Top.Mail.Ru
Уроки истории

Годовщина освобождения Освенцима

27 января, в день 59-летия освобождения советскими войсками узников лагеря смерти “Аушвиц” (Освенцим), в Центральном доме литераторов в Москве прошел мемориальный вечер, посвященный памяти жертв Освенцима. На вечере вручались премии мемориального фонда “Холокост”. В тот же день в столице под девизом “Нет фашизму в современном обществе!” состоялась конференция бывших узников концлагерей и гетто. Встречи этих чудом оставшихся в живых людей, прошедших ад земной, остались незамеченными российскими властями и общественными деятелями. Лишь правительство Москвы прислало представителя на конференцию.

Премиями фонда “Холокост” в номинации “Творческие работы” были награждены студенты и школьники, которые посвятили свои работы памяти жертв Освенцима. Премиями были отмечены: школьница Наталья Копытова из г. Королева - за картину “Дым Холокоста”; студентка Полина Корягина из Казани - за эссе “Война псов и слепых котят”; Лена Токарева - за литературно-музыкальную композицию “Помнить и никогда не забывать”; Ульяна Чернышева - за творческую работу, посвященную детям Холокоста “Цветы в огне всесожжений”; Ирина Петрова - за эссе “Я никогда не стану прежней”, которое она написала после просмотра фильма Григория Чухрая “Дети из бездны”.

В номинации “Педагоги” премии вручили учителям истории, литературы, рисования, которые смогли “достучаться до сердец своих детей”.
Почетным гостем вечера был Анатолий Меныкевич - один из бывших узников Освенцима (из оставшихся четырех в России). Из скромности он говорил мало, а лишь показал собравшимся книгу Либакова “Солдаты малой войны” и посоветовал ее прочитать, так как все, что там написано, - правда.

На вечере присутствовали и оставшиеся в живых герои-освободители лагеря. На сцену они не выходили, но после памятного концерта с удовольствием фотографировались со школьниками и делились воспоминаниями. Иван Степанович Мартынушкин, бывший в войну командиром пулеметной роты 322 стрелковой дивизии, вспоминает: “Погода была такая же вот, как сегодня, сырая, с мокрым снегом. Мы не знали, что бой идет за лагерь, - просто объект, и все. Когда подошли, первое, что увидели, - это заборы с рядами колючей проволоки. Кучки людей вдалеке. Сначала они не понимали, что происходит, боялись. Потом стали подавать руками знаки приветствия, что-то кричать. Они говорили не по-русски, мы их не понимали. Задерживаться там у нас не было времени, через день мы уже пошли дальше”. А вот Яков Иванович Винниченко, которому было тогда 19 лет и который тоже командовал пулеметной ротой, только 107 дивизии, спасал уцелевших и организовывал их питание: “Когда мы увидели первую группу узников, мы даже боялись к ним подойти - они были мало похожи на людей. То, что показывали сегодня в фильме, - это уже не то, их снимали уже после помывки, после того как их хоть как-то образили - подстригли, одели, покормили...”

Фильмом, который упомянул Яков Иванович, начали и закончили вечер памяти. Это были документальные съемки Освенцима сразу же после освобождения. Ужасные кадры словами описать невозможно. Огромная территория, застроенная длинными бараками, где в нечеловеческих условиях жили тысячи и тысячи людей. Горы волос - 7 тонн! - которые состригали перед отправкой женщин в газовую камеру и в крематорий, а потом набивали матрасы и использовали в текстильном производстве. Кто знает, может быть, кто-нибудь еще спит на таком матрасе... Огромные склады детской, мужской, женской одежды, которую в отличие от людей не сжигали, а отправляли в Германию. В кадре крупным планом - маленькая детская распашонка: ее должны были надеть на немецкого малыша, а еврейский малыш, ее носивший, уже превращен в пепел...

В живых оставляли только детей-близнецов - для “научных” опытов. В этих страшных опытах детям и взрослым вкалывали в вены яды, вживляли язвы. Крупным планом показана спасенная девочка - скелет, обтянутый кожей, с забинтованными ногами: ее заставили 12 часов стоять босиком на морозе - за то, что не выполнила дневную норму плетения веревок. Люди в лагере все такие, как эта девочка, - скелет и кожа. Голод фашисты использовали как орудие пыток и убийства. С экрана на зрителя смотрит засохший глубокий старик - этому старику сорок с небольшим лет. Мужчина помоложе, с забинтованной головой: он поделился с голодной соседкой кусочком хлеба, и эсэсовец выстрелил ему в голову. Трудно осознать, что это не спецэффекты и не бурная фантазия сценариста и режиссера. Трудно представить, что это было на самом деле, в этом мире и совсем недавно. Одни люди, если можно так их назвать, творили с другими людьми столь немыслимые вещи... Откуда взялась такая жестокость, что ее породило - безнаказанность, вседозволенность, фанатизм? Или что-то еще?

На встрече почти все говорили, что нужно помнить об этом ужасе всегда. Да, действительно, хотя бы для того, чтобы это больше не повторилось. Ведь если общество порождает такую жестокость отдельных его представителей - это вина всего общества.

Аркади Мил-Ман, посол Израиля в России, обращаясь ко всем пришедшим на вечер памяти, сказал: “Никогда геноцид не бывает против одного народа. Он всегда против всех”.

Алена КУЗНЕЦОВА


ВСТРЕЧА БЫВШИХ УЗНИКОВ

Конференцию жертв фашизма организовала Федерация мира и согласия, правопреемница знаменитого Советского комитета защиты мира, совместно с “РУФ” - еврейской организацией узников фашистских концлагерей и гетто. Главным организатором была как раз “РУФ” (восемнадцать из тридцати с лишним участников представляли эту общественную организацию), а ФМиС предоставила помещение.


Основной темой воспоминаний бывших узников был Холокост - геноцид евреев в годы Второй мировой войны. Глава “РУФ” Арон Зусьман, сам узник концлагеря “Мертвая петля”, вкратце рассказал об истории концлагеря “Освенцим”: “Сперва немцы начали строить этот лагерь на 10 тысяч человек для заключенных поляков. Но затем, когда главной целью фашистов стало окончательное решение “еврейского вопроса” - поголовное уничтожение всех евреев, туда стали свозить евреев со всей Европы и умерщвлять людей самыми изощренными способами. Например с помощью газа “циклон-Б”, который убивал не сразу, а за 5 - 15 минут... И когда советская 60-я армия освободила Освенцим, то, увидев форму красноармейцев, уцелевшие, эти живые скелеты, могли только плакать...”

В конференции участвовали представители посольств нескольких зарубежных стран - Австрии, Канады, Венгрии, Швеции, Польши, Молдавии. Большинство из них выступали на мероприятии с дежурным предостережением: это не должно повториться! В том же духе высказался и представитель правительства Москвы. И как-то сразу речь пошла о том, что это не то чтобы уже повторилось, но отзывается, причем кое-где - в Эстонии, Латвии, Палестине - постоянно.

Народный артист СССР Феликс Гази Дадаев, чья мать-еврейка погибла в Бабьем Яре, вспомнил и о тех, кто был приглашен, но не захотел прийти на эту встречу: “Мне, как фронтовику, стыдно: ведь сколько же здесь, в Москве, живет людей нашей национальности, в том числе богатых, - и так мало людей совести и чести. Сколько их - можно определить по числу присутствующих на этом мероприятии... А ведь здесь должны были быть все. Они могли бы привести сюда своих детей и внуков, чтобы те узнали, как мы воевали, как страдали, как спаслись... Ну а наших “великих деятелей” из еврейского конгресса и т.п. так здесь и нет. Но Он все видит!” Артиста поддержал контр-адмирал в отставке Андрей Катышев (руководит общественной организацией “За мир, разоружение и экологическую безопасность на морях и океанах”): “Ваши единокровные богачи так и не захотели вам помочь. Все повторяется”.

Бывшие узники из “РУФ” в этот день собираются ежегодно. Геннадий Рахман напомнил, что в этот день также был освобожден Немиров (город на Украине) с прилегающими территориями. Там существовало Немировское гетто, в котором к его освобождению уцелело два (!) человека.

Затем бывшие узники нацистских концлагерей, многие из которых до сих пор не знакомы друг с другом, перешли к неформальному общению. Все горячо благодарили “РУФ” и лично Арона Зусьмана. Пожилая женщина со слезами в голосе говорила: “Никому мы не нужны. Один Зусьман нас собирает постоянно, знакомит, бьется за нас, рассказывает всем о наших бедах, буквально спасает нас”.

Сам Арон Зусьман рассказывал: “Всякие тогда среди нас, евреев, были - даже и такие, кто в “капо” (лагерные надзиратели из заключенных. - В.Б.) к немцам на службу шел, но это отщепенцы... Мы, евреи, очень не любим говорить о тех из наших, кто участвовал в уничтожении евреев... Сегодня также и день освобождения Ленинграда от блокады. Блокадникам, может быть, все-таки дадут вторую пенсию наконец-то. А что с нами, узниками? Мы еще в 1991 году встречались с руководителями тогдашнего российского правительства - Силаевым, Руцким - и добились, чтобы Ельцин издал указ № 16, приравнивающий нас к инвалидам ВОВ. А в правительстве его полтора года просто не исполняли, а потом переработали так, что все наши льготы практически были сведены на нет. Вот недавно был принят закон о ветеранах - и мы, узники фашизма, в поле его действия не вошли. Мы остались “указниками”, нету нас в этом законе вообще!.. А через что мы прошли! В концлагере “Мертвая петля”, где я был, проводились медицинские опыты над живыми людьми, заражали кровь, выбрасывали на мороз - проверка на выживание... Те кровавые деньги, которые идут от немцев сейчас, - крохи, да и их крадут. Вот на Украине у жертв фашизма украли 100 миллионов марок, и у нас этот уполномоченный фонд деньги задерживает, не выплачивает. Но разве только Россия виновата? Нет, Германия - в первую очередь; мы давно, с самого начала говорили, что выплаты жертвам фашизма идут не так, как надо, не адресно... Ну а то, что сейчас в Прибалтике творится, особенно в Эстонии... Возводятся памятники эсэсовцам, карателям, плюс им еще полагается пенсия - как “фронтовикам”! А ведь в Эстонии они уничтожили всех эстонских евреев, убили 5 тысяч еврейских девушек из Чехии - и сегодня в Прибалтике ставят памятники этим убийцам. Так что нам здесь как-то стыдно за других...”

Вадим БАРАБАНОВ

“А”-СПРАВКА

Еврейская организация узников фашистских концлагерей и гетто “РУФ” в 2000 году получила паспорт благотворительной организации. Основана в апреле 1992 года и сейчас насчитывает около двух тысяч человек. Председатель президиума “РУФ” - врач-невролог Арон Зусьман, бывший узник концлагеря “Мертвая петля”.

“РУФ” объединяет граждан России, бывших узников фашистских концлагерей, гетто и беженцев, получивших ранения, увечья, заболевания в связи с военными действиями во Второй мировой войне. Цели объединения - активное участие в политической, социально-экономической и культурной жизни, противодействие антисемитизму, возрождению нацизма и неонацизма, защита прав и интересов членов организации.

Задачи “РУФ”: осуществление социальной, медицинской, психологической и юридической реабилитации бывших жертв Холокоста; участие в распределении компенсационных средств за работу в Германии и узникам гетто; участие в других компенсационных программах; проведение международных конференций, посвященных освобождению Освенцима, концлагеря “Мертвая петля” на Украине, Калужского гетто, Дню Холокоста и т.д.; выявление мест заключения, массовых захоронений, увековечение памяти жертв Холокоста; изучение Холокоста на территории РФ; проведение мероприятий на местах бывших гетто, массовых захоронений; работа с архивами по выявлению пострадавших от нацистских преследований лиц, в том числе бывших узников, участников сопротивления.
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика