на разных уровнях - в школе, в поселке, в городе”. Такую систему приема в вуз ректор МГУ предлагает внести как дополнение к единому государственному экзамену (ЕГЭ).
К самому ЕГЭ Садовничий относится с осторожностью и считает, что единственной системой приема абитуриентов в вуз ЕГЭ не должен быть никогда: “Как можно по плюсикам и минусикам отбирать студентов для мехмата, журфака, филфака МГУ? Здесь должен быть штучный отбор”. Предполагаемым оппонентам ректор возразил, приведя несколько доводов.
Первое. Статистические данные говорят, что там, где единый экзамен существует уже несколько лет, количество получивших высшие баллы растет. То есть учителя приспособились помогать своим ученикам.
Второе. Тем, кто надеется с помощью единого госэкзамена уничтожить репетиторство как элемент коррупции (мол, родители тратят баснословные суммы на репетиторов), ректор сообщает, что это невозможно: “В тех районах, где введен ЕГЭ, точно так же прибегают к репетиторству, и это говорят мне коллеги. В тех же помещениях, на тех же кафедрах - только по подготовке к ЕГЭ. Все лишь намного проще стало, к тестам-то легче подготовить”.
Третье. Коррупция в вузах - надуманный аргумент, чтобы ввести систему ЕГЭ: “Если какой-то из вузов мы подозреваем в коррупции, то нужно найти и наказать. Думаю, у нас для этого достаточно сил”.
По поводу коррупции в МГУ ректор категорически заявил, что этого нет: “Поступить без экзаменов в МГУ нельзя, и те преподаватели, которые обещают абитуриентам повлиять на результаты поступления, просто занимаются внушением. Если бы родители пришли и сообщили о таких нарушениях, мы бы обязательно разобрались в этом вопросе”.
Тем, кто не прошел по конкурсу в МГУ, предлагаются внебюджетные формы обучения. Ректор привел данные экономистов МГУ, которые подсчитали, что себестоимость годового обучения в университете составляет 3 тысячи условных единиц: “Ниже этой цифры быть не может. Сумма может быть только выше - в зависимости от спроса на факультет”. По словам ректора, университет вынужден брать внебюджетников.
Кстати, платное образование в России - еще одна проблема, волнующая Садовничего: “Есть опасения, что мы становимся на путь платного образования: уже около половины обучающихся россиян получают платное образование. Я не считаю это правильным, наше государство вполне может и должно обеспечить возможность получения бесплатного образования по определенным нормативам. По поводу платного образования можно сказать, что сделаны очевидные ошибки. Это ничем не контролируемая волна создания тысяч негосударственных вузов, что рассматривается как рынок. Сейчас в России 3200 вузов, вместе с негосударственными, и такое количество ничем не может быть оправдано”. Садовничий подчеркнул, что себестоимость российского образования значительно выше, чем та цена, которую назначают в коммерческих вузах. Беда в том, что, по мнению ректора МГУ, “неполноценная плата порождает неполноценное образование”.
Алена КУЗНЕЦОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте