Отчетно-выборную конференцию первички “Акрона” попытались сорвать в самом начале мероприятия – за стол президиума рядом с председателем сел посторонний человек из зала, а крики из зала не дали нормальной возможности вести собрание. В результате председатель профкома Сергей ЯН вывел подавляющее большинство делегатов, настроенных работать на конференции, в другой зал. На этой конференции, где удалось собрать всего на пять человек больше кворума, председателем первички практически единогласно выбрали Станислава МЕЛЬНИКОВА. Однако оставшиеся в зале, не собрав кворум, также выбрали своего председателя - Наталию КРАВЦОВУ, о поддержке кандидатуры которой неоднократно объявляла администрация предприятия. Корреспондент “Солидарности” присутствовала на этой конференции и видела все своими глазами.
ПРЕАМБУЛА
Целый год “Солидарность” следила за тем, как первичная профсоюзная организация ОАО “Акрон” отбивается от попыток работодателя поставить во главе организации “своего” человека (№№ 10, 12, 13, 15, 18, 33, 36, 37, 2009). Напомним, что профком, не дав зимой прошлого года “добро” на введение режима неполной рабочей недели, стал испытывать давление. А после того как председатель первички Сергей Ян заявил, что осенью уходит со своего поста, организацию пытались разрушить изнутри, вмешиваясь во внутренние дела первички и фабрикуя компромат на ее руководство. Затем была создана “инициативная группа”, которая всеми силами старалась, собирая подписи, созвать 29 апреля внеочередную конференцию для переизбрания председателя. Досрочной конференции не получилось.
Зато на предприятии появился профсоюз “СОЦПРОФ”. При этом лидер “инициативной группы” Алексей Любимов стал председателем “Межрегионального профсоюза работников химической промышленности СОЦПРОФ”. Сергей Ян изменил свое решение и решил выставить свою кандидатуру на выборы. Члены профкома рассказывали “Солидарности”, что на них оказывается постоянное давление - их заставляли уйти с общественных постов под угрозой увольнения и даже фабрикации уголовных дел. Некоторые уже получили предупреждения о сокращении. Чтобы уйти от давления работодателя на предприятии, было решено провести всеобщее тайное голосование.
Отчетно-выборная кампания на “Акроне” проходила сложно - у первички около четырех десятков структурных подразделений в цехах и “дочках”. Подразделений самых разных размеров - от пары десятков человек до нескольких сотен. Поэтому в части из них проводились собрания, а в остальных - конференции. При помощи всеобщего тайного голосования были избраны делегаты на отчетно-выборную конференцию, назначенную на 14 ноября. 273 человека - по человеку от 20 членов профсоюза. На эту конференцию и приехал корреспондент “Солидарности”.
ЗАХВАТ СТОЛА
Начало конференции показало, что мероприятие вряд ли пройдет гладко и без осложнений. Профком арендовал все необходимые для проведения конференции помещения в культурном центре “Акрон”, принадлежащем работодателю. Для обеспечения безопасности мероприятия профком же привлек частную охранную фирму. Но охранников в ДК не пустили - профком встретили люди в форме, сказали, что они - ЧОП “Гепард”, именно они охраняют здание культурного центра и постороннюю фирму на территорию не пустят. (Вообще-то приезжие артисты часто выступают в культурном центре, куда прибывают со своей охраной.) Но профком смирился, показал новоявленным охранникам, как должны выглядеть пригласительные билеты, по которым нужно пускать в зал делегатов и приглашенных.
И сразу выяснилось, что в зал пытается прорваться группа людей с липовыми приглашениями - банальной перепечаткой приглашений на цветном ксероксе. Проявили бдительность вовсе не охранники, а представители профкома. “Приглашений” насобирали целую пачку. Скольким из незваных гостей удалось все-таки проскользнуть - неизвестно. А вот званым попасть на мероприятие было сложнее:
- Я делегат от детских садов, - рассказывала мне одна из женщин. - Уж на что нам казалось, что все баталии развернутся на основном производстве, а с садиками не станут связываться! Но “проработали” и нас. С каждым из делегатов побеседовало руководство. В течение рабочего дня в детских садах нам было запрещено оказываться более чем втроем. В результате на день конференции, заметьте, на субботу - выходной, руководство назначает семинар. Всем не явившимся - прогул. И половину все-таки увезли. Остаться смогли пенсионеры - на нас особо не надавишь. Большинство взяло больничные, чтобы попасть сюда.
Тем временем все зарегистрированные (и не только) собрались в зале. Около четверти делегатов пришли в голубых шарфиках с эмблемами Росхимпрофсоюза.
“Это те, кто придерживается стороны работодателя, - шепчут мне делегаты. - Нацепили шарфики, чтобы узнавать друг друга. И ведь не придерешься - эмблему Росхимпрофсоза надеть - ничего предосудительного. Наверняка что-то задумали. Знаем, что вчера их возили на целый день на базу отдыха “Акрона”…”
- Всего на конференцию было избрано 273 делегата, - начал Ян. - Зарегистрировались 252 делегата - достаточно для того, чтобы открыть конференцию. Кто голосует за открытие конференции?
Лес рук в зале. За открытие голосуют единогласно. Стройно и согласованно. Конференцию признают открытой, и вдруг в зале как будто что-то взрывается: шум, гам, крики… Часть публики кричит председателю, что они не уполномочивали его вести конференцию. Мгновение - и на сцену влетает лысоватый мужчина в сиреневой рубашке. Еще мгновение - он занимает место за столом президиума. Ян пытается возмутиться, но у него уже отключен микрофон. “Требуем независимого ведущего! Требуем Антонова!” - голосит публика в шарфиках. Становится понятно, что самозванец за столом и есть Антонов. Из других выкриков становится ясно, что его зовут Олегом, что некоторое время он возглавлял молодежный совет профкома, и совсем недавно его повысили в должности - назначили начальником цеха.
Ян пытается навести порядок, говорит, что не против выбора председательствующего, но нужно сделать это в определенном порядке - иначе конференция не будет признана законной. Часть собравшихся продолжает бессмысленно скандировать один и тот же текст о “выборе Антонова”. “Шарфики” тем временем захватили все микрофоны в зале. Не дали даже представить гостей.
Приглашенного председателя профкома “Дорогобужа” спровадили со сцены. Представитель ЦК Росхимпрофсоюза Александр Парамонов, присланный убедиться в легитимности проведения конференции, признался, что такое безобразие видит впервые за 20 лет работы в профсоюзах. Пытался призвать к порядку: “У нас тут не свадьба”.
“Шарфики” продолжали выкрикивать один и тот же текст. Тут не выдержала и вторая часть зала - пенсионеры “Акрона” начали скандировать: “Антонов, уйди со сцены!” В ответ послышалось: “Пусть Ян займет место в зале!”…
Под эту какофонию то председатель первички, то приглашенные эксперты зачитывали выдержки из устава. Объясняли, что конференция должна проходить в определенном порядке, чтобы быть законной. Бесполезно. Конференция со стороны напоминала футбольный матч. Где-то через час, убедившись, что диалог невозможен, Ян принимает решение увести своих делегатов из зала. В целом срыв был организован по схеме, которую еще на предшествовавшем конференции семинаре зачитывал сам Ян.
“А”-СПРАВКА
На семинаре, посвященном организации отчетно-выборной кампании, лидер первички Сергей Ян зачитал отрывки из “инструкции” работодателя, как себя вести на выборах делегатов на профсоюзную конференцию. Этот “документ без подписи” случайно попал в руки членов профорганизации и представляет собой план действий по захвату власти в первичке. В целом он таков:
1. Постараться войти в президиум цехкома и поставить своего председателя и секретаря.
2. Избрать в счетную комиссию “только своих”, не получится всех - секретаря и председателя.
3. Отчет председателя цехового комитета утвердить, а отчет профкома принять к сведению, но не утверждать.
4. Голосовать только за своих: “Главное, чтобы строк хватило на всех НАШИХ! Если строк в пустографке не хватает - требовать новых бюллетеней и не проводить голосование, пока не будет нужных бюллетеней!”
5. А вот когда счетная комиссия остается одна в закрытом помещении... она “работает по инструкции № 2” (секретно).
ОТЧЕТ В СТИЛЕ ДИСКО
Поток раздраженных делегатов с выкриками “оставайтесь-оставайтесь, продолжайте в том же духе!” выплеснулся в фойе. В зале остается около трети собравшихся. Всем было понятно, что оставшихся для кворума не хватит. На прощание представитель ЦК пересчитал оставшихся - 92 человека. Делегаты из них далеко не все - на видеозаписи видно, как в зал зашел Алексей Любимов, ныне председатель “Межрегионального профсоюза работников химической промышленности СОЦПРОФ”. С ним были люди, также состоящие в СОЦПРОФе.
В фойе возмущенные делегаты обмениваются впечатлениями. Через некоторое время председатель вспоминает, что дискотечный зал, арендованный для фуршета, свободен. Из фойе всех срочно зовут туда. В дискотечном зале уже накрывают столы, и делегатам приходится стоять возле столов с бутербродами и булочками. В том зале остались 92 человека, и далеко не все из них делегаты. Сколько здесь? Для кворума нужно присутствие 127 участников конференции. Часть людей ушла, но большинство все-таки осталось. Просят позвонить ушедшим. Пускают списки, чтобы делегаты расписались. В зале 128 делегатов. Кворум есть, конференцию можно начинать. Правда, это означает, что все решения должны быть единогласными - протестовать и воздерживаться может только один человек.
Сергей Ян занимает пульт ди-джея и читает оттуда доклад. Потом отчет по финансам. В структуре дохода взносы составляют лишь 22,3%. 66,5% доходов - дивиденды от акций предприятия (в свое время профком выкупил акции у работников). Остальная часть - перечисления от работодателя на проведение спортивных и культурно-массовых мероприятий, доходы от размещения денег в банках и сдачи недвижимости в аренду. Становится понятно, почему деятельность первички вызывает такую заинтересованность у работодателя. (Вообще, по приблизительным оценкам членов профкома, работодатель в этом году на борьбу за контроль над профорганизацией потратил около 10 млн рублей.) После финансового отчета следует доклад ревизионной комиссии, куча других рутинных формальностей. Переходят к обсуждению кандидатов. Кандидатов шесть. Пятеро из них присутствуют в этом зале. Они зачитывают свои предвыборные речи.
“А”-СПРАВКА
Кандидаты на пост председателя ППО ОАО “АКРОН”:
Николай Буйницкий, инженер-электроник производства аммиака. В профсоюзе: профгрупорг, с 1986 г. физорг цеха, с 2005 г. председатель профорганизации производства аммиака.
Николай Волоков, машинист компрессорных установок. В Росхимпрофсоюзе с 1981 г. Член цехкома с 2005 г.
Баллотировался на должность председателя первичной профорганизации ОАО “Акрон” в 1989 г.
Андрей Кондратеня, инженер 1-й категории Управления по закупкам оборудования и запчастей. В Росхимпрофсоюзе с 1995 г., председатель профорганизации управлений, служб и отделов с февраля 2008 г.
Наталия Кравцова, начальник цеха метанола. В Росхимпрофсоюзе с 1974 г.
Станислав Мельников, ранее работал старшим мастером цеха метанола. В Росхимпрофсоюзе с 1996 г. - член цехкома цеха метанола; специалист по социально-экономическим вопросам профкома, зампред профорганизации.
Сергей Ян, ранее работал слесарем КИПиА цеха аммиака и метанола. В Росхимпрофсоюзе с 1975 г.: профгрупорг, физорг цеха, зампред цехкома, председатель цехкома, зампред профкома, председатель профкома.
МЕЖДУВЛАСТИЕ
- На той конференции только что выбрали председателем Наталию Кравцову! - сообщают пришедшие в зал. - В понедельник они несут документы на регистрацию.
- Если мы сейчас и здесь не выберем профком и председателя, в понедельник они принесут документы на регистрацию, а мы нет, - констатирует Ян и снимает свою кандидатуру в пользу Станислава Мельникова, своего заместителя. - Послушайте меня. Я обещаю, что я вас не брошу, поскольку это главное дело моей жизни. Я снимаю свою кандидату в пользу Мельникова Станислава Геннадьевича, как всегда это и обещал. И я вас очень прошу: в этой ситуации он будет легитимным, если проголосуют как минимум 127 человек. То есть практически все. Я обещаю поддержку, я никуда не денусь. Я согласен работать заместителем на общественных началах, решая вопросы первичной профорганизации в администрации области, в думе, в городе. Я буду вам помогать.
Ситуация патовая. Три кандидата - Буйницкий, Кондратеня и Волоков - снимают свои кандидатуры. Двое из них совсем не планировали так прерывать участие в выборах - хотели занять пост председателя. Из кандидатур остается Мельников и Кравцова, которую на параллельной конференции выбрали председателем. Из зала кричат, что кандидатуру Кравцовой надо снять. Женщины из цеха метанола, который возглавляет Кравцова, сидят со слезами на глазах, доказывают, что их начальница - хороший человек…
- В понедельник, девятого числа, меня потихоньку завели в кабинет и сказали, что я не должна идти на конференцию. Аналогичная ситуация разыгрывалась в восьми детских садах, - ответила женщинам делегат от детских садов. - Я очень признательна семи коллегам, которые не послушались и пришли сюда. Мы всю неделю находились в стрессовом состоянии, нас и уговаривали, и стращали… Одной воспитательнице, которая является председателем профорганизации, сказали: “Мы тебя будем гнобить”. Если бы Наталия Геннадьевна здесь была, я бы сказала: “Вот так - нечистоплотно, нечестно - вести себя нельзя!” Я, если бы баллотировалась на эту должность, я бы отказалась от этого кресла, если оно зарабатывается таким нечестным путем. А нас вообще хотели размазать, лишить совести, порядочности. К счастью, мы здесь. Все-таки мы оказались порядочными людьми.
Кандидатура остается одна - Мельников. Но надо еще решить вопрос с голосованием. Закрытое, тайное голосование проводить бессмысленно, тем более что за Кравцову уже голосовали открытым способом. Человек десять против открытого голосования. Решение не проходит. Обстановка накаляется… Приглашенный эксперт объясняет, почему закрытое голосование уже не нельзя организовать - всеобщим оно не получится. Часть делегатов уже голосовала на “альтернативном” съезде. К микрофону выходит заплаканная женщина:
- Мне и моим коллегам угрожали увольнением, если мы придем на конференцию. Мы все равно пришли, мы рассчитывали, что профком нас защитит. Если в понедельник не будет профкома и председателя, нас некому будет защитить, нас уволят…
Количество протестующих против открытых выборов снизилось до трех. Один мужчина был против принципиально, потому что обещали закрытые выборы и обещания не исполнили. Две женщины вытирали слезы и говорили, что боятся голосовать открыто. Объявили перерыв. Начали уговаривать женщин и отправили людей разыскать хоть кого-то из делегатов, уже ушедших домой…
ВЫБОРЫ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
После перерыва, длившегося час, в зале уже было 134 делегата. За Мельникова проголосовали 133 из них - принципиальный мужчина протестовал по-прежнему. В заместители председателя выбрали Буйницкого и Кондратеню. Ян стал заместителем на общественных началах.
- Если бы при выборе делегатов мы не использовали систему тайного голосования, боюсь, мы и такого результата не получили бы, - говорит для “Солидарности” Сергей Ян спустя пару часов после выборов. - Были бы совсем другие делегаты. Да и этих обрабатывали, как могли. Вчера вечером нам сообщили, что часть делегатов вывезли на базу “Акрон” и тренировали до восьми вечера, готовили изменить повестку дня и посадить своего председательствующего. Готовилось самое настоящее рейдерство. Впрочем, вы сами слышали, сколько денег в первичке. Что мы в этой ситуации могли поменять? Нам все равно нужно было проводить все в рамках закона. Надеялись, что здравый смысл все-таки восторжествует. Не думал, что мне придется уводить делегатов. И рад, что большинство было со мной.
- Оно и к лучшему, что пришлось уводить, - считает один из членов профкома. - Людям пришлось сделать выбор. Из моего цеха были еще четыре человека и начальник. Двое ушли сюда. А там, при начальнике, скорее всего, проголосовали “правильно”. С теми, кто остался, переговоры вести бесполезно. Там же оставались 92 человека, а в протоколе разногласий их уже 130! Хотя они исключили пенсионеров из делегатов. Очевидцы рассказывают, что Любимов приводил людей и раздавал им ярко-красные карточки. На карточках сзади реклама, а махать ими можно как мандатами… Сейчас наши делегаты жалуются, рассказывают, что их ловили и заставляли подписывать бумагу, что они голосовали за Кравцову. Набрали уже 150 подписей… Теперь главное - отдать первыми документы на регистрацию.
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР...
Документы в органы юстиции первым подал Станислав Мельников. Однако информационный центр ОАО “Акрон” уже разослал в СМИ сообщения, что на выборах председателя первичной профорганизации победила Наталия Кравцова. Она уже провела пресс-конференцию. Впрочем, провел пресс-конференцию и Мельников. С субботы членов профкома не пускают на предприятие – заблокировали пропуска. Помещение профкома закрыто. Никто из работников не может получить матпомощь, взять ссуду в кассе взаимопомощи. Не могут уехать в профилакторий те, кто подавал заявки. Женщины из профкома полдня простояли на проходной. Сергея Яна попросили пройти в службу безопасности, он отказался. Сейчас, когда верстается номер газеты, профком сидит в принадлежащем ему клубе “Здоровье плюс”. Туда уже приходили представители цеха аммиака. Спрашивали, как они могут помочь защитить профком и председателя… Значит, конфликт уже выплескивается за рамки “профком – администрация”.
Полина САМОЙЛОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте