Top.Mail.Ru
Уроки истории

Падение властелина

Сюжет начала ХVIII века не утратил актуальности

Ровно 280 лет назад, 19 сентября (8 - по ст. стилю) 1727 года, во дворец князя Александра Меншикова на Васильевском острове прибыл посланец Верховного тайного совета. Он доставил предписание хозяину дворца оставаться в нем безвыездно. Но домашним арестом дело не ограничилось. Уже на следующий день вышел царский указ, предписывавший игнорировать все распоряжения генералиссимуса.

Меншиков в Березове. Картина И.В. Сурикова. 1883 г.

Так, почти мгновенно, оборвалась многолетняя блистательная карьера Меншикова - человека, по праву считавшегося правой рукой Петра Великого. А ведь всего-то несколько месяцев назад он находился на пике могущества, строил амбициозные планы породниться с 12-летним императором Петром II. Светлейший князь рассчитывал выдать за него свою 16-летнюю дочь Марию. Причем против этого брака не возражала и императрица Екатерина I, вдова Петра I.

Фактическим правителем Российской империи при Екатерине I стал именно Меншиков. Императрица никогда не забывала о той роли, которую сыграл в ее фантастическом возвышении светлейший князь. При Петре I, писал историк Николай Костомаров, “много помогало Меншикову заступничество перед царем Екатерины, сохранившей уважение и привязанность к человеку, бывшему некогда, во времена ее ничтожества, ее господином”. После смерти царя-реформатора Меншиков получил в свои руки столь большую власть, что это вызывало тревогу у других соратников Петра Великого.

8 февраля 1726 года по инициативе одного из них, 70-летнего Петра Толстого, был создан Верховный тайный совет, поставленный над Сенатом, коллегиями и иными учреждениями. Формально его председателем являлась сама Екатерина. Но на деле государственными делами она себя не утруждала. Ими, наряду с Меншиковым, занимались канцлер Андрей Остерман, вице-канцлер Гавриил Головкин и другие “верховники”. Почти все они были сподвижниками Петра I.

В мае 1727 года императрица скончалась. За несколько дней до ее смерти был составлен так называемый “тестамент” Екатерины I, по которому престол переходил к внуку Петра I и сыну царевича Алексея Петру II. Документ вместо ослабевшей императрицы публично подписала ее дочь Анна.

Всего через неделю после похорон Екатерины I, 3 июня (23 мая - по ст. стилю) Петр II прибыл к Меншикову просить руки его дочери. В торжественной обстановке в присутствии Верховного тайного совета, Сената, Синода и иностранных послов обряд помолвки совершил вице-президент Святейшего Синода Феофан Прокопович. Потом участники церемонии поздравили помолвленных и будущего царского тестя. Вскоре Меншиков стал получать поздравления и из европейских столиц. В последующие дни он старался неотступно находиться рядом с малолетним императором, желая изолировать мальчика от влияния других членов Верховного тайного совета. Ведь друг на друга “верховники” смотрели как на конкурентов. Самому же Петру II Меншиков настоятельно советовал следовать примеру его деда и как можно больше времени уделять учебе.

А затем произошло непредвиденное: в конце июня Меншиков занемог. Хворь оказалась столь серьезной, что врачи запретили ему заниматься делами, а сам генералиссимус стал готовиться к худшему. Наследником своего движимого и недвижимого имущества он объявил сына Александра, коему поручил “во всю жизнь опекать” сестер. Меншиков составил и обращение к Петру II. Будучи прекрасно осведомленным о его пристрастии к праздности и развлечениям, Меншиков напоминал, что путь, достойный памяти Петра Великого, лежит “как чрез учение и наставление, так и чрез помощь верных советников”. “Извольте как в учении, так и в забавах и в езде себя кротко и тихо содержать”, - с оттенком строгости писал он.

А еще Меншиков просил Петра “милостивым быть к вашей обрученной невесте” и “в подобное время вступить с ней в законное супружество”. Однако именно такой сценарий был явно не в интересах других “верховников”. Воспользовавшись болезнью Меншикова, Остерман и князья Трубецкие решили избавиться от него. Ставки в этой политической схватке были столь высокими, что было не до сантиментов. Остерман, составлявший распорядок дня Петра и отвечавший за его обучение, знал и о его пристрастиях. Несмотря на юный возраст, тот проявлял интерес отнюдь не к учебе (и потому тяготился наставлениями Меншикова) и даже не к детским играм, а к особам противоположного пола. Потакая прихотям юнца, Остерман познакомил его с беспутным повесой князем Иваном Долгоруким...

В результате за те пять недель, когда Меншиков из-за болезни не мог контролировать контакты будущего зятя, совершилось то, чего он так боялся. Петр освободился от опеки князя и попал под влияние Долгоруких, действиями которых ловко манипулировал Остерман. Противники Меншикова внушили заносчивому юнцу мысль, что князь с ним непочтителен, игнорирует его распоряжения. Петр II сначала стал избегать общества и невесты, и будущего тестя, предаваясь иным утехам. А затем подписал подготовленные Остерманом документы, по которым Меншиков с женой, сыном и двумя дочерьми были сосланы в их Ранненбургское поместье под Рязанью.

Несмотря на то, что на сборы светлейшему князю дали лишь сутки, в назначенный срок из столицы вышел обоз из 33 карет, колымаг и колясок. Меншиковых сопровождали 133 слуги. “Подобного отправления в ссылку не знала ни предшествующая, ни последующая история России... Успех Остермана - Долгоруких, как и поражение Меншикова, были столь ошеломляющими, что и победители, и побежденный в течение некоторого времени находились в состоянии шока, мешавшего осознать происшедшее и его последствия. Здесь вступал в силу закон инерции: до сознания Меншикова, свыше четверти столетия стоявшего в непосредственной близости к трону, не сразу дошла мысль, что он уже и не светлейший, и не генералиссимус, и не член Верховного тайного совета, и не будущий тесть императора; равным образом и его противники, ране безропотно повиновавшиеся светлейшему, в полной мере не осознали, что он повержен навсегда и что с ним можно поступать, как с простым колодником. Именно этими соображениями можно объяснить удививший наблюдателей парадный выезд князя”, - констатировал знаток петровской эпохи Николай Павленко.

Впрочем, ситуация быстро изменилась. Уже на следующий день посланный “верховниками” гвардии капитан Степан Пырский разоружил слуг Меншикова. А в октябре курьер привез кольцо, подаренное Марией нареченному жениху - Петру II. Юный царь потребовал, чтобы девушка вернула подаренное им кольцо. Вскоре противники Меншикова добрались и до его крепостных, а также до движимого и недвижимого имущества светлейшего князя. А богатств у имевшего ненасытную тягу к наживе бывшего торговца пирогами было с избытком.

В Ранненбурге Меншиков не задержался. В апреле 1728 года его отправили в крепость Березов на Оби. По дороге туда светлейший князь похоронил свою супругу Дарью Михайловну. Сам же скончался в Березове в ноябре 1729 года...

* * *

Чем же интересен и актуален сюжет почти трехсотлетней давности для нас? Дело в том, что в отечественной истории неоднократно возникала ситуация, когда после смерти крупного национального лидера (будь то Петр I, Ленин или Сталин), не боявшегося собирать вокруг себя энергичных и умных помощников, в узком кругу его ближайших сподвижников начиналась лютая схватка за власть, а порой и за жизнь. Меншиков, ставший жертвой заговора Остермана и Долгоруких при молчаливом попустительстве остальных “птенцов гнезда Петрова”, - одна из первых “ласточек” в длинном ряду пострадавших.

Данная традиция сохранилась и в советское время. В конце 1922 года от руководства большевистской партией и советским государством отходит их основатель - Ульянов-Ленин. И сразу же в верхах РКП(б) начинается борьба за власть. В 1923 - 1925 годах все ленинское Политбюро “дружило” против Троцкого. Затем сталинско-бухаринское большинство выдавило из руководящих органов партии Каменева и Зиновьева. В декабре 1927 года на ХV съезде партии из ее рядов исключили весь троцкистско-зиновьевский блок. Зиновьев и Каменев покаялись (что не спасло их в 1936 году от расстрела). Троцкий в 1929 году был выслан из СССР, а в 1940 году убит в далекой Мексике. Наконец, в 1929 году Сталин разделался с Рыковым, Бухариным и председателем ВЦСПС Томским (см. “Как добивали Томского” - “Солидарность” № 40, 2001).

Ситуация повторилась и после смерти Сталина. Уже через три месяца ближайшие соратники “вождя народов” совместно разделались с самым опасным из их же круга - Берией. В июне 1957 года Хрущев при помощи Жукова одолел “антипартийную группу” Молотова, Кагановича и Маленкова (см. “Солидарность” № 22, 2007). А в октябре 1957 года Хрущев избавился и от Жукова.

Да и расставание первого президента РФ Ельцина с властью тоже вызвало раскол в элите новой России. Были тогда и пострадавшие. Ситуация восьмилетней давности свежа в памяти, а потому говорить об этом подробно нет надобности.

Кто сегодня скажет, чем обернется уход из Кремля нынешнего президента России? И если в недалеком будущем нас ждет схватка за власть и собственность между членами его окружения, то кто рискнет назвать имя будущего триумфатора? Ведь всего несколько дней назад о Викторе Зубкове страна почти не знала...


ТАИНСТВА ИСТОРИИ

Факт №1


После падения Меншикова его идею породниться с царем попытался осуществить князь Алексей Долгорукий. Поначалу все шло хорошо и у него: в конце 1729 года в Лефортовском дворце в Москве состоялось обручение Петра II с 17-летней дочерью Долгорукого Екатериной. Однако, как и Марии Меншиковой, стать царицей было не суждено и ей. В январе 1730 года Петр II простудился и вскоре умер, даже не успев оставить завещания.

Факт №2

Полтора столетия спустя судьбу Екатерины Долгорукой повторила... Екатерина Долгорукая. Как известно, император Александр II на протяжении 15 лет имел две семьи. Помимо официальной супруги императрицы Марии Александровны он жил с княжной Екатериной Долгорукой, которая родила царю троих детей. После смерти Марии Александровны, случившейся в начале 1880 года, император женился на Долгорукой и стал готовиться к тому, чтобы официально возвести ее на престол. Планам этим не суждено было осуществиться: 1 марта 1881 года Александр II был смертельно ранен бомбой, которую метнул народоволец Игнатий Гриневицкий. Как к этой аналогии ни относись, но факт остается фактом: ни та, ни другая Екатерина Долгорукая, будучи почти царицей, ею так и не стала.

Факт №3

Вскоре после дворцового переворота 1741 года, приведшего на престол дочь Петра Великого Елизавету, Андрей Остерман был арестован и приговорен к колесованию. Однако затем казнь ему заменили ссылкой в... Березов. По иронии судьбы, в 1747 году Остерман скончался в том же далеком от столиц сибирском городке, что и свергнутый им Меншиков.


КОММЕНТАРИЙ

Николай КОСТОМАРОВ, историк ХIХ века:


“Верховный тайный совет указал отправить Меншикова с семейством в Березов... Из Тобольска изгнанников повезли в открытых телегах, подвергая всяким неудобствам сибирского климата. С ним было восемь слуг, согласившихся разделить изгнание своего господина. Они служили ему при постройке дома, впрочем, сам старик господин помогал им: недаром Петр Великий приучил его владеть топором и молотком. Построенный в Березове дом Меншикова состоял из четырех покоев: в одном жил он сам с сыном, во втором - его дочери, в третьем - прислуга, четвертый - служил кладовою. Из его дочерей старшая, бывшая невеста императора, занималась стряпней в кухне, а вторая - мытьем белья; им помогали в работе две прислужницы. Меншиков - кроме дома, построил еще деревянную церковь. Из вельможи, избалованного долгим счастьем и изобилием, Меншиков преобразился в крепкого духом чернорабочего русского человека и переносил с примерной твердостью лишения ссылки и свое унижение. Через шесть месяцев заточения его постигло новое горе: старшая дочь его, бывшая невеста императора, скончалась от оспы. Меншиков сохранил присутствие духа, сам читал над покойницей псалтырь и пел над ней погребальный канон...”


Материалы подготовил
Олег НАЗАРОВ
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика