Top.Mail.Ru
Специальный репортаж

В Новый год - с надеждой на зарплату

В Тимашевском районе Краснодарского края на хуторе Беднягина доярки взяли в заложники директора ЗАО “Кубанец” Андрея ЮРЧЕНКО. Женщины требовали погашения задолженности по заработной плате. Об этом “Солидарности” сообщил член президиума Тимашевского районного комитета профсоюза работников АПК, председатель профкома фабрики “Нестле” Анатолий ШУЛЬГА. Наш корреспондент Наталья КОЧЕМИНА отправилась в Краснодарский край, чтобы на месте узнать подробности происшедшего. Как выяснилось, не только доярки, но и все жители хутора Беднягина оказались в бедственном положении. Хозяйство ЗАО “Кубанец” распродано или разрушено, долг различным кредиторам составляет более 62 млн. рублей, а сам хутор в ближайшее время может остаться без отопления, воды и электроэнергии.

ФЕРМА


Длинное кирпичное здание. Здесь еще пару месяцев назад размещалась администрация молочно-товарной фермы (МТФ) ЗАО “Кубанец” и столовая для работников. Сейчас об этом напоминают только растрепанные пожелтевшие книжки учета племенного скота. Они разбросаны на полу комнат, вперемешку с обломками кирпичей, поломанными стульями и прочим мусором. По зданию гуляет ветер, что неудивительно: не осталось ни одного целого стекла. Да что стекла - даже дверей и оконных рам не осталось. Вслед за председателем профкома ЗАО “Кубанец” Иваном Саворским иду по захламленному коридору.
- Здесь у нас была бухгалтерия, а здесь сидели специалисты и хранились животноводческие книги учета, - вспоминает Иван Константинович. А потом, невпопад, продолжает. - А стекла в окнах еще неделю назад были на месте. Растащили все...

Потом мы идем в корпуса фермы. По дороге Саворский рассказывает мне славную историю совхоза “Кубанец”. О том, как 30 лет назад здесь начали разводить коров редкой голштино-фризской породы, и из самой последней фермы в Тимошевском районе (63-е место!) МТФ превратилась в передовую. “Удои были отличные: на фуражную корову - 5360 литров в год!”, - восклицает Иван Константинович. Мы подходим к корпусу беспривязного содержания. Раскрытые покосившиеся ворота открывают страшную картину запустения. Огромное помещение заполнено толстым слоем замерзшего навоза. По словам председателя профкома, последние обитательницы корпуса несколько дней стояли по колено в этой жиже.

В других помещениях фермы царит все та же разруха. Покореженные доильные установки, в насосной нет ни одного агрегата. В помещениях темно, все время боюсь упасть - кругом разбросаны остатки прежнего оборудования. “Это пункт искусственного осеменения, - продолжает рассказывать Саворский, - когда-то, много лет назад, я сделал его сам. А сейчас я испытываю почти физическую боль: как же можно так относиться к сельскому хозяйству!”

Еще несколько месяцев назад по трубам фермы бежало молоко. В корпусах мычали коровы и телята. Здесь работали люди, и многие из них отдали ферме всю свою жизнь. Сейчас весь коллектив - 68 человек - оказался не у дел. 7 ноября 2004 года руководители ЗАО “Кубанец” продали всех коров. Фермы больше нет.

ДОВЕДЕННЫЕ ДО ОТЧАЯНЬЯ

После посещения заброшенной фермы я встретилась с бывшими доярками МТФ, теми, которые 17 декабря взяли в заложники директора ЗАО “Кубанец” Андрея Юрченко. Мы разговаривали в неотапливаемом здании местного клуба, после собрания жителей хутора. Женщины сначала неохотно отвечали на мои вопросы, но когда я поинтересовалась, что вынудило их “арестовать” директора, заговорили все и сразу: “Это просто издевательство! Денег нет! Вот умрешь, и похоронить не на что! Ферму закрыли, а долги по зарплате не выплатили!” Потом одна из них, бывшая заведующая сепараторным пунктом фермы Валентина Дзюба вызвалась подробно описать ситуацию.

- Я проработала на ферме 28 лет, 16 из них была дояркой, а потом заведовала сепараторным пунктом, - рассказала женщина. - Но уволилась за 4 года до пенсии, по собственному желанию. Дело в том, что руководство ЗАО “Кубанец”, казалось, с самого начала планировало развал фермы, да и всего хозяйства. У нас сначала уволили всех грамотных специалистов, проработавших на ферме не один десяток лет. Начали с управляющего, Руслана Хубаху. Потом “ушли” зоотехника, бригадира. Я ушла сама - работать стало просто невозможно! На ферме появилась новая заместитель по животноводству Коростылева. Этой женщине надо работать надзирателем в тюрьме! Она могла запросто обругать матом даже работниц-ветеранов! Люди уходили домой со слезами на глазах! И я поняла, что не доживу до пенсии, если останусь на ферме. Я ушла.

Потом, по словам Валентины Яковлевны, на ферме началась настоящая разруха. Сепараторный пункт был загажен настолько, что подавать молоко по трубам было просто не возможно. С завода, куда поставлялось молоко для переработки, на ферму сначала вернули около двух тонн, потом полторы, а потом целых шесть тонн молока! “Мы за все годы работы не испортили столько молока! - восклицает Дзюба. - А тут тонны вылили свиньям!” В августе работников фермы стали предупреждать, чтобы подыскивали себе новое место работы. Но люди уходить не хотели - и продолжали заготавливать корма: сено и силос. Бесплатно.

- Мой муж работал агрономом отделения МТФ, - рассказывает Татьяна Ткачева. - Мужчины и занимались заготовкой кормов, потому что не верили, до самого последнего дня не верили, что коров продадут. Но их продали.

7 ноября, после утренней дойки, коров увезли. Женщины-доярки пытались этому помешать, но их прогнали. А ферма перестала работать. Лишив людей рабочих мест, руководство ЗАО “Кубанец” не позаботилось ни о полагающихся выплатах, ни о дальнейшей судьбе бывших сотрудников. По словам Татьяны Ткачевой, августовскую зарплату мужа удалось получить только после подачи заявления в суд. А вот деньги за сентябрь и октябрь, и все остальные выплаты, связанные с увольнением, доярки и другие работники фермы не могут получить до сих пор. Директор ЗАО Андрей Юрченко просто старался не попадаться людям на глаза, на хутор приезжал редко. И все же женщинам удалось его “отловить”.

ЗАХВАТ ДИРЕКТОРА

Председатель профкома посоветовал женщинам требовать погашения долга по зарплате сообща. А когда узнал, что доярки решили идти на крайние меры, предложил поставить в известность главу администрации сельскохозяйственного округа “Кубанец” Павла Авдеева. Уведомив главу, 17 декабря женщины захватили директора в его кабинете.

- Мы узнали, что в ЗАО “Кубанец” поступили деньги от одного из фермеров за проданных коров, - рассказывает Валентина Дзюба. - Полтора миллиона - векселем и наличными. Мы знали, что по этому поводу наш директор 17 декабря обязательно заедет в контору. Собрались с девчатами и прождали его с восьми утра до полчетвертого дня. А когда он появился, сказали, что не уйдем, пока не получим зарплату. Он сначала хихикал, но потом понял, что дело серьезное. Потом заявил, что ему надо ехать в милицию, в город. Мы не поверили, что он снова вернется, и отправили вместе с ним охрану - двух наших доярок. Вернулся директор где-то в полвосьмого. Все это время мы из конторы не выходили, стемнело, и мы жгли свечи - ведь электроэнергию отключили за неуплату. Вдруг он предлагает выдать нам по 2 тысячи - мол, остальное потом. Мы не согласились. Но отпустили его через час, договорившись о повторной встрече в понедельник в 3 часа дня.

“А если он обманет?” - спросила я женщин. “Обманет - мы его снова достанем, - ответили они. - Если надо, домой к нему поедем”. Женщины рассказали, что в результате “хозяйственной” деятельности Юрченко без работы остались не только доярки, а триста жителей хутора Беднягина, работавших в ЗАО “Кубанец”.

КАК УМИРАЛ “КУБАНЕЦ”

Поговорив с женщинами, я встретилась с главой администрации сельскохозяйственного округа “Кубанец” Павлом Авдеевым. Он рассказал, что постепенная распродажа поголовья коров и свиней, которыми во времена социализма славился совхоз “Кубанец”, началась еще в 1991 году. Тогда же совхоз стал называться закрытым акционерным обществом. Менялись руководители, а два года назад директором ЗАО “Кубанец” стал житель Краснодара Андрей Юрченко. Предприятие, которое возглавил молодой руководитель, в тот период тоже имело долги. Аж 52 миллиона рублей! Но, по словам главы администрации, тогда еще работали две племенные фермы: свино-товарная и молочно-товарная, работа была и у полеводческой бригады, и у стройотдела, словом, у всех подразделений хозяйства.

Для уплаты долгов ЗАО “Кубанец” нуждалось в финансировании. И инвестор нашелся - им стало другое ЗАО под названием “Зернопродукт”, возглавляемое Татьяной Мезенцевой. Руководство этого общества согласилось предоставить кредит - при условии, что будет подписан пятисторонний договор и 50% акций ЗАО “Кубанец” окажутся у “Зернопродукта”.

Договор был подписан администрацией Тимошевского района, комиссией по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края, Кубанским продовольственным фондом, ЗАО “Зернопродукт” и ЗАО “Кубанец”. Новое руководство предприятия в лице г-на Юрченко и г-жи Мезенцевой, взяло на себя многочисленные обязательства. В их списке - и своевременная выплата заработной платы, и сохранение животноводческого комплекса, и увеличение производительности труда, и выплата прежних долгов предприятия, и обслуживание жилищно-коммунального хозяйства, находившегося на балансе у ЗАО “Кубанец”. Отдельно Андрей Юрченко обещал позаботиться о школе и детском садике.

У людей - работников ЗАО “Кубанец” и всех жителей хутора - появилась надежда на возрождение хозяйства. И действительно, первые три месяца под руководством Юрченко люди вовремя получали заработную плату, хозяйство обзавелось тремя новенькими тракторами “Беларусь”... Но на этом развитие хозяйства окончилось. Первой пала свино-товарная ферма (СТФ), где в тот момент находилось 1900 - 2000 свиней, при ежегодном приплоде в 2000 голов. Следом за ней под угрозой развала оказалась и молочно-товарная ферма.

Около полугода назад работники поняли, что в скором времени и ферма, и само ЗАО “Кубанец” перестанут существовать. Пользуясь своей безнаказанностью, директор сотоварищи распродал львиную долю имущества всего хозяйства. До сих пор не известно, куда “ушло” зерно с элеватора, и где деньги, полученные от его продажи. Были проданы 50 новотелей (коровы, первый раз ожидающие потомства), кто стал их новым хозяином - загадка. А 7 ноября было продано все стадо - около 1000 животных! Их купили агрохолдинговая компания “Россия” и местные фермеры.

Предотвратить продажу (фактически, разграбление имущества) мог бы совет директоров ЗАО “Кубанец”. Но он не вмешался. Среди его членов были и старые работники предприятия, но их на заседания не приглашали. Все решалось представителями руководства ЗАО “Зернопродукт” и ЗАО “Кубанец”.

Андрей Юрченко сумел не только полностью развалить хозяйство “Кубанца”. По словам Павла Авдеева, около двух лет ЗАО не перечисляло деньги в пенсионный фонд, не платило налогов, а задолженность энергетикам составила 329 тысяч рублей. Что уж говорить о профсоюзных взносах - сумма долга по ним составила 320 тысяч рублей. Иван Константинович Саворский рассказал, что бухгалтерия отчисляла деньги, только никому не известно, куда они попадали потом. Прежние долги хозяйства не были погашены, наоборот, их сумма стала больше - 64 миллиона рублей.

ХОЛДИНГОВЫЙ ОБМАН

Разграбленному хозяйству срочно требовался новый владелец - чтобы погасить долги и не оставить людей без работы. Однако желающих поднимать “Кубанец” не нашлось. Тогда и появилась Агрохолдинговая компания “Россия”, чье хозяйство расположилось в 17 километрах от хутора Беднягина. По словам Авдеева, руководство холдинга хотело купить весь имущественный комплекс ЗАО “Кубанец” за 10 миллионов рублей. Однако к тому времени Юрченко уже распродал большую часть имущества в розницу. Было и еще одно предложение - реорганизовать все предприятия ЗАО “Кубанец” и ввести их в холдинг. Первой в холдинг вошла полеводческая бригада (теперь это растениеводческое предприятие “Восход”). Потом присоединились еще несколько бывших производственных подразделений “Кубанца”.

Однако проблемы у людей, перешедших на работу в агрохолдинговую компанию, остались прежними. По словам Татьяны Ткачевой, муж которой стал работать механиком-агрономом в ООО “Восход”, заработную плату там задерживают так же, как и в “Кубанце”:

- Муж с бригадой ездил в командировку - пахать поля в другом районе. А денег за работу им не заплатили. Люди обратились в холдинг, чтобы узнать, куда делась их зарплата. Но там им ответили: мол, езжайте в то хозяйство, где пахали, и сами выбивайте эти 350 тысяч! Представляете, у меня пятеро детей, сама я по состоянию здоровья не работаю. Живем на деньги одного из сыновей, который работает в милиции и параллельно учится. У нас долгов на 10 тысяч. Живем запасами, и в магазине, слава богу, продукты в долг дают. А так хоть сразу на кладбище иди и помирай!

Не все бывшие работники “ЗАО” Кубанец смогли найти работу в Агрохолдинге “Россия”. По словам председателя профкома, больничные листы эта компания не оплачивает. Заболел - сразу и увольняйся. И недовольных сразу выгоняют. “Был у нас такой механизатор, а впоследствии бригадир, Александр Петров, кстати, бывший член совета директоров ЗАО “Кубанец”. Вся его семья перешла работать в холдинг. Но Александр выступил против политики холдинга, и его уволили. Вместе со всей семьей”.

Надо сказать, что вступить в Агрохолдинговую компанию “Россия” посоветовал сам глава Тимашевского района Геннадий Булатецкий. Он приехал в ЗАО “Кубанец”, и предложил этот вариант как спасение. Однако, как показало время, руководство холдинга не интересовали ни люди, оставшиеся без работы, ни разоренное хозяйство. Холдинг интересовали только земли. Жители хутора Беднягина имеют долевые земельные паи. У работников ЗАО “Кубанец” они составляют 3,6 га, у остальных - чуть меньше. Поля надо было засеивать, и люди решили передать свои участки в аренду Агрохолдингу “Россия”.

Договор об аренде на пять лет был составлен так: он вступал в силу сразу же после написания, а не после его регистрации в соответствующих государственных органах, по схеме так называемой “доверительной аренды”. Не вызывает сомнений, что жители Беднягина в скором времени лишились бы своих земельных паев. Ведь с 28 января должен был вступить в силу новый закон о земле, согласно которому земли предприятия-банкрота при отсутствии заверенного договора об аренде уходят в счет уплаты долгов.

БЕЗ ВОДЫ

Я забыла рассказать еще об одной проблеме хутора Беднягина. В большинстве трехэтажных и двухэтажных домов жители забыли о том, что такое водопроводная вода. Ее просто нет. Ко мне обратилась бывшая трактористка “Кубанца” Галина Васильевна Коновалова. Она рассказала, что уже несколько месяцев люди в ее двухэтажном доме, да и в соседних домах живут без воды. Ее нет, абсолютно никакой! “Мы уж не просим горячей, мы забыли что это такое. Нам бы холодненькой хоть струйку!” - говорит женщина. Коновалова показала мне коллективное письмо, которое жители хутора Беднягина отправили главе района. Люди написали ему о своей беде - прошел месяц, а ответа пока нет. Я побывала в гостях у Галины Васильевны. Уютный двухэтажный домик, в квартире очень чисто. Но из труб и в санузле, и на кухне воняет тухлятиной. И неудивительно - несколько месяцев без проточной воды! Кстати, общественных колонок и колодцев в поселке нет, люди берут воду у более счастливых соседей.

Узнать, что же происходит с водоснабжением хутора, я решила у главы сельскохозяйственного округа “Кубанец” Павла Авдеева. Он рассказал, что ЗАО “Кубанец” не выполнило своих обязательств по отношению к предприятиям жилищно-коммунального хозяйства. Вместо шести работает только две скважины, остальные отключены за неуплату энергетикам, и находятся под угрозой запесочивания. Работает только 2 глубинных насоса - на 10 и на 20 кубов в час. В котельной не хватает давления, и воду получают только жители первых этажей, да и то в ночное время. Котельная обслуживает и все муниципальные предприятия, и школу с детским садом, и основную часть жилого фонда. Выйдет она из строя - и все, пиши пропало, замерзнет хутор. Правда, в перспективе вся коммуналка должна перейти в ведение администрации округа “Кубанец”, и в ближайшее время произойдет инвентаризация объектов. Может быть, это и спасет положение...

ДЕЙСТВИЯ ПРОФСОЮЗА

В Краснодар я возвращалась вместе с председателем районной территориальной организации профсоюза работников АПК Тимашевского района Надеждой Фурсовой. Она рассказала, что председатель профкома ЗАО “Кубанец” обращался во множество инстанций с просьбой разобраться в ситуации и помочь работникам хозяйства. Он писал письма в прокуратуру, главе района. Но ответа нет уже месяц. Составлен список рабочих, имеющих задолженности по заработной плате (за 2004 год) и по натуроплате (за 2001 и 2004 годы). Заявления людей будут переданы в городской суд Тимашевска. А люди, оставшиеся без работы, встанут на учет в центре занятости города.

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

Нам позвонил член президиума Тимашевского районного комитета профсоюза работников АПК, председатель профкома фабрики “Нестле” Анатолий Шульга. Он рассказал, что доярки снова захватили горе-директора Юрченко. На этот раз время “ареста” закончилось в 19.30. Он пообещал решить все проблемы с выплатой задолженности работникам до 25 января.

“А” - СПРАВКА:

Зарплата у доярок ЗАО “Кубанец” и в большинстве хозяйств Тимашевского района составляет от 1,5 до 2,5 тысяч рублей. Если женщинам предоставят работу в Тимашевске, им придется половину заработка тратить на дорогу: расстояние 23 километра, стоимость проезда в маршрутном такси 15 рублей. К тому же, ходит транспорт только 4 раза в день. Но даже если женщин будут возить на фермы, на семью времени не останется: подъем у доярок в 3 часа утра, а возвращение домой - в 21.00.
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика