Top.Mail.Ru
Специальный репортаж

Столица навострила лыжи

Наш корреспондент участвовал в соревнованиях “Московская лыжня-2004”

1 февраля в Подмосковье прошли традиционные соревнования по беговым лыжам для всех желающих, организованные Московской федерацией профсоюзов. Кто, как и зачем участвует в этих соревнованиях, выяснял специальный корреспондент “Солидарности” Алексей ЧЕБОТАРЕВ. Ради этого он впервые за последние 5 лет встал на лыжи, прошел всю дистанцию и даже занял какое-то место.

ДАВАЙ, СЫНОК!


Родные и близкие, за исключением любимой жены, трезво оценивавшей мои спортивные качества, были в восторге. “Давай, сынок, ты единственный в нашей семье не участвовал в соревнованиях ни по какому виду спорта! Может, хоть к тридцати годам человеком станешь!” - напутствовал меня отец. Он сам, хотя никогда лыжником не был, в начале семидесятых участвовал в каких-то подобных соревнованиях на Планерной вместе с другими студентами МГТУ им. Баумана. “Бежал, бежал, потом лыжи снял и к финишу пришел третьим - без лыж мне бегать удобнее... Результат, правда, не засчитали”. Папин однокашник Сергей Феоктистов попал еще круче: “Он встретил у трассы какого-то крепыша, который с завистью смотрел на его лыжи и номер. Предложил пробежать за него. Крепыш согласился и побежал, а на следующий день на физкультуре Сереге сказали, что он записан в лыжную сборную Москвы”...

Записываться, ездить за номером и ходить к врачу за требуемой справкой о состоянии здоровья было уже некогда. Поэтому я позвонил приятелю - матерому лыжнику-любителю, который собирал компанию желающих участвовать в “Московской лыжне”, и попросил его об услуге. Через три дня моя фамилия уже была в списке участников десятикилометрового забега, мне передали номер - 6263 - и пожелания “не умереть на трассе”. Именно так, “бригадным способом”, и попадают на московскую, российскую и прочие лыжни большинство любителей этого вида спорта.

СТАРТОВАТЬ ЛУЧШЕ... ПЕШКОМ

Утром рокового дня мы встретились с нашим фотографом у метро “Планерная”... Направление движения спрашивать было не нужно - толпа людей самого разного возраста, но с лыжами, в шапочках, с рюкзаками и с одинаковым пламенем фанатизма в глазах сама вывела к нужной остановке.

Спорткомплекс “Планерная” встречал нас суетой, ряжеными и оркестром. Недолгая очередь у мягкой пластиковой загородки - и пожилой дядька в светлом судейском комбинезоне перечеркнул мой номер маркером и впустил в небольшой загончик у линии старта десятикилометрового забега. Позади - такой же загончик для “пятерочников” - среди них преобладают женщины и дети до 18 лет. А впереди - аристократия турнира, марафонцы-“полтинники” - те, кому предстоит пятидесятикилометровый маршрут. По бокам загончика натянута пластиковая сетка, а друг от друга нас отделяют милицейские кордоны с палками в руках. На дороге к линии старта я встретил вице-мэра Валерия Шанцева - тот увлеченно беседовал с журналисткой какой-то московской телекомпании. И я четко услышал слова: “Буду участвовать в гонке на 10 километров”. Однако напрасно я всю дорогу до финиша предвкушал удовольствие взять интервью у Шанцева на трассе - вице-мэра среди “десяточников” я так, видимо, и не догнал...

(Кстати, в своем приветствии лыжникам перед началом гонки вице-мэр сказал множество хороших слов в адрес организаторов - Московской федерации профсоюзов. Было за что: собрать и организовать такое количество спортсменов и любителей - дело непростое и затратное.)

Я старательно следовал инструкциям приятеля-лыжника: “Помни, что стартовать тебе лучше всего... пешком. На старте такая толпа и теснота, что здесь часто ломают не только лыжи, но даже металлические лыжные палки. Могут сбить с ног и даже пройтись по тебе. Жертв еще не было, но многим доставалось крепко. Так что ни в коем случае не стой в гуще толпы, а постарайся продвинуться к краю”.

Лыжи я снимать не стал, но занять место с краю и позади толпы постарался. Не получилось. Народ все прибывал и прибывал - в этот день на старт вышли более 15 тысяч человек. А я был увлечен беседами с окружающим спортивным народом до того, что не заметил, как меня в буквальном смысле окружили. Не очень весело оказаться в самой гуще матерых лыжников, но дороги назад уже не было.

Первыми стартовали “полтинники”. Наш забег должен был начаться через 15 минут, а старт “пятерочников” - еще через четверть часа.

- А я вчера еще одну двадцаточку сделал, - тихонько смеялся чему-то и потирал руки мой сосед слева. - Я каждый день на лыжах хожу, хотя восьмой десяток разменял, и сердце шалит... Жена ругает, говорит “Не пущу!”, а мне без лыж и жить неохота...

Сосед справа - огромный молчаливый парень лет двадцати, студент МИЭМа и будущий электронщик - отвечает на мои вопросы односложно: “Ну, сказал препод по физре, я и пошел. Чем я хуже... Хотел только на “полтинник” пойти, но с ребятами веселее... Да вот они все, рядом. Ну, лыжами я занимался немножко... Только я пока не мастер, а кандидат...”

Подавленный мастерством и габаритами соседа, я смущенно замолчал и оглянулся. Тут-то и выстрелил стартовый пистолет. Стараясь не задерживаться на пути у идущих сзади лыжников, я изо всех сил оттолкнулся палками и... уперся во что-то мягкое. Как выяснилось - в милиционера. Страж порядка был то ли добрый, то ли неживой - во всяком случае, никак не отреагировал на полученный от меня удар головой в живот. Я же обрадовался остановке и воспользовался ею, чтобы наконец-то снять лыжи и уйти на обочину гонки.

ЛЫЖНИКИ И ФУФЛЫЖНИКИ

Подъем после старта очень крут и долог, к тому же справа и слева от меня шли тысячи таких же “умных” участников соревнований. Двигаясь в стройных рядах отстающих и “пешеходов”, я с удивлением и радостью увидел детей, пенсионеров, дам среднего возраста, то есть близкую и, в отличие от спортсменов, понятную мне публику. Так что, завершив подъем и выйдя на “оперативный простор”, я надел лыжи и прямо-таки понесся по лыжне, старательно обходя медлительных школьниц и резвых бабушек. Лыжня шла на краю трассы, а по ее середине вперед проносились коньковым ходом наращивавшие скорость спортсмены.

Так весело прошли первые пять километров. Надо сказать, что вскоре после старта примерно половина участников уходили в сторону, срезая путь. “Это слабаки, это не лыжники, а фуфлыжники!” - заклеймил их позором ненадолго притормозивший возле меня пенсионер со знакомым огнем фанатизма в глазах. После этой отповеди мне так не захотелось попадать в число “фуфлыжников”, что я решил, несмотря ни на что, пройти всю трассу честно.

Однако после первых пяти километров настроение было уже не то. То есть техника у меня стала заметно лучше - благодаря тому, что согнутые в коленях ноги уже просто не разгибались, а руки намертво обхватили палки. Но силы стали заканчиваться - пару раз я упал просто потому, что организм не хотел бежать. Тем не менее, сведенные конечности очень хорошо вели себя на спусках, которые пошли один за другим. “Посмотри, как дядя правильно едет!” - услышал я на не самом крутом склоне (других дядь поблизости уже не было). И стало просто смешно, когда, пролетая по лыжне благодаря инерции спуска, я услышал: “Вот, спортсмены перед финишем ускоряются”. Причем сказано это было самым серьезным тоном.

Нет, при всем желании мне явно не удалось бы прийти последним. Я притормозил для того, чтобы побеседовать с полной женщиной лет сорока, которая остановилась на обочине у березы, чтобы отдышаться. “Я последний раз ходила на лыжах в 17 лет. А сейчас друзья позвали, вон они впереди идут. А здорово здесь, на самом деле! Иди, как хочешь и можешь, и удовольствие от прогулки получишь, а может и приз достанется...”

ЗАБЕГ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ПРАВНУЧКЕ

Табличка: “До финиша остался один километр”. Крутой спуск. Я остановился, прикидывая, сломаю ли я любимые лыжи своего тестя на этой горке, или все-таки стоит попробовать... Вдруг по трассе проносится снегоход. Человек, сидящий на нем, кричит: “С дороги, с дороги, лидеры “полтинников” идут!” Мы послушно уходим с трассы и медленно спускаемся по обочине... Мы - это я и пожилая дама, которую зовут Мария Васильевна. “Этот забег я посвящаю своей третьей правнучке!” - говорит моя спутница.

- Сколько же вам лет?

- Дамам такие вопросы не задают! Сколько дадите? - говорит, надевая лыжи, старушка.

- Наверное, восемьдесят, - я нарочно пытаюсь назвать наименьшую цифру, которая приходит мне в голову.

- Несколько больше, - и, сверкнув золотыми зубами в улыбке, Мария Васильевна уносится вниз.

От бабушки я отстал, но на финише умудрился обогнать молодого человека и двух девушек. Наш фотограф был безумно рад моему появлению. Оказывается, из-за отсутствия мобильной связи со мной он был вынужден ждать на холоде практически два часа... Мой номер перечеркнули еще раз, выдали шапочку и свидетельство о том, что я участвовал в гонке.

А потом, в дороге, когда прошел кураж и окончательно навалилась усталость, во мне окрепло одно-единственное желание. Совсем не то, о чем вы подумали. Желание купить лыжи.

Алексей ЧЕБОТАРЕВ
фото Николая ФЕДОРОВА
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2