Завершаем публикацию очерка историка профдвижения профессора В.И. НОСАЧА о пленумах ВЦСПС 1937-го и 1948-го годов.
Начало - в “Солидарности” № 42, 2008.
Кооптация поразила все профсоюзные звенья и все профорганы. Так, в 26 средних звеньях, то есть в обкомах, профсоюза работников жилищного хозяйства по нескольку раз менялись люди, работали назначенцы. Председатель ЦК этого союза Мотова жаловалась, что она сама сидит без выборов, и в течение семи лет ее ни разу не заслушивали на президиуме ВЦСПС. В одном из обкомов союза сельскохозяйственных рабочих, по сообщению председателя рабочкома П.Е. Сиянкова, за 1935 - 19З6 годы сменялось 33 человека. В системе профсоюза работников мукомольной и хлебной промышленности из 28 средних звеньев в 18 действовали оргбюро, то есть невыборные обкомы.
Бацилла кооптации, нарушения профсоюзной демократии проникла и в высшие эшелоны профдвижения. Шверник при обсуждении проекта резолюции по его докладу на заседании комиссии пленума, то есть в более узком кругу, в присутствии Андреева и Кагановича сообщил, что в каждом ЦК профсоюза есть кооптированные, причем в некоторых ЦК кооптация составляет половину, а в других - треть всего состава. На VI пленуме присутствовали 60 кооптированных председателей ЦК профсоюзов. Выражая их настроение, председатель ЦК союза рабочих хлопчатобумажной промышленности Москвы и Ленинграда А.В. Артюхина высказала свою обиду и упрек в адрес руководства ВЦСПС. “Что же мы сами себя выбирали? - спросила она. - Почему вы не могли сделать так, чтобы мы были выбраны на демократических началах?.. Мы шли на профсоюзную работу охотно, с энтузиазмом. Но не надо нас винить за то, за что отвечает ВЦСПС, не надо валить на ЦК... Мы новые люди пришли. Мы уже постарели... 2,5 года сидим... Мы, плохие, кооптированные председатели, хоть пленумы собирали. Я шесть пленумов собрала за 2,5 года. Но т. Шверник, Евреинов, а вы почему не собрали?”
Выступающие дружно критиковали секретариат и президиум ВЦСПС за то, что они сами являлись нарушителями профсоюзной демократии: 2,5 года не созывали пленум, не отчитывались о своей работе, хотя сами призывали к этому других. Председатель профкома Московского электрозавода Воронина подчеркнула, что секретариат и президиум подавали плохой пример, кооптируя в состав ВЦСПС “людей с улицы”, то есть со стороны, хотя есть кандидаты в члены ВЦСПС, за счет которых и должен пополняться высший руководящий орган профсоюзов.
Многие председатели ЦК союзов, выступившие на пленуме, с горечью говорили о том, что они были кооптированы несколько лет назад и не по своей вине не прошли через систему выборности, то есть нормальным демократическим путем. Съезды отраслевых профсоюзов, на которых были избраны ЦК профсоюзов, прошли в 1931 году. После разукрупнения и образования 163 отраслевых и производственно-территориальных союзов их руководящие органы были созданы без созыва съездов. Это рассматривалось как временная мера. Но вплоть до VI пленума ВЦСПС съезды созваны не были. (Забегая вперед, скажем, что и до VII пленума ВЦСПС в 1938 году съезды так и не были созваны, а большинство ЦК союзов остались непереизбранными.) На заседании комиссии VI пленума ВЦСПС при выработке резолюции по докладу Шверника в разговоре о нарушениях профсоюзной демократии у Кагановича вырвалась такая фраза: “Выходит, мы сами людей на это подтолкнули: их назначили, а съезды не провели, а потом упрекаем, что вы не выбраны”.
Как отмечалось и в докладе Шверника, и в соответствующей резолюции, многие ЦК профсоюзов являются комитетами лишь по названию, ибо состав пленумов этих ЦК состоит из двух-трех, а то и из одного человека.
Шверник признал, что все это является грубым нарушением профсоюзной демократии. Речь шла не только о выборности. Основой профсоюзной демократии, как отмечалось на пленуме, являются общие собрания. Между тем интерес к ним упал. На пленуме приводились факты многочисленных нарушений при проведении собраний. В ряде случаев на предприятии запирали ворота, чтобы рабочие не убежали с общего собрания. Будучи в Донбассе, Г.Д. Вейнберг спросил рабочих, почему они не идут на общие собрания. В ответ услышал: “Сколько мы не указываем на недостатки, ничего не выходит... Приняли решение, записали, а потом протокол затеряют и никаких мер к проверке этих решений не принимается”.
VI пленум ВЦСПС принял постановление “Об отчетах профсоюзных органов в связи с выборами последних”. В нем получили отражение важные вопросы, касающиеся внутрипрофсоюзной демократии. Пленум постановил: ликвидировать практику кооптации в профорганизациях; восстановить выборность руководящих органов профсоюзов, их отчетность перед выборами; ввел впервые тайное (закрытое) голосование при выборах профорганов, запретил голосование списком, обязал проводить персональное обсуждение выдвигаемых кандидатур с правом отвода кандидатов; признал необходимым создать советы социального страхования при ФЗМК; обязал восстановить заключение коллективных договоров между профсоюзами и хозорганами, а также регулярный созыв производственных совещаний. Было принято решение о создании в ВЦСПС следующих отделов: оргинструкторский, культмассовой работы, социального страхования, охраны труда, заработной платы и массово-производственной работы. Были восстановлены и отделы в ЦК профсоюзов. Пленум постановил провести в 1937 году выборы всех профорганов снизу доверху на основе критики и самокритики “с полным соблюдением широкой профсоюзной демократии”.
Пленум выработал направления и методы работы профсоюзов на новом этапе развития страны, подчеркнул, что “забота о культурно-бытовых нуждах рабочих и служащих и улучшение культурно-массовой работы являются теперь в условиях советского строя, роста активности и культурных запросов масс важнейшим, первостепенным делом профессиональных союзов”. Пленум принял постановление и утвердил инструкцию “Об организации выборов профсоюзных органов”.
Что касалось второго вопроса повестки дня, то проект типового устава профсоюза (с докладом выступал Н.Н. Евреинов) не был принят. По мнению Кагановича, а он выражал точку зрения ЦК ВКП(б) и Сталина (который придавал большое значение уставу вообще и лично принимал участие в разработке проектов уставов партии, комсомола, сельхозартели), проект устава профсоюза был сугубо черновой и требовал большей чеканки. В проекте устава отрицалась необходимость защитной функции профсоюзов в условиях победы социализма. Это обосновывалось отсутствием классовой борьбы. Вряд ли такой тезис мог понравиться Сталину, который говорил о том, что в условиях социалистического строительства вплоть до полной и окончательной победы социализма классовая борьба обостряется. Кроме того, подобная формулировка вызывала бы недоумение международных рабочих организаций. Пленум постановил образовать уставную комиссию (она была создана на пленуме, в нее вошли около 50 человек вместе с Кагановичем и Андреевым). Уставной комиссии было предложено переработать проект типового устава профессионального союза, созвать не позднее 1 июля пленум ВЦСПС для рассмотрения проекта устава, опубликовать его для широкого обсуждения и вывести на утверждение X съезда профсоюзов СССР.
Пленум постановил: с 1 июня по 15 июля провести выборы в ФЗМК, а с 15 июля по 1 октября провести областные конференции и съезды союзов с выборами руководящих профорганов. Очередной, X съезд профсоюзов СССР был назначен на 20 октября 1937 года. Но он состоялся лишь через 17 лет - в 1949 году. Пленум призвал выдвинуть в профсоюзные органы лучших, наиболее активных и “преданных делу рабочего класса людей”. Создавалась иллюзия, что именно от трудящихся и профсоюзов зависит подбор руководящих кадров.
Таким образом, формальная демократия восторжествовала. Однако даже самым неискушенным профсоюзникам была видна подмена принципов реальной демократии фальшивыми лозунгами и призывами. На деле профсоюзы находились под железной пятой партии, и давление это с каждым годом усиливалось, лишало их самостоятельности.
В пылу дискуссий о внутрипрофсоюзной демократии и критики руководства ВЦСПС участники пленума по-будничному восприняли предложение, внесенное от имени ЦК партии А.А. Андреевым, о ликвидации межсоюзных органов - советов профсоюзов всех уровней: районных, городских, областных, республиканских. Не было ни вопросов, ни выступлений у участников пленума. “Так надо для профсоюзов”, - заявил Андреев. Такая мера объяснялась в постановлении пленума тем, что совпрофы мешали производственным союзам “в деле лучшего обслуживания рабочих”, а также тем, что при разукрупнении профсоюзов они “не в состоянии охватить все стороны жизни и деятельности профсоюзных организаций”. В 1937 году все советы профсоюзов были упразднены. Отсутствие горизонтальных связей и крайняя дробность структуры профсоюзов облегчали Сталину и ЦК партии возможность осуществлять контроль над их деятельностью.
VI пленум является великим уроком истории для многих поколений профсоюзных работников. Изучение хода его работы помогает отличить фальшивую демократию от реальной, действительную самостоятельность профсоюзов от декларативной независимости. И еще этот пленум учит правильно определять приоритеты ценностей, из которых главные - жизнь человека и защита его прав. Ошибочность решения VI пленума о ликвидации советов профсоюзов как межсоюзных органов стала особенно очевидной в годы Великой Отечественной войны. Были нарушены связь и единство действий профсоюзов города и области в боевых условиях. Поэтому ВЦСПС в июле 1942 года создает в некоторых регионах институт уполномоченных ВЦСПС с небольшими штатами работников, которые должны были объединять усилия различных профсоюзов для решения стоявших задач.
И лишь XIX пленум ВЦСПС, состоявшийся 30 сентября - 1 октября 1948 года, принял решение “о воссоздании в республиках, краях и областях советов профессиональных союзов, которые будут способствовать дальнейшему укреплению и развитию связи профсоюзных органов с широкими массами рабочих и служащих”, как говорилось в документах пленума. “Создание советов профсоюзов позволит значительно улучшить работу профсоюзных организаций по развертыванию соревнования на выполнение и перевыполнение государственных планов, усилить внимание и заботу профсоюзов о дальнейшем улучшении материально-бытового положения трудящихся”, - подчеркнул пленум.
Пленум принял решение провести выборы советов и ревизионных комиссий в октябре - декабре 1948 года.
Пленум принял также решение созвать очередной X съезд профсоюзов СССР 19 апреля 1949 года.
Как видим, ЦК партии и ВЦСПС понадобилось более одиннадцати лет, чтобы исправить необъяснимую и противоречивую ошибку. Сегодня советы и федерации профсоюзов являются важнейшей структурой профсоюзной системы страны - структурой, аккумулирующей содержание, формы и методы работы профсоюзов и способствующей их успешной деятельности.
Поэтому обращение к историческому прошлому, к опыту наших предшественников всегда было индексом зрелости общества, его морального и интеллектуального здоровья.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте