С распадом СССР ушла в прошлое пословица “курица не птица, Монголия не заграница”. Теперь Монголия - безусловная заграница, а значит, и монгольские профсоюзы - заграничные. Не только с ностальгией вспоминающие о временах братской дружбы, но и желающие эту самую дружбу возобновить на новом уровне. Оказавшись в составе делегации Московской федерации профсоюзов (зампред МФП Юрий ПАВЛОВ, зав. международным отделом Александр МАЗУНОВ), главный редактор газеты “Солидарность” Александр ШЕРШУКОВ обнаружил в Федерации профсоюзов Улан-Батора явление мирового масштаба, которое не грех изучить и профсоюзам российским.
ДИСПОЗИЦИЯ
Новейший период дружбы москвичей с улан-баторцами начался с 2002 года, а в 2003 году в Москве подписали соглашение о сотрудничестве между МФП и профсоюзами Улан-Батора сроком на пять лет.
Сама по себе столичная федерация имеет небольшой штат - человек 20, включая хозяйственных работников. По сравнению с тем, что было в “дореволюционные времена”, количество членов профсоюзов существенно уменьшилось - если в начале 90-х в монгольских профсоюзах состояли 500 тысяч, то сейчас еле-еле дотягивают до 200 тысяч человек (примерно четверть всех работающих). Среди руководителей много выходцев из еще советских профсоюзных учебных заведений, а значит, русский язык многие и понимают, и говорят на нем.
Кстати, общая тенденция старения профсоюзных кадров несильно выразилась в Монголии: 57% всех членов профсоюзов - люди до 45 лет, и, по словам улан-баторских профсоюзников, есть реальные шансы повысить эту цифру. В частности, за счет пропаганды профсоюзов среди студентов. Кроме того, в Улан-Баторе много швейных фабрик, созданных при участии иностранного капитала, а 90% работающих на них - молодежь. Значит - нужно работать с ними.
Есть проблема привлечения в члены профсоюзов людей, работающих в иностранных компаниях. Как и есть проблема отношения к профсоюзам. В ТНК наблюдается много нарушений трудового законодательства, очень много незаконных увольнений, неоплаченных сверхурочных.
По большому счету все проблемы и улан-баторских, и вообще монгольских профсоюзов похожи на проблемы российских коллег. И размер зарплаты, и своевременность выплаты, и падение численности членов профсоюзов, и несоблюдение трудового законодательства на предприятиях. Поэтому интересно было посмотреть: а что отличается?
ДЕНЬГИ И СОБСТВЕННОСТЬ
Одним из интереснейших вопросов в любой профорганизации была и остается тема профвзносов: откуда берутся и как распределяются? В столичной (улан-баторской) федерации около 40% бюджета формируется за счет членских взносов, остальное - доходы от собственности. Причем этой самой собственности осталось всего ничего: в начале 90-х годов, когда в стране у власти были местные демократы, профсоюзам предложили “поделиться”. Профсоюзы поделились, но обратно государство вернуло уже немногое...
Впрочем, с точки зрения взносов, во всемонгольской конфедерации дело обстоит хуже: там, как мне сказали, аж 98% бюджета - доходы от собственности. Интересно, что на национальном уровне в качестве этой “доходной собственности” выступает Дворец культуры, расположенный в центре Улан-Батора. Его директор при встрече с нами слегка попечалился, что-де “мы для отраслевых профсоюзов делаем скидки при проведении мероприятий до 35%, а они хотят все бесплатно”. Но это - традиционная позиция почти любого профсоюзного хозяйственника на территории бывшего “восточного блока”. Кстати, этот самый Дворец культуры построен в 1975 году как подарок ВЦСПС монгольским профсоюзам.
Как рассказали улан-баторские коллеги, взносы в монгольских профсоюзах распределяются так: около 70% остается в первичке, остальное идет в городскую федерацию. И уже оттуда половина уходит отраслевикам, а остальное - в национальный профцентр. Взносы “первички” (как все постсоветские первички) перечисляют со скрипом.
Встретился с коллегой - главным редактором местной профсоюзной газеты “Труд”. Стояли друг напротив друга с диктофонами - брали “перекрестное интервью”. Он меня спрашивал: “Как возбудить интерес к русской культуре?”, а я его: “Сколько человек работает в издании и на какие деньги живете?”. Выяснилось, что газета “Солидарность” с ее недавним 15-летием тихо курит в стороне, поскольку всемонгольской газете “Труд” исполнилось 77 лет. После перестройки резко упало качество издания, меньше стало подписчиков. Некоторое время газета даже выходила небольшим форматом - А4. В свое время была ежедневной, сейчас выходит два раза в неделю. Кроме чисто профсоюзных статей, материалы для более широкого круга читателей (я так понял - анекдоты и садоводство). В газете работают два корреспондента и верстальщик. Ну а сам главный редактор - пожилой приятный дядечка, экономист по образованию, которого “попросили помочь поруководить профсоюзной газетой”.
ВОТ ТАКАЯ МОЛОДЕЖЬ
Самая интересная история об улан-баторских профсоюзах связана с операцией “Преемник”. Эдакая добрая профсоюзная сказка. Только случившаяся на самом деле. Короче говоря, прежний председатель Улан-Баторской федерации профсоюзов товарищ Жадамбаа решил, что нужно уступать место молодым. Тогда он пригласил на работу молодого специалиста, товарища Амгаланбаатора. В течение нескольких лет его всячески учил профсоюзной работе, а в 2003 году (кстати, во время визита в МФП) сказал ему, что видит его в роли продолжателя своего дела. В результате на конференции в 2004 году товарища Амгаланбаатора избрали даргой (председателем), а товарищ Жадамбаа стал его советником, секретарем столичной федерации по трудоустройству, а также председателем ревизионной комиссии Всемонгольской конфедерации профсоюзов. Во как!
Но это еще не все. Как вы думаете, сколько лет сейчас товарищу Амгаланбаатору? Между прочим - 35. Так вот, на вечернем чаепитии хозяева начали говорить восточные комплименты. В смысле, как хорошо, что к нам приехал в делегации такой молодой главный редактор профсоюзной газеты. Тут я, каюсь, немного не сдержался: “Ничего себе - молодой?! Да я на год старше вашего дарги!” Хозяева вежливо посмеялись, и продолжили: “Как хорошо, что такой молодой редактор...”
В качестве небольшого дополнения к статье прилагаю краткую биографию. нового улан-баторского профсоюзного дарги: родился в 1970 году. В 1988-м окончил школу, служил два года в армии шифровальщиком. Потом год работал на электростанции. Поступил в институт. По окончании четыре года работал в центральном аппарате профсоюза - в сфере законодательства и охраны труда. С 2000 года - секретарь городской федерации профсоюзов. В 2004 году конференция городской организации - выбран председателем. В 2002 - 2003 году учился и успешно окончил академию управления. Учился в Турине, в учебном центре МОТ, по своему профилю - охрана труда. В 2004 году его выбрали вице-президентом конфедерации монгольских профсоюзов, отвечающим за работу с молодежью и проблемы сельского населения. Женат, имеет двух сыновей. Считает, что участие молодежи в решении ключевых проблем профсоюзов остается неудовлетворительным. Правильно считает, однако...
Александр ШЕРШУКОВ
P.S. Самбайну и баярта - это “здравствуй и прощай”. Только по-монгольски.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте