Top.Mail.Ru
Специальный репортаж

Выжать и выжить

О чем молчат работники и руководители тамбовских сахарных заводов?

За последние два года сахар вырос в цене более чем в два раза. Но на зарплатах и социальных гарантиях рабочим сахароперерабатывающих заводов компании "Русагро" в Тамбовской области этот факт не спешит сказаться лучшим образом. Владельцы заводов спешат к какой-то только им одним ведомой цели, для чего надо выжать свеклу, выжать прибыль и выжить профсоюз, который мешает им выжимать. Обстоятельства противостояния компании и профсоюза на месте выяснила корреспондент "Солидарности".

ЗАМ ПО БОРЬБЕ С ПРОФСОЮЗОМ

Жердевский сахарный завод, выпустивший первый килограмм белой сладости еще в 1939 году, долгое время был флагманом сахарной промышленности страны. Он не раз получал переходящее Красное знамя Минпищепрома СССР, ВЛКСМ и другие награды. Но со сменой собственников в 2000 году завод приобрел буквы ОАО и растерял былую славу, превратившись в одно из "выживших" и уже слегка устаревших предприятий на периферии. Его владельцев теперь волнуют лишь доходы и прибыли. А о рекордах и успехах, как и о сопутствующей им жизни, полной личных побед на конкурсах трудового мастерства, самодеятельности и спортивных соревнованиях, работники могут только мечтать, глядя на старые фотографии, если они еще остались.

Для первичной организации профсоюза работников АПК, действующей на предприятии, такая судьба стала настоящим ударом. Численность работников таяла на глазах, соответственно таяло и число членов профсоюза. Но вскоре оказалось, что положение дел гораздо серьезнее: профкома на предприятии, по мнению руководства, и вовсе быть не должно.

- При бывшем директоре был здесь такой заместитель по безопасности Виктор Макаганчук, которому компания поручила изжить профсоюз, - рассказывает председатель профкома Жердевского завода Александр Сафонов.- Так вот он лично ходил по цехам и предлагал людям выходить из профсоюза, иначе-де последуют санкции.

На тот момент из 720 работников в профсоюзе состояли более 500. Первым делом под удар попали ИТР, которые поголовно были членами первички, потом главы отделов и цехов, а затем очередь дошла и до рядовых трудящихся. Таким образом, к очередной смене директора в 2006 году в профсоюзе остались чуть более 100 человек (среди которых всего трое из числа ИТР), да и те регулярно по одному, по двое клали заявления о выходе на стол предпрофкома.

Но решающий удар по профчленству нанесла прошедшая в 2007 году забастовка против низкой, не индексируемой зарплаты. На законную подготовку к забастовке ушло четыре месяца бюрократической волокиты, давших отличную фору противникам профсоюза.

- Администрация тогда пыталась говорить, что забастовка незаконная, несогласованная. Пугали народ всячески. После того как эта афера у них провалилась, они подали в суд заявление о нелегитимности профкома. Параллельно потребовали от первички всю документацию, включая отчеты, на что направляются членские взносы, - рассказывает Валерий Клин, председатель Жердевского райкома профсоюза работников АПК.

И даже несмотря на то, что правоту первички с легкостью отстоял в районном и областном суде юрист из обкома профсоюза работников АПК, дело было сделано. Подкрепление из Москвы, приехавшее на помощь Макаганчуку, успело провести беседы с начальниками цехов, требуя удерживать людей от забастовки. В результате на акцию протеста вышли всего 85 работников, которых потом хоть и не уволили, но изрядно потаскали по кабинетам с вопросами о профсоюзном членстве. В итоге кто просто уволился, кто подался на заработки в Москву, а кто и, от греха подальше, написал заявление о выходе из профсоюза.

НА ПУТЕВКУ НЕ ЗАМАНИШЬ

Новых членов профсоюза привлечь оказалось не так уж и просто. Тем более что из заводского "бегунка", специального обходного листа, с которым раньше новый работник посещал бухгалтерию, медпункт, отдел кадров, специалиста по безопасности и председателя профкома, строчка для подписи последнего неведомым образом испарилась. Да и Александр Сафонов теперь занятой человек. Свою прошлую должность освобожденного предпрофкома он уже два года как совмещает с должностью мастера железнодорожного транспортного цеха, на которую его пригласил нынешний директор, когда членских взносов перестало хватать на зарплату освобожденному председателю профкома.

- Сейчас у нас взаимоотношения с руководством нормальные, только толку от этого теперь... Из нынешнего штата в 320 работников в профсоюзе состоят всего 40 человек, - вздыхает Сафонов.

Новый директор, вступая в должность, подтвердил политику компании в отношении профорганизаций. Как рассказывает предпрофкома, нынешний руководитель ни в какую войну с первичкой обещал не ввязываться, но и помощи от него просил не ждать, так как директор завода - такой же наемный работник, которому фирма говорит, что делать и куда идти.

Итог, к сожалению, печальней некуда. Люди продолжают выходить из профсоюза со словами: "А чем нам профсоюз поможет?.." И льготными путевками да обещаниями уже никого не удержать. Тем более что и обещать-то нечего, единственное, на что сейчас влияет первичная профорганизация Жердевского завода, так это на одну четвертую часть премии, право утверждать которую, как "свадебному генералу", ей все-таки сохранили.

- Люди видят, что сегодня нет законов, которые защищали бы членов профсоюза и позволяли бы влиять на работодателя. А так в АПК сегодня одна видимость профсоюза, а на деле нет его, - с горячностью подводит черту беседе глава Жердевского райкома профсоюза Валерий Клин.

Его правоту подтверждают и слова предпрофкома Сафонова о том, что подать заявление в суд о притеснении членов профсоюза они так и не смогли - не нашлось свидетеля. Все боялись репрессий, да и место на заводе, как ни крути, теплее и слаще, чем многие другие в районе. Индексацию зарплаты на заводе пока что проводят исправно. (По странному стечению обстоятельств, очередное повышение выпало на день приезда корреспондента, так что Александр Сафонов смог "похвастаться" приростом аж в 2000 рублей.) Спецодеждой обеспечивают, за вредность работы доплачивают. Живи да радуйся.

Многие работники, которые были когда-то членами профсоюза, о том, что их побудило выйти из него, открыто не говорят, да и имен, несмотря на давность событий, просят не называть. Но оговорки в их речи мелькают весьма характерные: "Вы знаете прекрасно, в какое время мы живем...", "Нам такие условия поставили, что хочешь не хочешь, а сделаешь", "Выбора не было"...

- Даже не знаю, что ответить. Все вышли - и мы вышли. Было бы это в Москве, я бы, может, еще и подумала. Там намного легче куда-нибудь еще устроиться. А здесь у нас с этим полная "труба", - говорит сотрудница административной части. - Вот когда будет закон, по которому профсоюз будет способен меня защищать, вот тогда и подумаю о возвращении.

СЛОВО О КОЛДОГОВОРЕ

Коллективный договор, срок которому вышел не так давно, на заводе перезаключать не стали, но при участии нынешнего гендиректора Михаила Павленко продлили на год.

- Я когда к директору ходил, он мне сам сказал, что фирма против коллективного договора, но директор считает, что надо его на год хотя бы продлить, - говорит Сафонов.

Сам генеральный директор Жердевского завода сахарного подразделения ГК "Русагро" Михаил Павленко в нажиме со стороны головного офиса не признается:

- Я не сказал бы, что головной офис не одобряет существования профсоюзов на предприятиях. Пока что на всех предприятиях, кроме одного, которое только что перешло в нашу компанию, существуют профорганизации. У нас с профсоюзом сейчас идет довольно плодотворная работа, каких-то разногласий особых нет. Колдоговор у нас на предприятии мы продлили, - уверяет он. Но тут же следует и весьма любопытное уточнение: - И, думаю, будем перезаключать на следующий год, если я буду директором.

Тем не менее, на руках у председателя Тамбовского обкома профсоюза работников АПК Владимира Скрипниченко уже есть прелюбопытный документ, распространяющийся на подвластных "Русагро" заводах. Это Положение о компенсациях и льготах, явно призванное в итоге подменить колдоговор. Только вот льгот в нем гораздо меньше - умещаются всего на трех листах, да и распространяются в основном на инженерно-технических работников. К тому же о профсоюзе там нет ни слова, а утверждают данный документ директор по персоналу и оргразвитию ООО "Русагро-Центр" и генеральный директор предприятия.

МЕНЯЛОСЬ РУКОВОДСТВО КАК ПЕРЧАТКИ

Никифоровский сахарный завод, построенный в 1965 году, - в прошлом тоже одно из крупнейших предприятий по переработке сахарной свеклы. В его создании даже участвовали французские специалисты. После развала совхозов для небольшого поселка по соседству завод стал градообразующим предприятием, да и заняться на нем было чем, ведь обрабатывать приходилось примерно по 6 тонн свеклы в сутки. С приходом в 2009 году "Русагро" здесь тоже многое кардинально изменилось.

Кстати, владельца "Русагро" Вадима Мошковича, единожды побывавшего не предприятии, здесь помнят до сих пор. Помнят и по "демократичным" джинсам с майкой, стоившим больше, чем все потрепанные костюмчики ИТРовцев вместе взятые, и по пружинистой походке хозяина положения, за спиной которого деньги, и по начавшимся изменениям.

С приходом компании на заводе в рамках оптимизации численности коллектива и повышения производительности труда количество работающих снизилось на 200 человек. В результате нагрузка на людей увеличилась, так как производительность у завода осталась такой же. А вот с зарплатой никаких ожидаемых изменений не произошло.

Зато начались кадровые перестановки. Сначала новому приобретению в "Русагро" долго подбирали "голову". Первого директора, просидевшего на месте чуть больше полугода, сейчас уже и не помнят. Еще полгода заводом руководил небезызвестный "Солидарности" и ее читателям бывший директор челябинского ОАО "Южуралкондитер", загнавший рабочих успешной кондитерской фабрики в 60-часовой рабочий день за мизерные оклады (см. "Солидарность" № 8, 2011 - "Прохоровской дорогой"). Теперь его сменил очередной гастарбайтер, на этот раз с Украины. Надо отметить, что с недавних пор все руководство завода не местное: кто-то приехал из Тулы, кто-то из Тамбова, и похоже на то, что не всегда такое привлечение сторонних специалистов на пользу не то что рабочим, а всему заводу.

НИЧЕГО НЕ ВИЖУ, НИЧЕГО НЕ СЛЫШУ, НИКОМУ НИЧЕГО НЕ СКАЖУ

Нынешний директор ОАО "Сахарный завод "Никифоровский" Сергей Григорьев не производит даже того приятного и уверенного впечатления, которое оставляет его коллега из Жердевки, хоть они и земляки. На все наши вопросы и о профсоюзе на предприятии, и о политике головного офиса компании он прячется за удобной фразой "без комментариев". Свои отношения с профсоюзом он, правда, охарактеризовал как "рабочие", а вот тема продления колдоговора вновь попадает в запретную зону под грифом "не обсуждается".

Но зато председателю первичной профорганизации завода Владимиру Коршунову, отвечающему сегодня за судьбы 400 членов первички, как оказалось, есть что сказать по этому поводу. Прежде всего он подчеркнул пункт о росте заработной платы в договоре, который, по его словам, совершенно не выполняется.

- Прибавки к зарплатам нет! Есть такое варьирование - если поднимается тарифная ставка, то сокращаются премиальные. Так, со 100% премия съехала сначала до 60%, потом до 40%, а потом и вовсе до 20%. Сумма-то в итоге остается та же, - горячился он.

Да и есть с чего горячиться - средняя зарплата по заводу всего 12 841 рубль. И, согласно статистике, которую Коршунову чудом удалось выманить у экономистов, она в 2010 только снизилась по отношению к предыдущему показателю. Если верить цифрам, от руки выписанным на листок, за два года властвования "Русагро" зарплата сначала подросла с 11 804 рублей в 2008 году до 13 132 - в 2009-м, а потом упала до указанной выше цифры.

Правда, тут, как заявил внезапно оживившийся директор (который, кстати, ошибается даже в отчестве своего предпрофкома), ситуацией руководитель первички не владеет и его данные неверны. Но только вот на просьбу назвать другие цифры, опровергающие сведения Коршунова, внятного ответа так и не последовало.

Зато директор утверждал, что не знаком ни с трехсторонним соглашением по Тамбовской области (которое он "не читал", хотя оно уже больше недели как опубликовано в местной прессе), ни с Положением о компенсациях и льготах, которое, по его словам, еще в разработке. (Каково же было удивление журналиста "Солидарности", позже обнаружившего данное Положение на столе предпрофкома, украшенное директорской подписью еще в феврале 2011 года.)

ЗАВОД ИМЕНИ БЕДНОЙ НАСТИ

На вопрос о тринадцатой зарплате работникам г-н Григорьев бодро ответил, что она тоже не выплачивается, так как ее положено платить из прибыли, которой, судя по тону директора, нет, не было и не будет. Тем более что есть ежемесячная премия - куда ж еще больше-то!

А по словам предпрофкома, прибыль за 2009 год составила 175 млн рублей, что косвенно подтверждают и данные об общей прибыли "Русагро", приведенные в справке. Почему-то не верится, что именно один Никифоровский завод работает в убыток, в то время как остальные зашибали копейку. Подтверждают наличие прибыли и регулярно растущие цены на сахар.

Кстати, видимо, в рамках политики сбережения средств, а заодно и нервов, новое руководство распустило штат газеты, выпуск которой налажен был еще предыдущим владельцем - компанией "Русский сахар". В издании освещались события заводской жизни, сельскохозяйственные достижения страны, изменения в законодательстве и... деятельность профсоюза.

Теперь на месте газеты воцарился рекламный листок, главным редактором которого, по загадочному стечению обстоятельств, а может, и в целях экономии, стал тот же г-н Григорьев. На двух страницах подробно освещается счастливая жизнь завода под знаменами "Русагро", на фотографиях позируют до удивления счастливые рабочие. Они, видимо, еще не знают, что в заводском общежитии, по словам предпрофкома, вновь отказываются перестелить сгнивший линолеум, даже несмотря на то, что жильцы ежемесячно платят за ремонт и содержание здания. Как говорит руководство, в бюджете предприятия это не заложено.

Хорошо хоть, хватает средств на положенную по закону спецодежду да выдачу молока "за вредность", а без линолеума-то жить можно. Живи да радуйся, в общем...

ПУНКТ ТРЕТИЙ, НЕВЫПОЛНЕННЫЙ...

На самом деле по третьему пункту программы экскурсии по владениям "Русагро" предстояло посетить и Знаменский сахарный завод. Но председатель профкома, хоть и был заранее предупрежден о визите 20 апреля корреспондента центральной профсоюзной газеты и председателя обкома профсоюза работников АПК, внезапно исчез. Осталось неизвестным, что побудило этого работника профсоюза весь день игнорировать звонки на его личный мобильный и служебный телефоны, сунув, как страус, голову в сахарный песок.

А на этом заводе дела обстоят еще хуже, чем у соседей, даже несмотря на то, что членов профсоюза здесь все еще больше сотни. Действие колдоговора на Знаменском заводе закончилось еще в декабре, а вместо его продления руководство уже предложило работникам Положение о компенсациях и льготах. Сегодня этот документ висит на доске объявлений, там, где раньше располагался коллективный договор.

21 апреля предпрофкома Знаменского завода также не явился на пленум Тамбовской областной федерации профсоюзов, членом Совета которого был. Зато ходят слухи о его желании в ближайшее время уволиться, снять с себя всякую ответственность. После таких поступков руководителя пусть всего лишь первичной организации уже не удивляешься, что среди работников ходят разговоры о бессилии профсоюза.

ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО

Тем не менее, ни председатель обкома профсоюза работников АПК Владимир Скрипниченко, ни его коллеги из райкомов, ни глава Тамбовской областной федерации профсоюзов Евгений Князев не спешат опускать руки. Последнее слово должен сказать профсоюз. И сказать он его должен не директорам заводов, на которых давят "сверху", а тем людям, кто принимает подобные решения.

- Принимать участие в этой борьбе за право говорить и быть услышанными должны и ФНПР, и Министерство сельского хозяйства, и прокуратура. А не только профсоюз, - считает Скрипниченко.

Пока что со своей стороны обком профсоюза для поднятия престижа первички Жердевского сахарного завода временно прекращает требовать с его профкома отчислений от членских профвзносов, чтобы профком мог использовать эти средства для выплаты стимулирующей материальной помощи членам профсоюза при выходе в отпуск.

- Мы также планируем обратиться в Гострудинспекцию и областную прокуратуру, чтобы уже они следили за выполнением на Жердевском сахарном заводе положений Трудового кодекса и закона о социальном партнерстве, - подчеркнул глава обкома профсоюза работников АПК.

Обнадеживающей новостью с "Солидарностью" поделился и Евгений Князев, председатель Тамбовского областного объединения организаций профсоюзов:

- Недавно у наших коллег в ЦФО была встреча с полномочным представителем президента в округе Георгием Полтавченко. Мы там обсуждали вопрос "Русагро", который волнует не только Тамбовскую областную федерацию, но и Белгородскую, где тоже есть предприятия компании. Нам было обещано, что руководству "Русагро" разъяснят, для чего существует социальное партнерство и что такое принцип социальной справедливости. Я думаю, что объяснения на высшем уровне они там поймут, - добавил он.

Елена БЕЛЛИС

"А"-СПРАВКА

ОАО "Группа компаний "Русагро" - один из крупнейших российских агропромышленных холдингов, развивающий сахарное, жировое, мясное и сельскохозяйственное бизнес-направления. "Русагро" объединяет шесть перерабатывающих предприятий пищевой промышленности: ОАО "Валуйкисахар", ОАО "Жердевский", ОАО "Знаменский", ОАО "Ника", ОАО "Ржевский сахарник", ОАО "Жировой комбинат", сельхозпредприятия в Белгородской, Тамбовской и Воронежской областях, развивает свиноводство в Белгородской области (ОАО "Белгородский бекон"), управляет тремя зерновыми элеваторами.

К марту 2011 года 95% акций компании Ros AGRO PLC принадлежало семье основателя "Русагро", члена Совета Федерации РФ от Белгородской области Вадима Мошковича.

Выручка компании по МСФО (международные стандарты финотчетности) в 2010 году составила 30,96 млрд руб. (в 2009 - 24,67 млрд руб.), чистая прибыль - 5,16 млрд руб. (в 2009 - 2,32 млрд руб.). По итогам 2010 года Мошкович занимает 22-е место в Новом рейтинге Forbes, с доходом в 373,24 млн руб.

В Тамбовской области ОАО "ГК "Русагро" владеет тремя сахароперерабатывающими заводами, на каждом из которых в последние годы, после прихода нового собственника, у членов профсоюза жизнь стала "не сахар".

Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

Сергей18
18:43 от 04.05.2011
Ваше имя
ну звини... проста так получилось... щас все на архангельском цбк... ну чо , разорваться что-ли...(надеюсь, понятно, в чей "огород" "камень"......)

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика