С 25 декабря продолжается голодовка уволенных без погашения задолженности по зарплате работников ОАО “Ярославский компрессор” (cм. “Солидарность” № 8, 2008). Пятеро уволенных разбили палаточный лагерь у проходной неработающего предприятия. Еще 60 человек дежурят на голодовке посменно.
Общая сумма задолженности составляет примерно 28 млн рублей.
СМЕРТЕЛЬНЫЙ КРЕДИТ
“Ярославский компрессор”, ранее принадлежавший ОАО “Холодмаш”, занимался выпуском холодильной продукции самого разного назначения.
- В 1999 году, когда я пришел на завод, здесь работало около 1300 человек, - рассказывает участник голодовки, бывший начальник отдела технического контроля Владимир Виноградов. - Здесь производилось огромное количество холодильных агрегатов, шкафы для вагонов-ресторанов, компрессоры, котлы для столовых, продукция оборонного назначения. Наши котлы пользовались даже большим успехом, чем иностранные, поскольку, имея чуть меньше разных “наворотов”, они стоили значительно дешевле. Так, по данным отдела маркетинга, аналогичные нашим котлы в Европе стоят 7 - 8 тысяч евро, а у нас - 25 тысяч рублей. После закрытия предприятия сразу две фирмы пытались занять нашу нишу, но пока у них ничего не получается.
Проблемы на “Холодмаше” начались в 1997 году, когда предприятие получило кредит на строительство нового цеха по производству оборудования с использованием озоносберегающих технологий. Кредит был выделен в рамках международной программы по сохранению озонового слоя.
- Когда цех построили, оказалось, что производимое оборудование не развивает необходимых мощностей, - объясняет Виноградов. - Цех не окупал себя, и когда стали подходить сроки возврата кредита, предприятие оказалось неспособно расплатиться по долгам.
Все последующие годы долги “Холодмаша” росли, перебои в выплате зарплат увеличивались. Когда банкротство стало неизбежным, руководство предприятия осуществило перевод основной части активов на баланс ОАО “Ярославский компрессор”.
ЗАТЯНУВШЕЕСЯ БАНКРОТСТВО
В конце ноября работа на “Ярославском компрессоре” полностью прекратилась, а через месяц весь трудовой коллектив предприятия (на тот момент - порядка 200 человек) был уволен. Задолженность по зарплате перед работниками получилась разная. Например, размах недополученного участниками голодовки составляет от 20 тысяч до 105 тысяч рублей.
- Если учесть, что мы уволены незаконно, то за истекшее с декабря время мы должны считаться работающими, - говорит Виноградов. - А это значит, что надо учитывать и этот период. Тогда получится, что лично мне должны уже не 105, а 135 тысяч. И в связи с этим мне хотелось бы ругнуть нашу прокуратуру. Они долго занимались нашим вопросом, опрашивали всех, и в результате каждого из нас по одиночке признали потерпевшими. Но дальше дело остановилось, и бороться за правду приходится нам самим.
Нынешние проблемы предприятия связаны, в том числе, с незавершенностью процедуры банкротства самого “Холодмаша”. 4 октября 2006 года здесь было введено конкурсное управление. Новое руководство сочло факт перевода основных активов признаком преднамеренного банкротства и предъявило к “Ярославскому компрессору” соответствующие претензии. В конце 2007 года имущество “Ярославского компрессора” было арестовано. Страдают же в результате работники, ко всем этим делам не имеющие никакого отношения.
- Каждое из дочерних предприятий “Холодмаша” достойно быть обанкроченным, - считает Владимир Виноградов. - Надо банкротить весь куст предприятий сразу, выплатить зарплату людям, полностью погасить долги в бюджет - и после этого собственник с кредиторами пусть делят остатки как хотят. Почему так не сделают? Не знаю.
ИНСТРУКЦИЯ МОЛЧАТЬ
Несмотря на то, что еще 24 - 25 февраля были разосланы пресс-релизы с извещением о голодовке, журналисты к “Ярославскому компрессору” ехать не спешили, неофициально сообщая, что на то есть указание областного руководства. Дескать, перед президентскими выборами, совпадающими в Ярославле с выборами мэра города и депутатов областной думы, гражданам не надо знать о текущих проблемах.
- Сын мой живет отдельно, - рассказывает Виноградов, - и я решил не говорить ему про голодовку - жду, когда от других людей узнает. Вот уже неделя прошла - до сих пор так ничего он и не узнал...
Единственный из представителей власти, кто проявил интерес к голодающим, - глава администрации Дзержинского района. В первую очередь он интересуется состоянием здоровья участников акции и соблюдением порядка в окрестностях. Так, в первые дни дрова для костра бывшие работники завода добывали на окрестных помойках, но вскоре эти помойки стали необыкновенно часто и качественно чистить (к сожалению - только в ближайших окрестностях). На помощь обитателям палаточного лагеря пришли водители мусорных машин, по собственной инициативе организовавшие доставку дров к проходной “Ярославского компрессора”. Помогают и другие горожане - собирают деньги и привозят время от времени дрова не “мусорные”, а настоящие. На холоде и сыром ветру, особенно по ночам, ни одна охапка дров не окажется лишней.
Приходят к голодающим и сердобольные жители района. Окрестные бабушки тайком предлагают рабочим еду и пиво, сильно обижаясь на естественный в данной ситуации отказ.
Регулярно приезжает к проходной завода председатель Ярославского обкома профсоюза работников радиоэлектронной промышленности Алевтина Мухина. Она консультировала участников голодовки перед ее началом, а также активно пытается решить вопрос на уровне областной администрации.
Ежедневно в палаточный лагерь доставляются письма солидарности из российских и зарубежных профсоюзных и политических организаций. Ну и еще - на следующий же после выборов день информационная блокада внутри Ярославля была прорвана. О голодовке рассказали все местные телеканалы. Однако власть продолжает хранить упорное молчание.
Сергей КОЗЛОВСКИЙ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте