Цифровое табло, показывающее количество произведенных автомобилей на ЗАО “Форд Мотор Компани” во Всеволожске, замерло. Завод тоже замер: с 20 ноября работники объявили бессрочную забастовку. Они решили не прекращать ее до тех пор, пока их требование - повышение зарплаты - не будет выполнено. Администрация же не собирается идти на переговоры до тех пор, пока акция не прекратится...
Предупредительная забастовка 7 ноября свалилась на руководство “Форда” как снег на голову: они о ней узнали лишь 6-го, да и то из средств массовой информации. Тогда завод не работал с 0 часов до 19.00, то есть до того момента, как забастовщики получили из суда исполнительный лист о незаконности забастовки. Собственно, профком и не спорил с этим: она действительно была незаконной, ведь работодатель о ней не был уведомлен за 10 дней (он вообще не был о ней уведомлен), да и необходимый минимум работ не был согласован. Зачем же нужна была такая забастовка? А вот зачем...
ВЕЕРНЫЕ АКЦИИ
- Мы целенаправленно шли на незаконную забастовку - это тактический ход. Мы приучаем наших людей к тому, что забастовка - это их конституционное право. Несмотря на то, что законодательство всячески препятствует нам в его осуществлении, не надо оглядываться на то, признает ли суд забастовку незаконной: когда признает, тогда и приступим к работе. Мы хотели показать, что у нас достаточно сил. И рабочие понимают, что их действия совершенно законны до тех пор, пока нет решения суда, - поясняет Алексей Этманов, председатель профсоюзного комитета всеволжского завода “Форд”.
А настоящая бессрочная забастовка, полностью законная, началась 20 ноября и идет до сих пор. Что же заставило людей остановить работу? Администрации это непонятно. Вот что рассказала корреспонденту “Солидарности” Екатерина Кулиненко, менеджер по связям с общественностью “Форд Мотор Компани” в России:
- Срок действия колдоговора на предприятии истекает 1 марта 2008 года. Аспекты будущего колдоговора еженедельно обсуждались на рабочих встречах между представителями администрации и профсоюза. Требования, которые выдвинул профсоюз, были серьезные: привязка минимальной зарплаты к восьми прожиточным минимумам по Петербургу, что составляет около 28 тысяч рублей, индексация зарплаты четыре раза в год и другие. Администрация попросила времени и предложила начать обсуждение условий с 26 ноября. Это время мы просили не просто так. Дело в том, что требования нуждаются в детальном обсуждении, а администрация компании привыкла садиться за стол переговоров уже с каким-то предложением. Ответ профсоюза в виде забастовочных действий администрации кажется необоснованным. Тем более что на заводе нет причин для таких действий.
Почему профком не стал дожидаться переговоров 26 ноября, как это было предложено администрацией? По словам Этманова, профком уже не верит в возможность переговоров. Как рассказал председатель профкома “Форда”, все тянется еще с прошлого колдоговора, подписание которого, кстати говоря, тоже сопровождалось забастовкой. Но даже после принятия 28 февраля прошлого года колдоговора у сторон остались разногласия, которые профком как раз хотел снять в процессе нынешних переговоров.
- С 9 июля по 9 октября мы разговаривали о повышении окладов. За три месяца ни одной строчки! Ничего! Тогда мы решили провести конференцию, где выдвинули требования, и начать официальную процедуру, - поясняет Алексей Этманов. - Исходя из прошлого опыта, мы выбрали веерный вариант остановок работы, то есть начали сразу несколько трудовых споров. В итоге мы вышли с пятью пакетами требований, разработали график, когда что делаем. Все это для того, чтобы нас не заблокировали в суде. Нам нужен базовый оклад в 28 тысяч рублей, а остальные требования - это просто формальность. Мы готовы их снять, как только будет выполнено основное наше требование.
Таким образом, 20 ноября началась одна забастовка, на которой работники выдвинули одни требования, затем 23 ноября она была приостановлена и началась вторая забастовка, на которой работники выступили уже с другими требованиями...
Всего на заводе трудятся 2016 человек, примерно 1800 из них - рабочие. Перед началом забастовки 20 ноября, как и положено по законодательству, работникам раздали формы, и те, кто не был готов бастовать, подписали их. Таких форм было подписано 950. Еще около 500 профком подал в администрацию перед забастовкой 23 ноября. Руководство компании уверено, что это показатель того, что забастовщики находятся в меньшинстве, что их мало кто поддерживает... Однако профком специально выводит людей из забастовки! Дело в том, что по законодательству такие работники получают 2/3 своего жалования за вынужденный простой (19 ноября был выпущен приказ директора о временном приостановлении производственной деятельности предприятия на неопределенный срок).
- Но что, если человек написал отказ от забастовки, он не имеет права бастовать, участвовать в пикетах? - задает вопрос Алексей Этманов. И сам же отвечает на него: - Имеет.
Итого: на сегодня на заводе порядка 300 человек продолжают бастовать, но это незаменимые специалисты, без которых завод в ближайшее время запустить не получится, а 1500 человек получают 2/3 заработной платы. Завод стоит. Помимо недополученной выгоды от приостановки производства (в день на заводе выпускается около 300 машин), “Форд Мотор Компании” еще тратится на оплату вынужденного простоя работников. Профсоюз же тем, кто остается в забастовке, тоже выплачивает деньги из забастовочного фонда, и эта сумма не намного меньше официальной 2/3 заработка.
СКОЛЬКО ПОЛУЧАЕМ?
Администрация не может понять, почему рабочие “бесятся с жиру”, ведь уровень зарплат на “Форде” выше, чем на других предприятиях региона. Действительно, средняя зарплата по предприятию - 21 500 рублей, каждый работник обеспечен соцпакетом, который включает медстраховку, бесплатный транспорт на завод, компенсируемое питание (комплексный обед стоит 10 руб.), также предоставляется спортзал, скидки на новые и подержанные машины... Однако если задуматься, то каждый сможет ответить на вопрос, легко ли вывести на улицу больше тысячи человек, если те всем довольны. Рабочие высказали свою позицию, отличную от мнения администрации:
- У нас сейчас оклад 15 тысяч, а если вычесть все налоги, то и 12 тысяч. А они суммируют с зарплатой менеджеров, вот у них и получается средняя зарплата в 21 тысячу. Чтобы заработать в месяц 20 тысяч, надо ходить несколько суббот на дополнительные смены или оставаться на овертаймы после работы. За год переработки достигают 300 - 400 часов, хотя по ТК больше 120 часов нельзя. Бывает, что одна смена заканчивается в час ночи, а к 9 утра мы уже встаем к конвейеру на дополнительную смену, - говорит Дмитрий Ларев, работающий в цехе сборки.
Его поддержали и другие рабочие, стоящие в пикете перед заводом. Вот что рассказал слесарь механосборочных работ Ринат Хусейнов:
- Во многих цехах аттестация рабочих мест не проводилась, труд слабо механизирован, аккумуляторы таскаем на руках. Парень вот поднимал - повредил спину, его на “скорой” увезли. 15-килограммовые ворота вручную поднимаем, да не один раз за смену. Что мужчина, что женщина - работают одинаково, а колесо-то тяжелое! Это уже бригадир может сказать: ладно, девчата, мы вас на более легкую работу поставим. Хотя если бы механизация была больше, то девчата смогли бы там работать. За рубежом эти операции делают манипуляторы, а мы - вручную.
- Администрация говорит, что по региону у нас очень хорошая зарплата. Но здесь большинство из Питера, а для Питера это низкая зарплата. Я работаю здесь уже два года, и ни разу не слышал, чтобы кто-то из рабочих сказал, что тут хорошая зарплата. При приеме на работу люди слышат о том, какая наша компания замечательная, а когда попадают на конвейер, то говорят: нет, за такую работу надо больше платить. Текучка на заводе большая, - добавляет еще один забастовщик.
Если даже взять за основу среднемесячную зарплату на предприятии в размере 20 тысяч рублей, то профком делает следующие выкладки: зарплата одного рабочего в среднем за год - 240 тысяч рублей. Годовой план выпуска машин - 72 тысяч штук. На заводе 1800 рабочих. Значит, годовой план для одного рабочего - 40 машин. Рассчитаем зарплату одного рабочего с одного произведенного им автомобиля (240 тысяч делим на 40) - 6 тысяч рублей. Какие на предприятии льготы? Страховка - 14,5 тысяч рублей в год на рабочего, питание в столовой - 8,8 тысяч рублей в год, стоимость доставки на завод не известна. В общем, получается приблизительные затраты на одного рабочего в год (240 тысяч+14,5 тысяч+8,8 тысяч) составляют 263,3 тысячи рублей. Администрация с одного автомобиля средней стоимостью 450 тысяч рублей ($ 18 тысяч) тратит на рабочего (263,3 тысячи делим на 40) - 6582,5 рубля.
Для удовлетворения требования об увеличении зарплаты до 28 тысяч в месяц необходимо увеличить затраты на зарплату рабочего с одного автомобиля до 7 тысяч рублей, то есть на каких-то 400 - 500 рублей. Глядя на эти расчеты, профком полагает, что даже если администрация банально решит повысить цены на автомобили (чтобы увеличить зарплаты), то стоимость авто увеличится всего на 20$.
НАШЛА КОСА НА КАМЕНЬ
- Наша позиция остается такой: мы готовы к переговорам, но не хотим их вести во время забастовочных действий, потому что это противоречит самой идее переговорного процесса, - говорит менеджер по связям с общественностью компании “Форд”. То есть никаких переговоров до окончания забастовки руководство вести не намерено.
Председатель профкома “Форда”, как и забастовщики, напротив, настроены не прекращать акцию до тех пор, пока не будет удовлетворено их главное и единственное требование о повышении базового оклада.
По словам Этманова, основное желание рабочих - иметь возможность проводить субботы и воскресенья с семьями, имея при этом средства к существованию. Сейчас же получается, что или ты с семьей, но нет денег ее кормить, или зарабатываешь деньги, но нет времени, чтобы их тратить. Да, на “Форде” не самые низкие зарплаты, но, как считают рабочие, у компании есть возможность их повысить, она просто не имеет желания. Кроме того, “Форд” придерживается двойного стандарта: у менеджеров зарплаты европейского уровня, а у рабочих - регионального.
- Моя работа мне нравится. Я хочу продолжать работать, но хочу, чтобы за мой труд мне достойно платили. И чтобы условия труда у меня были нормальные, - выражает общее мнение Дмитрий Ларев.
Кто-то полагает, что забастовка работников “Форда” - это чей-то политический ход, приуроченный к выборам. Однако сам председатель профкома категорически опровергает подобные слухи. Например, то, что одна из партий предложила Алексею Этманову баллотироваться от нее в депутаты, сам Этманов увидел в интернет-новостях. Информагентство подавало это как свершившийся факт, однако никаких предложений председатель профкома не получал.
Рабочие настроены решительно. Утром и вечером они стоят в пикетах, а чтобы согреться, играют в “веселые старты”, футбол, пьют горячий чай и кофе из термосов, профкомом закуплены биотуалеты, поставлены мангалы. На завод забастовщиков не пускают: администрация даже вызывала наряд ОМОНа, который блокировал вход на территорию завода. Впрочем, забастовщики в долгу не остались: они перекрыли проходную и пускали на завод только тех, кто входил в список работников, обеспечивающих согласованный минимум работ. Однако, после вмешательства прокуратуры, блокаду пришлось снять.
- Мы каждое утро собираемся, гудками, свистками приветствуем тех, кто приходит на работу. Их выгружают в клеточке и провожают на работу под конвоем, - рассказывают рабочие. По их словам, вначале автобус с работниками, не участвующими в забастовке, попытался прорваться через пикет забастовщиков, но те не отступили.
- Когда мы пообщались с представителями бразильского профсоюза, мы поняли, что негры сейчас - это мы, а не они, - говорят забастовщики. - Но бразильцы добились всего своими руками, а чем мы хуже?
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
26 ноября администрация завода предложила забастовщикам встретиться для переговоров. Встреча длилась около полутора часов, однако положительного результата не принесла: администрация настаивает на том, что обсуждать требования работников будет лишь после прекращения забастовки. 27 ноября профком передал в прокуратуру Всеволожского района обращение по поводу нарушения руководством завода трудового законодательства (отказ от примирительных процедур во время забастовки является нарушением ст. 401 ТК РФ).
Юлия РЫЖЕНКОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте