Что важнее, судьбы людей или новое оборудование, зарплата или инвестиции? Ответа на этот вопрос не дает ни трудовое законодательство, ни Уголовный кодекс, ни Конституция,
а значит, каждый волен выбирать для себя. Для завода “ВолгаЦемент”, как и для многих других, создание профсоюзной организации стало единственным верным шагом, который помогает склонить чашу весов в пользу рабочего человека и построить взаимовыгодное сотрудничество. Остается только верно заложить краеугольный камень, имя которому - коллективный договор.
Если проехаться по Вольску, то сразу видно, что город и живет, и дышит в прямом смысле этого слова цементом. Про состояние экологии небольшого, но целиком созданного вокруг цементной промышленности городка говорить даже смысла нет, но здесь никто особенно не жалуется. Цемент в городе и его окрестностях - всему голова. Здесь если улица - то имени цементников, если машина - то цементовоз, если надписи на заборах, то, вопреки всему, именно про цемент. Потому что слово “цементочка” аккуратным почерком, буквами высотой в полтора метра может выводить только искренне любящий человек.
ЖИЛИ-БЫЛИ ДВА ЗАВОДА
Цементных заводов в городе, прозванном столпом строительной промышленности, два: “Вольскцемент” и “ВолгаЦемент”, - только вот судьбы у них диаметрально противоположные. Все как в сказке: “Жили-были два завода, богатый и бедный”. Хотя бедным, положа руку на сердце, назвать ЗАО “ВолгаЦемент” сложно: строится у ЗАО на отдельной площадке новый завод, инвестиции в него идут немалые, закупается новое оборудование. Денег не хватает только на нормальную зарплату рабочим второго, “старого” предприятия. (См. “Солидарность” № 7, 2010.)
Именно нескончаемые сложности с заработной платой да нежелание руководства прислушиваться к просьбам коллектива и подтолкнули рабочих создать на предприятии первичную профсоюзную организацию.
- Наша первичка была создана 18 декабря 2009 года. Мы тогда поняли, что наши слова станут более убедительными, если их говорить не от лица каждого в отдельности, а от лица всего коллектива, - рассказывает председатель первичной профсоюзной организации “ВолгаЦемент” Сергей Наумов. - Люди идею поддержали. Еще бы, ведь у нас тут проблема оплаты труда далеко не первый день остро стоит.
Первые изменения системы оплаты произошли на “ВолгаЦементе” еще в ноябре 2008 года, когда по приказу руководства рабочим сняли премии, оставив их на одном окладе. Но тогда к этим изменениям люди отнеслись с пониманием, в стране ведь кризис, тем более что эти меры руководство называло “временными”, а значит, надо только подождать.
Только вот ожидание несколько подзатянулось. Когда истек первый срок действия дополнения к трудовому договору, отменявшему премии, его попросту продлили еще на один срок, затем еще и еще.
- И мы все терпели, так как верили тем, кто нами руководит, ждали “лучших времен”. И что мы получили в награду? Новую премиальную систему, - негодует председатель первички.
На первый взгляд, ничего страшного в новой системе нет: оклад хотят сократить на 30%, но эти же 30% будут выплачивать в виде премии. Только вот премия - дело необязательное, а на слово руководству завода в цехах уже мало кто верит.
- Вот вы сами посудите, за что у нас раньше премии платили? За выполнение плана, за качество продукции, за соответствие еще каким-то показателям. А теперь что? Ну, качество, может быть, и сейчас осталось на докризисном уровне, да кто же теперь за это хвалит? Плана нет, а как тогда награждать за его исполнение? Поэтому людей и сажают на голый оклад в 5 - 7 тысяч, обещая мифические премии, которые потом просто оказывается и дать-то не за что, - поясняет Наталья Жукова, председатель первичной профсоюзной организации второго цементного завода в городе, “Вольскцемент”, которая одной из первых пришла на помощь коллегам.
- Конечно, как только об этом зашла речь, мы начали помогать коллективу “ВолгаЦемента” с организацией первички, как же не помочь? У нас один обком, один профсоюз. Это очень многое значит. Профсоюзное братство в принципе выше вопросов конкуренции. Тем более что у многих на этом заводе трудятся родственники и друзья, - вздыхает Наталья Николаевна.
Возможно, именно наличие в городе второго завода-конкурента и заставило рабочих повнимательнее приглядеться к ситуации. Ведь выпускают они схожий продукт, и рынок у них один, и покупатели общие, только вот у “ВолгаЦемента” почему-то сбыта нет, а “Вольскцемент” потихонечку налаживает продажи. И с охраной труда там лучше, и зарплата не падает.
- У нас на заводе заработную плату выплачивают вовремя и ни на рубль не уменьшили. Нет у нас и такой странной системы оплаты труда, как на “ВолгаЦементе”, при которой премиальные, составляющие существенную часть заработка, можно просто сократить на неопределенное время. Средняя заработная плата у рабочих на заводе 17 000 рублей с копейками, а в целом по предприятию - более 20 000 рублей. Мы вообще пока что стабильно работаем, и прогнозы на будущее наши аналитики делают достаточно оптимистичные, - охотно делится подробностями Наталья Жукова.
ИНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
На “ВолгаЦементе” о такой сказке рабочие даже и не мечтают. Здесь и до ноября 2008 года рабочие получали по 12 - 13 тысяч рублей, а после отмены премий осталось и того меньше: у кого 10 тысяч, а у кого и 8. Теперь, если вступит в силу новая система оплаты, все, чего ожидают люди - это 5 - 6 тысяч в месяц.
- На эти деньги прожить нельзя, а у нас на заводе у многих семьи с детьми, есть матери-одиночки. Мне люди честно говорят, что этих денег при всей экономии хватает на две недели, не больше. Еще один шаг назад, и из нищеты они уже просто не выберутся. В Вольске же тоже цены идут в ногу со временем, коммунальная плата растет, в магазинах цены растут, а зарплата на заводе только уменьшается. Рабочий день при этом остается таким же, как и был, ведь производство цемента - непрерывный цикл, который сокращению не поддается. А уходить некуда. Есть, конечно, и другие предприятия в городе, но сейчас найти работу везде очень трудно. На другом вот заводе, “Вольскцемент”, созданы такие условия труда, что туда бы многие мечтали попасть, да мест нет, - вздыхает Сергей Наумов.
Но невелика была бы цена той профсоюзной организации, которая только бы вздыхала, жаловалась и смотрела, как и что у других. Первичная организация на “ВолгаЦементе” не из таких. За два с лишним месяца своего существования число членов профсоюза на заводе с 60 человек выросло до 193 из 480 сотрудников. В основном это, как говорит председатель, рабочие, а представители ИТР в профсоюз вступать боятся. Хотя пока открытых гонений на профсоюз не было.
- Мы к конфликту и не стремимся. Мы, наоборот, вовсю ищем компромисс с руководством, ведь нам не скандал нужен, а сотрудничество, чтоб предприятие хорошо работало, зарплаты росли, - подчеркивает Наумов.
Еще одним небольшим успехом молодой первички стала успешная организация первого крупного профсоюзного собрания, на которое были приглашены и глава районной администрации, и представители прокуратуры, и представители работодателя, а также корреспондент “Солидарности”. Темой обсуждения стали, конечно же, новая система оплаты труда и перспективы завода в целом.
СОВЕТ В “КЛЕНАХ”
На первый взгляд эта встреча больше походила на военный совет в шатре главнокомандующего. И дело тут вовсе не в спартанских условиях ДК “Факел”, расположенного в поселке Клены рядом с Вольском, который давно уже забыл, что такое отопление и ремонт.
Может быть, дело в могучем телосложении и генеральской выправке председателя первички, а может быть - в напряженной тишине маленького зала, который до отказа заполнили по-боевому настроенные люди.
- Давайте вместе найдем выход из сложившейся ситуации. Если из нее есть выход. Создавая профсоюз, мы пытались донести до всех, что нам не избежать проблем, но сплоченность нашего коллектива дает нам возможность отстаивать наши права во всех органах власти и вести равный диалог с работодателем, - подчеркнул, открывая собрание, Сергей Наумов.
- Мы умеем договариваться и знаем, как это делать. Уверяю вас, что все вопросы, которые будут возникать в процессе нашей с вами работы, мы сумеем решить. Задача у нас одна - процветание государства, предприятия, человека. И если этому мешает какой-то правовой беспредел, мы сумеем вас защитить. У нас есть грамотные юридические службы, трудовые инспекторы, и за нами огромная сила солидарных действий профсоюзов, - обратился вслед за ним к рабочим председатель областной организации профсоюза строителей России Михаил Усанкин.
Что особенно интересно, так это позиция главы администрации муниципального Вольского района Игоря Пивоварова, который уже не раз в своих выступлениях отмечал, что администрация на стороне профсоюзов. И на этот раз он призвал людей не рубить с плеча, выслушать позицию руководства завода, которое, если имеет на то законные основания, то может и вовсе закрыть предприятие.
- Надо все-таки отдать должное нынешнему собственнику завода, который в свое время сделал все возможное, чтобы этот исторический завод (в 2014 году заводу, носившему ранее имя “Коммунар”, должно исполниться 100 лет) выжил. И теперь, даже если есть безусловные перекосы со стороны руководства, мы должны найти консенсус, который заключается в том, чтобы ваши интересы были соблюдены, и предприятие не сгинуло, - политкорректно обратился сразу к обеим сторонам конфликта Игорь Пивоваров.
ОБЪЯСНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЯ
Объявления позиции руководства многие из собравшихся сегодня в зале ждали как волшебных слов, которые должные открыть тайны мироздания и прояснить ситуацию, но, как и положено всем волшебным словам, они произносились на другом, непонятном слушателям языке, носители которого не знают, что такое выживать на последние копейки.
- Я вам откровенно скажу, что вся прибыль, которую холдинг получил в 2007 и 2008 году, ушла на строительство нового завода, а 2009 год был для предприятия фактически провальным, вместо 220 тысяч тонн цемента мы пустили всего 150 тысяч, - сразу же “порадовал” собравшихся заместитель директора по сбыту Виктор Перевозчиков. - Отсюда и результат. Тем не менее вы все знаете, что у нас был утвержден комплекс мероприятий, по которому мы с вами работали, включавший много больше льготных мероприятий, чем предусматривает КЗОТ. Это ссуды, порядка 4 млн в год, безвозмездная помощь, за которой тоже многие обращались, детские путевки и многое другое. Да, сегодня тяжело, и еще тяжелее осознавать, что мы не в состоянии кардинально поправить положение, но есть надежда, что в 2010 году все-таки чуть-чуть будет лучше.
Понадеявшись вместе со всем залом на будущее, Виктор Николаевич детализировал его в цифрах, которые оказались вовсе не так радостны, как хотелось бы. По его словам, сейчас уже создан бюджет на 2010 год, и он ни в коем случае не уменьшает имеющийся уровень фонда оплаты, но при условии, что будет выпущено и реализовано 200 тысяч тонн продукции.
То есть, как объяснил нам потом председатель первички, должен быть выполнен план продаж, кстати, никак не зависящий от рабочих, и только тогда они смогут претендовать на полную заработную плату: оклад плюс премия.
- То есть нам официально могут не выплачивать премию, если не продадут, к примеру, 500 кг до этой нормы, - подчеркнул он.
На весьма резонные вопросы из зала, почему от объема продаж зависит зарплата рабочих, а не менеджеров по продажам, замдиректора по сбыту отвечать не стал, зато предложил свой рецепт стабилизации отношений, которым, как ни удивительно, оказался коллективный договор.
- Колдоговор, когда вы его заключили, это, конечно, не закон, но это соглашение работодателя с работником. Поэтому у меня есть предложение, чтобы вы приступили к процедуре заключения колдоговора. Все вопросы мы должны решать в рамках колдоговора, там все будет записано: все соцгарантии, все возможности, и изменить его по своей воле работодатель уже не сможет, - с энтузиазмом рассказывал он.
Как оказалось, профсоюзу на предприятии рады абсолютно все, что подтвердил и специально приехавший на собрание представитель акционеров завода Алексей Кипарисов, отметивший, что совет директоров не возражает против наличия на заводе профсоюзной организации и даже поддерживает ее рост и развитие.
- Более того, мы считаем, что если профорганизация начнет выполнять не популистские задачи, а то, зачем действительно создают профорганизации, то мы можем надеяться на то, что ваша профорганизация разделит вместе с нами ответственность за дальнейшее развитие предприятия. Ситуация в экономике страны не совсем гладкая второй год подряд, и в ближайшее время, видимо, не предвидится резких улучшений. Это трудное время нам вместе надо просто пережить. Никто не собирается закрывать завод, как раз наоборот, первейшая наша стратегическая задача - это сохранение предприятия как действующего и достройка нового производства, которое увеличит количество рабочих мест, - попытался обнадежить господин Кипарисов.
В качестве еще одного дружеского жеста акционеров профсоюзу предложили провести свои обсуждения, по итогам которых могли бы быть высказаны какие-либо предложения по системе премирования.
- Эта система - достаточно сложный инструмент, в результате шаблонного применения которого не все подразделения оказываются в одинаковых условиях. Я помню, что когда мы только приобретали эту фабрику, мы вместе с коллективом в течение года вырабатывали систему оплаты труда для того, чтобы соблюдать интерес как работодателя, так и работника. Я бы вообще призвал вас сейчас немного сместить акценты. Не надо воспринимать нас, как будто мы по одну сторону баррикад, а вы - по другую. Мы все на одной стороне, и я тоже, как и вы, получил зарплату на 30% меньше, - подчеркнул для пущего эффекта представитель акционеров.
ЧТО НА ДЕЛЕ
Если подводить краткие итоги собрания, то красивых слов сказано было немало, но единственное сделанное на данный момент дело - отсрочку “приговора” о сокращении заработных плат, изданного работодателем в начале февраля, - следует зачесть, скорее всего, все-таки прокуратуре и профсоюзным юристам.
- На предприятии были нарушения ТК, которые заключались в том, что руководство завода без уведомления профорганизации решило сообщить сотрудникам о существенном изменении трудового договора. А в соответствии с Трудовым кодексом подобные изменения производятся только при уведомлении профсоюзного органа. Опять же, вызвала вопросы и форма уведомления. Действие данных уведомлений приостановлено, а прокуратура вынесла руководству устное предупреждение. Мы собираемся внимательно наблюдать за дальнейшим ходом дела. Вопрос об изменении системы оплаты труда решается с участием профсоюза, и до завершения работы согласительной комиссии ни один человек не может быть уволен в связи с его несогласием с новой системой оплаты труда. Все уведомления, которые выдавали работникам завода, сейчас юридической силы не имеют, - прокомментировала это решение помощник Вольского межрайонного прокурора Наталья Ангорова.
- К какому мнению мы придем, пока неясно, но мы будем добиваться, чтобы это было мнение общее, чтобы не было такого, что администрация предприятия принимала решение единолично. Вот после этого, когда будет принято коллегиальное решение по заработной плате, введению новых систем премиальных, еще чему-то, - после этого рабочие не позднее чем за два месяца повторно получат уведомление. И только после этого повторного уведомления пойдет отсчет срока и станет возможным сокращение тех, кто не согласится работать в новых условиях, - подтвердила ее слова юрист обкома профсоюза строителей Светлана Степанова.
РАБОЧИЙ ПОСТСКРИПТУМ
Переговорить с самими рабочими завода нам удалось только на улице, надежно спрятавшись в тени здания, так как несмотря на все заявления руководства о благоволении профсоюзу, люди опасаются репрессий.
- Знаете что я вам скажу? Мы уже рады хотя бы тому, что состоялась это встреча. Нам раньше вообще что отвечали? “Вы кто такие, чтобы с вами разговаривать!” Нам наш мастер в цехе, а он не великий начальник, сам говорит: “Вас слушать никто не будет. Вы никому не нужны. Одного выгоню, еще десять на его место в очередь станут”. Так что ни нам, ни профсоюзу на деле никто не рад, - зло выдыхает один из рабочих, не пожелавший представиться.
- Сейчас мы уже ни во что не верим, это красивые слова. Они говорят, у них зарплата тоже сокращается на 30%. Но одно дело сократить 8 тысяч и на оставшееся жить, а другое дело сократить 30 тысяч. У меня вот двое детей 3 и 13 лет, которых мне надо одевать, кормить и учить на свои 8 тысяч рублей, - рассказывает Елена Аркадьевна, помощник машиниста на заводе “ВолгаЦемент”.
А цены, по словам всех, в Вольске не маленькие. В среднем 3500 рублей уходит у рабочих на оплату коммунальных услуг, 700 рублей - на детский садик.
- Если зарплату урежут на 30%, у меня будет выходить на руки 6000. Из них надо заплатить за квартиру, за школу, у меня ребенок на платном отделении учится, там хоть чему-то учат. Дать ему денег на обед. Домой что-то купить, не говоря уж об одежде и прочем. Мы, конечно, надеемся, что раз уж руководство начало с нами прямой диалог, то урезания не будет, они не могут не понимать, что иначе мы не выживем. Нам уже два года не платят премий, мы получаем по 8 - 9 тысяч, но мы на это согласны, так как понимаем, какая сейчас непростая ситуация. Мы работаем и за эти деньги, и единственное, чего просим, - не урезать дальше, - просит меня записать ее слова Лариса Владимировна, также работающая помощником машиниста на заводе “ВолгаЦемент”.
Сами рабочие возлагают надежды на молодой профсоюз, который смог добиться встречи с руководством, смог хотя бы отсрочить очередное падение зарплаты.
- Нам сейчас главное не остаться в информационном вакууме, нам необходима информация о деятельности и проблемах предприятия, и как профсоюз мы имеем на нее полное право. Будем думать, совещаться, вносить свои предложения. Мы на переговорах уже выдвигали предложение “заморозить” наши финансовые отношения в той форме, какими они были на 1 января 2010 года, потому что премии у нас не будет, никто в нее не верит. Сейчас мы будем пытаться все эти условности прописать в колдоговоре. Это процедура сложная и длительная, но у нас за спиной стоит обком и вообще все профсоюзы России, значит, должны справиться, - прощаясь, говорит Сергей Наумов, и очень хочется ему верить.
КОММЕНТАРИЙ
Валерий Дмитриевич ПОПКОВ, зампред профсоюза строителей РФ
- У многих крупных холдингов такая тактика работы. Мы как профсоюз не можем ее одобрять и, в свою очередь, обычно рекомендуем работодателям приостановить все инвестиции на кризисный период и работать с имеющимися предприятиями, так как судьбы людей ждать, в отличие от техники, не могут.
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
19 февраля работники завода “ВолгаЦемент” были отправлены в простой до 1 апреля с оплатой в 2/3 от заработной платы.
Елена БЕЛЛИС
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте