Парадокс: первая мировая война началась с... объятий. Ими 1 августа 1914 года завершилась встреча министра иностранных дел России с послом Германии. Во время аудиенции Фридрих ПУРТАЛЕС вручил Сергею САЗОНОВУ ноту с объявлением войны. Такой развязки не смог предотвратить даже Николай II, который накануне лично сообщил Пурталесу о том, что мобилизация русской армии не имеет враждебных намерений по отношению к Германии. Но соглашаться с доводом Санкт-Петербурга Берлин посчитал излишним... О событиях первых месяцев войны рассказывает автор нескольких книг по истории двух мировых войн, директор Центра международных исследований Института США и Канады РАН, доктор исторических наук, профессор Анатолий УТКИН.
“ШАПКАМИ ЗАКИДАЕМ!”
- Анатолий Иванович, какие цели ставили перед собой правящие круги России, ввязываясь в первую мировую войну?
- Россия вступила в войну, не имея ясной цели. В верхах российского общества обсуждали, например, то, как после победы в Европе будут господствовать три великие державы - Россия, Великобритания и Франция. Раздавались голоса, что Россия будет господствовать на Балтике, а также получит Босфор и Дарданеллы. В деревнях, откуда шли на фронт миллионы солдат, никто не знал, за что ведется эта война.
- А как вы оцениваете готовность Российской империи к войне?
- Первая мировая война явилась для Российской империи тем испытанием, к которому она оказалась не готовой. Правительство вообще плохо представляло сложность задач, которые ему предстояло решать. Например, уже в первые месяцы войны выяснилось, что армии было нужно 45 тысяч снарядов в день. Между тем заводы страны давали только 13 тысяч.
ХОТЕЛИ РУССКИЕ ВОЙНЫ...
- У России и Германии были давние и тесные торгово-экономические связи. Каким было отношение к войне в предпринимательских кругах России?
- Предприниматели России ненавидели Германию. Особенностью взаимоотношений двух стран было то, что немцы не инвестировали в русскую промышленность, а торговали с нами. На Германию приходилось 50% торгового оборота России. Мы покупали у немцев многое, начиная с плугов и кончая машинами, железнодорожными составами и прочей техникой.
С началом войны по стране прокатилась волна дворянских и земских собраний, на которых говорилось об угрозе превращения России в колонию Германии. Но все это было бредом и чепухой. С помощью германского капитала Россия только усиливалась. Специалисты из Германии обучали русских обращению с передовой техникой. И вместо того чтобы благородно и по-тихому перенимать опыт, в русских газетах проклинали германский империализм, который сосет соки из России. А в ночь на 5 августа толпа, презрев все законы, ворвалась в здание германского посольства на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга. Помещение было разгромлено, картины испорчены, а с фронтона здания сброшена огромная бронзовая квадрига лошадей.
- Могла ли Россия избежать участия в войне?
- Не только могла, но обязана была избежать участия в войне. Вообще, для страны, догоняющей Запад, воевать с западной державой было бессмысленно. Воевать можно было где-нибудь на юге или на востоке, и с теми народами, которые еще не овладели современными (для того времени) методами ведения войны.
ГОСПОДА ОФИЦЕРЫ
- Отвечал ли вызовам времени высший командный состав русской армии?
- Генштаб и военное министерство считали, что после русско-японской войны наша армия очень усилилась. Русская армия первой получила опыт участия в военных действиях с применением пулеметов и колючей проволоки. Но первые же месяцы войны показали, что этой выучки было недостаточно. Что же касается высшего командного состава, то его уровень был неровным. По-моему, генерал Михаил Алексеев, встретивший войну в должности начальника штаба Юго-Западного фронта, был гением. С лучшей стороны проявили себя генерал Алексей Брусилов и некоторые другие военачальники. Однако мыслить стратегически оказались способны не многие русские полководцы. Было немало смелых боевых генералов, готовых лично возглавить атаку. Но не хватало способных всесторонне продумать план наступательной операции.
Примечательно, что русские офицеры порой ходили в атаку с сигаретой в зубах, хлыстиком постукивая себя по голенищу сапога. Это считалось шиком. Видя такое, немцы, как правило, задавали один и тот же вопрос: “Почему русский лейтенант всегда идет впереди солдат? Разве у русских бесчисленное число лейтенантов?” Ведь для немецких пулеметчиков они были прекрасными мишенями.
Печальным фактом остается то, что Россия не использовала даже своих достижений в военной области. Например, у нас уже была авиация, но не возникало мысли использовать самолеты для корректировки действий войск. В России всегда был переизбыток желающих умереть за Отечество. Не хватало мрачной и твердой тевтонской уверенности в том, как надо вести бой. Не случайно, русские полководцы выигрывали сражения у турок и австрийцев, однако за все годы первой мировой войны им так и не удалось победить немцев.
- Причем, первые же успехи в Галиции против Австро-Венгрии совпали с катастрофой в Восточной Пруссии...
- Хотя мобилизация русской армии прошла довольно быстро, командующий северо-западным фронтом генерал Яков Жилинский прекрасно знал, что наступление должным образом не подготовлено. Однако, желая проявить солидарность с Францией и Англией, Россия принесла жертву. По признанию британского посла Джорджа Бьюкенена, если бы Россия считалась лишь со своими интересами, “это не был бы для нее наилучший способ действия”.
Способ действий, избранный русским командованием в Восточной Пруссии, вызвал массу вопросов у другого англичанина - Уинстона Черчилля. Последний никак не мог понять, почему русские не действуют единой армией. Между тем идея заключалась в том, чтобы двумя огромными клещами окружить немецкие войска. Не вышло. Пока солдаты генерала Александра Самсонова в удушающую жару шли по песчаным дорогам, надеясь настичь врага, армия Павла Ренненкампфа умудрилась потерять немцев из виду! А противник, оторвавшись от одной армии, окружил и уничтожил другую. Причем переброску своих войск он осуществил по железной дороге.
ГЛУПОСТЬ ИЛИ ИЗМЕНА
- Успеху немцев способствовали и другие пикантные обстоятельства. Например, отсутствие у русских телеграфа и любой сигнальной связи. Немцев привело в изумление прямодушие открытых сообщений по радио о том, что готовится делать Ренненкампф. Или другой пример. Отвечавший за разведку полковник Макс Гофман в свое время был германским военным атташе в Санкт-Петербурге. Именно он убедил Эриха фон Людендорфа, начальника штаба Восточного фронта, в том, что Ренненкампф не станет спешить на помощь Самсонову, так как два генерала не разговаривали друг с другом, а их дуэль во время русско-японской войны сумел предотвратить лишь царь! Так или иначе, но ответить на вопрос, почему Ренненкампф не пришел на помощь Самсонову, до сих пор не может никто.
Итог известен. Самсонов покончил с собой, а армия Ренненкампфа едва спаслась от полного поражения. Две армии потеряли более трехсот тысяч человек, 650 пушек и огромное количество броневиков. Верховный главнокомандующий русской армии великий князь Николай Николаевич, узнав о гигантских потерях русской армии, пил целую ночь, а потом плюнул и сказал: “Да наши русские бабы за одну ночь столько нарожают”. Вот такое отношение было к русским солдатам и офицерам.
- Насколько известно, перед тем как застрелиться, генерал Самсонов сказал: “Император верил мне. Как же я смогу смотреть ему в лицо после такого несчастья?” А ощущал ли Николай II личную ответственность за трагедию в Восточной Пруссии?
- Николай отнесся к случившемуся как поражению в сражении, но не в войне. Он по-прежнему был уверен, что в союзе с Великобританией и Францией Россия одолеет Германию.
- Французский посол в России Морис ПАЛЕОЛОГ утверждал, что только в декабре 1914 года он впервые узнал о том, что около миллиона русских солдат, готовых пойти на передовую, ждут в тылу оружия. Союзники действительно так плохо были осведомлены о проблемах России с вооружением?
- А почему иностранцы должны были быть осведомлены о наших проблемах? Почему сами русские не догадались сообщить союзникам о нехватке оружия?
И потом, накануне войны никто не думал, что она продлится более четырех-пяти месяцев. Хотя, имея опыт полуторагодичной неудачной войны с Японией, русское правительство могло бы быть более ответственным. У нас же беспечность дошла до предела. Организационная слабость порождала дефект снабжения с вооружением, амуницией, средствами связи, госпиталями. Люди гибли не только от ран, но и от переохлаждения. Что также свидетельствует о просчетах в подготовке к войне.
“ПОХАБНЫЙ МИР” ЛУЧШЕ ДОБРОЙ ССОРЫ
- Мы говорили о первых месяцах войны. Тем не менее не могу не спросить, что вы думаете о Брест-Литовском мире, давшем повод обвинить Ленина в предательстве национальных интересов России? Каким было в конце 1917 года поле маневра в решении вопроса о войне не только у большевиков, а вообще у любого российского политика?
- Какой-то маневр был еще возможен в июне 1917 года, до авантюрного наступления, инициированного Александром Керенским в июле. А к концу года из-под ног многомиллионной русской армии уже было выбито главное - вера в Бога, царя и Отечество. Ленину досталась армия, которая думала только о завоевании собственного тыла. К тому моменту поле для маневра уже отсутствовало, и какое-то перемирие с немцами надо было заключать. Лучше всего об этом написал Черчилль, по словам которого, Россия упала на расстоянии локтя от победы.
- Какие уроки первой мировой войны стоило бы помнить нам всем сегодня?
- К сожалению, жизнь показывает, что мы учимся только на собственной спине и не способны выносить исторические уроки. Да и история у нас в самом настоящем загоне. В России масса всевозможных конкурсов и фестивалей. Призы получают все, кроме историков. У нас нет ни одной национальной премии по истории. Но главная беда не в этом. Сегодня исчезла любовь к Отечеству. Две трети молодых людей уклоняются от службы в армии. Современная молодежь не читает книг о Суворове и Кутузове. Она читает о Гарри Поттере, которого едва ли можно считать нашим национальным героем и который, уж точно, не является самым большим патриотом России.
Беседовал Олег НАЗАРОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте