Начать свое дело - для многих это мечта, кажущаяся несбыточной. А уж сделать бизнес на том, что нравится, на увлечении всей жизни - это уже и вовсе кажется фантастикой. “Солидарность” встретилась с тремя людьми, которые точно знают, что в этом мире возможно все, даже оживить профессию со страниц романов Дюма.
Юрист, спортсмен, учитель истории... Что может объединить этих людей? Например, хобби, ради которого они оставят работу и начнут собственный бизнес. Таким хобби стала для Сергея Якушева, Вадима Кравченко и Ивана Васильева история, воплотившаяся в исторической реконструкции и историческом фехтовании.
ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ: ДИРЕКТОР ШИРОКОГО ПРОФИЛЯ
Когда-то у Сергея Якушева была завидная работа - юрист в волейбольном клубе “Динамо”, а свободное время он уделял семье и своему хобби - историческому фехтованию. Сам он в боях участвовал редко, но зато часто судил или организовывал соревнования. А потом решил открыть свой спортцентр, да не простой, а фехтовальный.
- В Москве нет ни одного такого центра, как у нас. В любом историческом клубе все должны, как правило, заниматься одной исторической эпохой, а значит - это узкий спектр оружия и куча внутренних правил. А у нас все просто: плати деньги, занимайся, и никаких обязательств. Все турниры и соревнования - сугубо личное дело каждого, - подчеркивает Сергей, ныне являющийся генеральным директором и соучредителем фехтовального центра “Паладин”.
Для создания такой площадки пришлось приложить немало усилий: найти помещение, оборудовать его, провести переговоры о тренерской работе, найти и вложить денежные средства.
- Это был нескончаемый аврал, и сейчас продолжается адская работа. С утра я летел на работу, потом занимался оформлением документов, а ночью мы с друзьями своими руками отделывали помещение. Сейчас уже дел стало меньше, но дома меня все равно почти не видят. Но это мелочи, страшно было найти силы, рискнуть. Я взял на себя огромное количество обязательств: перед людьми, которым предлагал работу, перед людьми, у которых брал средства, перед нашими клиентами. Страшно было не справиться, подвести всех. Но нам повезло, никто нам никаких препон не чинил, даже власти только помогали, - говорит он.
Теперь у любого желающего есть шанс почувствовать себя д’Артаньяном в самом центре Москвы под присмотром опытного бойца. Дело движется, несмотря на то что пока ощутимых доходов центр не приносит и вся выручка уходит на зарплаты. (Сам Сергей, работая и за бухгалтера, и за юриста, и за курьера, и еще за всех оставшихся, получает порядка 40 тысяч рублей.) Но ни он, ни другие учредители центра не спешат расстраиваться, потому что они делают не просто бизнес. Они заняты любимым делом.
ИСТОРИЯ ВТОРАЯ: УЧИТЕЛЬ ФЕХТОВАНИЯ
Трудно себе представить, глядя на этого поджарого молодого человека, который сейчас почти бесшумно скользит по залу, параллельно осыпая противника градом сильнейших ударов, что он когда-то планировал себе иную карьеру. Еще труднее представить себе, что к фехтованию его привело слабое здоровье.
- В детстве родители отдали меня в секцию рукопашного боя, так как я рос достаточно болезненным, если не сказать даже хилым, и постоянно “получал” в школе, - рассказывает Вадим Кравченко.
Но о спортивной карьере после тяжелой черепно-мозговой травмы пришлось забыть навсегда. По словам врачей, фатальным для него мог стать первый же серьезный удар в голову, так что о дальнейшем посещении секции рукопашного боя оставалось только мечтать.
- Я тогда перебрал все известные мне на тот момент секции боевых искусств, но безрезультатно, везде риск был слишком высок и меня не брали, - вспоминает он. - С горя я засел дома, начал читать. Случайно тогда в руки попала первая книга Дж.Р.Р. Толкиена “Сильмариллион”. Книжка мне понравилось, что и определило мою дальнейшую судьбу: я попал в тусовку “толкиенистов”, где открыл для себя новый вид контактного единоборства - фехтование. Сначала это были просто дружеские встречи, где все желающие с энтузиазмом мутузили друг друга палками и мне не попадали по голове, так как этот удар был под запретом. Потом был клуб исторического фехтования и реконструкции, где мы занимались уже всерьез, в защитной экипировке, изучали теорию, проводили регулярные тренировки и соревнования.
Сейчас Вадим уже признанный чемпион многочисленных турниров на разнообразном оружии и один из тех, кого пригласили преподавать историческое фехтование в фехтовальный центр “Паладин”, что само по себе является немалой победой. Дело в том, что на звание тренера в историческом фехтовании не надо сдавать экзаменов и получать аттестатов, нужно просто иметь отменную репутацию, которую можно заслужить только “в бою”. В прямом смысле этого слова. Но и это тоже не все. Нужно уметь рассказать словами все, что знаешь, показать каждый удар “по шагам”, что подчас намного сложнее, чем просто хорошо драться.
- Перед тем как начать преподавать фехтование, я прочел массу средневековых трактатов и понял, что так учить людей нельзя. Потому что все эти методики с захватами оружия противника и переходом в обычную драку учат тому, как грамотно человека убить. Мне такой стиль не по душе, а людям, посещающим мои тренировки, не нужно знать, как убить своего противника - скорее тут соревновательный дух. Тем более что многие из ребят, которые приходят ко мне учиться, не могут работать “как в книжках” - в полный контакт. Кому-то не позволяет здоровье, а кого-то не похвалят на работе за свежий синяк под глазом.
Надо отметить, что группа в спортзале разношерстная: есть и совсем юные бойцы, и девушки, и взрослые дядьки.
- Мечта моя, чтобы наш президент и премьер-министр занялись фехтованием, пока не сбылась, но дело уже сдвинулось с мертвой точки. К нам начали приходить люди буквально “с улицы”. Увидели рекламу, заинтересовались и зашли. Треть, конечно же, отсеивается сразу, потому что у нас тут не ритуализированное кендо и не кино про трех мушкетеров, а тяжелый физический труд. Я заставляю людей бегать, прыгать, отжиматься, махать тяжеленным обрезком трубы парового отопления, и на первых порах никакой романтики они не ощущают. С теми, кто остается, я и работаю.
И действительно, те, кто занимается этим видом борьбы всерьез, могут подтвердить, что налет романтики появляется у фехтовальщика спустя годы тренировок, когда движения выходят легко и точно, будто бы вовсе без усилий, а вначале это лишь синяки да шишки. Но зато результат с лихвой оправдывает усилия.
- Мне приходилось применять фехтование для самозащиты, и я могу сказать, что это очень действенно. Люди, которые на меня нападали, в результате были крайне напуганы моим поведением и убегали сами. Меч по городу я не ношу, конечно, берегу родную милицию и ее нервы, - смеется Вадим, - но уже с любой палкой или зонтом в руке я чувствую себя очень уверенно.
Занятия в “Паладине” недорогие, порядка двух тысяч в месяц, экипировку и оружие начинающим бойцам выдают в центре. Те же, кто собирается заниматься всерьез, могут купить ее тут же, в специализированном магазине “Донжон”. Так что даже со всеми затратами такая тренировка выходит дешевле, чем многие другие занятия, что, соответственно, сказывается и на зарплате тренеров.
- Да, у меня пока не самая большая зарплата - со всеми премиями и надбавками выходит около 20 тысяч рублей. Но при этом я занимаюсь любимым делом и чувствую себя на своем месте, а это многого стоит, - не скрывает своих доходов Вадим.
Но несмотря на то, что работой своей он доволен, афишировать профессию среди друзей и знакомых пока не спешит и на вопрос о профессии отвечает коротко: тренер.
- Истфех на данный момент уже сильно дискредитирован толпами молодежи, которые в пик популярности кинофильма “Властелин Колец” бегали по городу с клинками наперевес, называя себя то “реконструкторами”, то “фехтовальщиками”. И я уже не раз слышал от обычных людей: “А, фехтование, видели мы этих клоунов”. Поэтому мы сейчас еще и активно работаем над имиджем нашего вида спорта, проводим всероссийские и международные соревнования с серьезными призами, чтобы вернуть на свое место престиж этого некогда элитного вида боя, - заканчивает Вадим.
ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ: ХОЗЯИН МАГАЗИНА
- Я всегда хотел заниматься чем-то в рамках своего хобби - реконструкции истории и исторического фехтования. По профессии я и так учитель истории, так что хобби у меня было продолжением работы, - говорит Иван Васильев, хозяин магазина товаров средневековья “Донжон”. - И на тот момент, когда у меня появилась такая возможность, самой реальной идеей мне показался именно магазин, так как были уже наработаны контакты с мастерами, производящими оружие или доспехи, ювелирами, делающими аналоги исторических украшений.
Теперь через его руки каждый день проходит овеществленная история. На полках магазина - вещи из любой эпохи, а если желаемого нет, вполне возможно, что это смогут сделать на заказ.
- Тут конечно, не обходится без курьезов, ведь у меня закупаются не только знатоки истории, но и обычные люди, решившие сделать кому-то экстравагантный подарок или украсить интерьер в музейном стиле. Был, к примеру, случай, когда нас попросили изготовить двуручный меч - каролинг, каких в природе не существовало, - улыбается Иван.
Несмотря на то, что таких магазинов в Москве всего четыре, на вопрос о прибыли он тоже лишь тяжело вздыхает. Кризис успел отметиться и тут, изрядно проредив торговые доходы. Но зато в последнее время гигантские стеллажи, нагруженные блестящими стальными экспонатами, пользуются большой популярностью у средств массовой информации. Здесь можно застать то съемочную группу с телевидения, то эротическую фотосессию для мужского журнала. Так что, как ни крути, а интерес к истории у общества все-таки есть, пусть пока и платонический.
Елена БЕЛЛИС
“А”-СПРАВКА
Историческое фехтование (истфех) - владение тем или иным видом исторически достоверного холодного оружия или его массогабаритной копией в технике и стилистике той эпохи, когда он был распространен и применялся во время боевых действий.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте