Жить на 2 - 3 тысячи рублей в месяц в условиях современной России невозможно. Однако именно такую зарплату будут получать сотрудники предприятия ОАО “Раскат”, работая по новому графику, установленному для них администрацией завода. Тех же, кто отказался от нового графика, уволили по статье, предполагающей компенсационные выплаты только за две недели. Недовольные таким исходом люди отправились в суд, чтобы отстоять свои права. Корреспондент “Солидарности” побывал в Рыбинске и пообщался с заинтересованными сторонами конфликта.
На фото - председатель профкома “Раската” Борис Кабанов около проходной завода
ХОРОШЕЕ НАЧАЛО С ПЛОХИМ КОНЦОМ
В прошлом номере “Солидарность” рассказала об уволенных работниках ОАО “Раскат” (Рыбинск, Ярославская обл.). По уточненным данным, тринадцать человек с завода “Раскат” отказались подписать заявления о переходе на сокращенный рабочий график и были уволены по п. 7 ст. 77 ТК РФ. Недовольные действиями администрации работники обратились в суд.
В 2006 году акции завода “Раскат”, производящего дорожные катки, приобрела Независимая ассоциация машиностроителей (НАМС), в холдинг которой входит также ОАО “Автокран” (Иваново), ООО “Брянский автомобильный завод” (Брянск) и еще несколько предприятий. Новые работодатели “Раската” поначалу повели себя вполне лояльно к работникам. Был сохранен колдоговор, заключенный еще с прежними хозяевами. Стал расти объем производимой продукции, а вместе с ним и доход трудового коллектива - а это 1100 человек. НАМС обеспечивала регулярную поставку комплектующих и материалов для производства дорожно-строительной техники и озаботилась реализацией готовой продукции предприятия. Работникам оставалось лишь следить за выполнением плана да радоваться росту зарплаты, которая благодаря большему объему выпуска продукции выросла в среднем с 8 - 9 до 15 - 16 тысяч рублей. Деньги, конечно, давались нелегко - за счет сверхурочных и работы в выходные дни (из-за некоторой нехватки кадров), но люди были довольны.
Радоваться, к сожалению, пришлось недолго. Начавшийся кризис не пощадил дорожное хозяйство, средства на которое стали урезать. Так что дорожникам пришлось сократить статьи расходов, в том числе на дорожно-строительную технику. Спрос на продукцию “Раската” упал. Упали и доходы компании, временно потерявшей основной рынок сбыта. Начальство призадумалось, что бы такого сделать, чтобы свести расходы к минимуму. Выход, как всегда, был найден самый простой: руководство “Раската” решило, что груз корпоративной ответственности должен пасть в том числе на плечи работников.
РАСКАТанные
Первыми влияние новой экономической политики руководства предприятия ощутили пенсионеры. Их сначала вежливо, а затем уже настойчиво попросили покинуть место, где многие из них проработали большую часть жизни.
- Пенсионерам предложили освободить рабочие места под предлогом того, что иначе могут пострадать остальные сотрудники, - рассказывает Борис Кабанов, председатель профкома “Раската”. - Но вежливо у нас, к сожалению, просить не умеют. Конечно, у каждого руководителя свои методы, но в ход идут в основном самые простые - силовые. Не успели мы отметить 1 октября День пожилого человека, поздравить всех наших пенсионеров, поблагодарить их за вклад в развитие предприятия, как через несколько недель им предложили... убираться “по собственному желанию”.
Некоторые пенсионеры согласились уйти. А вот с теми, кто отказался, поступили весьма некрасиво. В разговоре с корреспондентом “Солидарности” бывшие работники “Раската” рассказали, что руководители отделов собирали сотрудников, вызывали работающего пенсионера и устраивали своего рода “товарищеский суд”. Представитель администрации говорил, что, пока пенсионер не покинет завод, остальные работники будут без премий. Стало понятно, что спокойно работать пенсионерам на “Раскате” не дадут, и некоторые из них покинули предприятие.
Пенсионерами дело, понятно, не ограничилось. 11 ноября профком получил проект приказа о переводе на неполное рабочее время. Людям предлагалось работать два дня в неделю, ну и получать соответственно. Подписать приказ профком отказался. Членов профкома стали вызывать к начальству и различными способами уговаривать. Грозили: если график не будет введен, предприятие могут на время закрыть. В общем, вопрос был поставлен в ультимативной форме. Профком же настаивал на том, чтобы при двухдневном графике работы оставшиеся три дня оплачивались как простой, из расчета 2/3 от среднего заработка, и выдвинул еще ряд предложений.
- Мы предлагали вместо двух рабочих дней ввести хотя бы три. Или же шесть месяцев, на которые распространялся приказ, сократить хотя бы до двух, пока не начнутся сезонные заказы. Представители администрации отказались от всех наших предложений, - объясняет Кабанов.
Через некоторое время проект приказа вновь поступил в профком. По словам Бориса Кабанова, часть профкома приняла условия работодателя под обещания, что сотрудникам завода сохранят все существующие надбавки и льготы. На некоторых членов профкома оказывалось давление: им говорили, что не подписавшие приказ будут уволены. Итогом “убеждений” стало то, что 26 ноября приказ “О неполном рабочем времени” был все же согласован профкомом. А буквально через месяц администрация, несмотря на договоренность, сняла все надбавки, компенсационные и стимулирующие выплаты, переведя работников на голый оклад. Выходило, что большинство сотрудников “Раската” должны жить теперь на 1 - 3 тысячи рублей в месяц, что, понятное дело, невозможно.
- Такого беспредела, как с конца ноября, у нас никогда не было, - говорит Виктория Полякова, бывший работник ОТК основного производства “Раската”, проработавшая на предприятии более четверти века. - 2 ноября мы ушли на ноябрьские праздники. Их нам решили продлить на три дня за свой счет. Ввиду экономического кризиса мы согласились. Когда мы вышли 11 ноября, нам принесли проект приказа № 1264 - о двухдневной рабочей неделе, с оплатой за фактически отработанное время. Мы воевали, но на членов профкома было оказано давление: говорили, что их уволят, если приказ не будет подписан. Нормальный оклад у меня 4500 рублей. Я подсчитала, что если буду работать 64 часа в месяц, как это следует из приказа, то мне будут платить около 1000 рублей. Я полтора месяца пыталась найти другую работу, но пока не удалось...
Найти другую работу в Рыбинске бывшие сотрудники завода тоже вряд ли смогут.
- Даже пособие по безработице сейчас больше того, что нам платили бы, однако прожить на него, конечно, нереально, - с сожалением говорит Татьяна Блинова, до недавнего прошлого - распределитель работ заготовительного производства на “Раскате”. - Только на оплату квартиры уходит 2500, а у меня еще и ребенок платно учится... На бирже труда никакой работы не предлагают, обращалась к знакомым - тоже ничего...
Возмущенные люди были согласны уже и на увольнение, но хотели, чтобы хоть это было сделано по закону. Работники ждали, что их уволят с выплатой двухмесячного среднего заработка по п. 2 ст. 81 ТК РФ. Однако работодатель и здесь решил сэкономить и выплатить лишь двухнедельный заработок, расставшись с сотрудниками по п. 7 ст. 77 ТК РФ.
ТРИ СЕМЕРКИ
26 ноября всех работников ознакомили с приказом № 1264, в котором сообщалось, что на предприятии будет введен новый режим работы. На предстоящие два месяца, пока предприятие официально не перешло на двухдневный рабочий график, людей перевели на неполную рабочую неделю, с выплатой 2/3 среднего заработка за нерабочие дни; после же официального перехода осталась лишь оплата фактического рабочего времени. В конце января сотрудникам “Раската” предложили подписать согласие на изменение условий трудового договора. Более 900 человек так и сделали. Тех же, кто отказался подписать приказ или не покинул предприятие добровольно, уволили по п. 7 ст. 77 ТК РФ - “отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (часть четвертая статьи 74 настоящего Кодекса)”. Таковых оказалось 13 человек, включая председателя профкома.
- Мы писали обращения в городскую прокуратуру, областную инспекцию труда и к губернатору Ярославской области. От всех поступил одинаковый ответ: если люди не согласны работать в новом режиме, их обязаны уволить по сокращению - по статье 81 ТК, а не по 77-й, как поступили с нами, - сообщает Кабанов. - Так что, после того как нас уволили, мы обратились к адвокатам и составили исковые заявления.
Начальник бюро внутреннего аудита ОАО “Раскат” Валерий Картамышев так рассказывает о своем увольнении:
- После выхода приказа я подсчитал, сколько буду получать, работая два дня в неделю. Вышло примерно 3 тысячи рублей. Это ниже даже прожиточного минимума. 26 января нас, тех, кто не дал согласия на изменения, вызвал гендиректор. Он беседовал с каждым из нас и пытался убедить подписать согласие на новый режим работы. Он говорил, что с той статьей, по которой нас уволят, работы нам не найти, что лучше он возьмет на работу алкоголиков, чем уволенных по пункту 7 статьи 77. Я отказался подписывать изменения трудового договора, и мне дали копию этого документа и бумагу, где сообщалось, что вакансий на заводе нет. Минут через десять охрана меня буквально под руки доставила в отдел кадров для увольнения.
Администрация “Раската” оправдывает переход на режим неполного рабочего времени неблагоприятным экономическим положением в стране: продукцию предприятия не покупают, и средств на выплату нормальной зарплаты нет. Кроме того, по мнению работодателя, подобный график поможет сохранить за людьми их рабочие места. Корреспонденту “Солидарности” удалось побеседовать с генеральным директором ОАО “Раскат” Владимиром Макаровым и выяснить его отношение к ситуации.
- В ноябре мы ощутили резкое снижение объемов продаж, - рассказывает Макаров. - В связи с этим 25 ноября был создан проект приказа о неполной рабочей неделе. Есть 74-я статья ТК, которая предусматривает введение режима неполного рабочего времени в связи с организационными, техническими условиями. Мы определили 16 рабочих часов в неделю, или два рабочих дня. Цель приказа была одна - сохранить коллектив предприятия.
Перемену мнения большинства членов профкома по поводу приказа о переводе на неполное рабочее время работодатель склонен отнести к тому, что люди осознали значение кризиса:
- Думаю, что прошло две недели, люди увидели выступления руководителей страны и поняли, что на самом деле это кризис не одного дня и не одной недели, что это будет длительный кризис. Из членов профкома против приказа о переводе на неполную рабочую неделю проголосовали только 3 человека. Это Кабанов, который имеет работу в профкоме, она ему дополнительно оплачивается, его заместитель, которая не в штате предприятия, и еще один работник, который все время заявляет: “Как Кабанов, так и я”.
Генеральный директор считает, что вины администрации в том, что работники не смогут получать нормальные деньги, нет. В условиях кризиса автодору сильно урезали бюджет, и денег на закупку новой техники у дорожников в настоящее время практически нет. А так как заказа на катки не будет, предприятие не получит денег, и платить работникам будет нечем.
Макаров рассказал, что 4 марта побывал в Москве на совещании дорожников, которое происходит ежегодно накануне дорожно-строительного сезона. На этом совещании было оглашено: объем денежных средств на ремонт и строительство дорог будет примерно на уровне 30 - 45% от объема 2008 года.
В связи с падением объема производства завод может потерять гораздо более значительную часть персонала. По “Раскату” ходят слухи, что на заводе может остаться лишь 500 человек. Гендиректор прокомментировал эту информацию следующим образом:
- Дело в том, что те планы производства, которые у нас обсчитаны, действительно предполагают, что на сегодня объем продукции, который будет реализован, требует не более 500 работников. Но пока такое решение не принято. Не мы придумали этот кризис. Мы сейчас заинтересованы сохранить коллектив, ведь все равно дороги в стране будут строить.
ДЕЛА ПРОФСОЮЗНЫЕ
Кроме претензий по поводу увольнения, лидер первички Борис Кабанов имеет к работодателю и индивидуальный вопрос. После того как он покинул “Раскат” в качестве работника, ему не дают попасть на предприятие и как председателю заводской профорганизации.
Администрация же объясняет, что председатель профкома не был избран на конференции, а потому в настоящее время не может представлять интересы сотрудников предприятия. При этом по индивидуальному запросу, по словам гендиректора, он может посещать завод. Такое распоряжение отдано службе безопасности предприятия.
- Когда возникли ситуации по суду, когда стал происходить запрос документов, мы обратили внимание на его (Кабанова. - А.К.) полномочия, - рассказывает генеральный директор ОАО “Раскат”. - Оказывается, он в 2004 году был временно назначен председателем профкома. В 2006 году была конференция. По уставу Роспрофмаша, он должен был быть на ней утвержден. Оказалось, что он на конференции даже не утверждался. Он нелегитимен сегодня для нас, а нам необходим именно легитимный председатель профкомитета, так как 20 февраля закончился срок предыдущего коллективного договора.
Сам профлидер с этим совершенно не согласен:
- Несколько лет со мной работали и с моим мнением считались, а теперь, как только наши мнения с администрацией завода разошлись, я немедленно оказался не ко двору.
Председателя первички поддерживает и Рудольф Комиссаров, глава межотраслевого координационного совета профсоюзных организаций Рыбинска:
- Ситуация совершенно недопустимая сама по себе - уволен председатель первичной профорганизации. Причем уволен не за какие-то нарушения закона, а из-за того, что работодатель определил новые условия труда. Что такое двухдневка? Это низкий уровень оплаты труда и соответствующий уровень жизни. То есть это очень большая социальная и экономическая проблема. Поэтому надо было подходить к делу не таким образом, увольняя председателя первичной профорганизации, а, безусловно, как у нас и записано в территориальном трехстороннем соглашении, находить общий язык. Сегодня председателя первичной профорганизации на заводе нет, то есть нет основного организатора, который бы мог проводить разъяснительную работу, если уж завод доведен до такого состояния...
4 марта Рудольф Комиссаров встречался с и.о. главы Рыбинска Владимиром Хмелевым. На встрече была затронута тема “Раската”. По словам Комиссарова, глава города понимает, что он не должен быть сторонним наблюдателем в этой ситуации, и подтвердил, что постарается поговорить с гендиректором и найти нормальный подход к разрешению конфликта.
СУДНЫЕ ДНИ
Корреспонденту “Солидарности” удалось пообщаться и с представителем прокуратуры.
- Я считаю, что в данном случае на предприятии имеет место завуалированное, с меньшими затратами сокращение штата работников, - делится своим мнением старший помощник прокурора Рыбинска Ирина Николаева. - В ходе судебного процесса мы очень подробно обсуждали приказ, в том числе выслушали сторону ответчика - работодателя. С моей точки зрения, работодатель не доказал наличия каких-либо организационных или технологических изменений, которые бы предшествовали изданию приказа № 1264. Коль скоро они не смогли этого доказать, значит, не было обоснования введения такого рабочего времени, и, соответственно, не было основания для последующего увольнения работников.
Адвокат Екатерина Шувалова, представляющая интересы части уволенных работников, тоже считает, что оснований для издания злополучного приказа не было. Если же работники на предприятии более не были нужны, работодатель, по мнению адвоката, должен был уволить их по сокращению - по ст. 81 ТК РФ, с исполнением всех гарантий, предусмотренных трудовым законодательством.
- Представители администрации нашли более удобный для себя путь избавления от работников. Они говорят о попытке сохранить рабочие места, но я в этом сомневаюсь, - говорит Шувалова. - Очень бы хотелось проверить штатное расписание предприятия. В судебном заседании представитель ответчика сам говорил о том, что после увольнения работников убирались и штатные должности. Сейчас они пытаются заставить нас читать закон так, как удобно им. В 74-й статье ТК РФ сказано: “В случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника”. В приказе заложены экономические причины, не прописанные в законе. А в пункте 21 постановления пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2 (в редакции от 28.12.2006) говорится о том, что расширенному толкованию эта норма закона не подлежит.
Крайне важно, что при победе хотя бы одного из работников в суде приказ будет отменен для всего завода. То есть все работники предприятия, а их там осталось 940 человек, смогут вновь получать выплаты из расчета 2/3 заработка за три для простоя в неделю.
5 марта состоялось заседание Рыбинского городского суда по поводу увольнения семи из 13 работников. До конца дело не дошло - стороны пошли на мировое соглашение, предложенное представителем администрации. Работодатель согласился изменить основание увольнения сотрудников на другое, по ст. 78 ТК РФ “Расторжение трудового договора по соглашению сторон”, выплатить уволенным зарплату еще за две недели, возместить им моральный вред по 5 тысяч рублей и оплатить услуги адвокатов.
На следующий день прошло еще одно судебное заседание, разбирались дела остальных шести уволенных работников. Один из них согласился пойти на мировую с работодателем и трое решили обсудить условия мирового соглашения. Однако председатель профкома ОАО “Раскат” Борис Кабанов и еще один бывший работник завода, Андрей Красков, решили бороться до конца. Дальнейшее рассмотрение их дел намечено на 13 марта. Старший помощник прокурора города Ирина Николаева высказала в судебном заседании мнение, что в приказе есть явное нарушение закона, и выступила за восстановление истцов на работе.
Александр КЛЯШТОРИН
фото автора
“А”-СПРАВКА
“Разрешая дела о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми был прекращен по п. 7 ч. 1 ст. 77 Кодекса (отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора), либо о признании незаконным изменения определенных сторонами условий трудового договора при продолжении работником работы без изменения трудовой функции (ст. 74 ТК РФ), необходимо учитывать, что исходя из ст. 56 ГПК РФ работодатель обязан, в частности, представить доказательства, подтверждающие, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда, например изменений в технике и технологии производства, совершенствования рабочих мест на основе их аттестации, структурной реорганизации производства, и не ухудшало положения работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения. При отсутствии таких доказательств прекращение трудового договора по п. 7 ч. 1 ст. 77 Кодекса или изменение определенных сторонами условий трудового договора не может быть признано законным”.
Пункт 21 постановления пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2 (в ред. от 28.12.2006)
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте