В этом номере “Солидарность” публикует третий из серии материалов, посвященных результатам социологического исследования “Пути повышения роли профсоюзов в современном российском обществе” (начало в №№ 31, 34). Участие в этом исследовании приняли более трех тысяч респондентов.
В ходе исследования членов профсоюзов, проживающих и работающих в самых разных регионах страны, просили ответить на вопрос “Почему вы являетесь членом профсоюза?” Большинство респондентов назвали сразу несколько мотивов своего профсоюзного членства. Анализ полученных данных показал, что четыре из этих мотивов являются основными:
- мотив солидарности, основанный на понимании того, что при решении различных проблем в сфере труда работникам надо выступать вместе, - о нем сообщили 72,1% профсоюзных работников и активистов, 52,1% рядовых членов профсоюза;
- мотив “страховки”, когда человек рассматривает свое членство в профсоюзе как аналог страхового полиса на случай какой-либо трудной ситуации, - он отмечен 16,4% профсоюзных работников и активистов, 21,9% рядовых членов профсоюза;
- мотив корпоративизма, когда важен не сам профсоюз, а то, что “так принято” в организации, где в профсоюзе состоит большинство коллектива - он оказался важен для 14,2% профсоюзных работников и активистов, 19% рядовых членов профсоюза;
- мотив “привычки”, инерционного поддержания сложившегося образа жизни (так называемая “рутинная мотивация”), - его отметили 10% рядовых членов профсоюза, а для профработников и активистов он, как и следовало ожидать, оказался нехарактерным (1,5%).
Дополнительными (их называли лишь в сочетании с другими) мотивами являются:
- мотив доверия профсоюзному лидеру, который отметили 16,2% профсоюзных работников и активистов, 14,6% рядовых членов профсоюза;
- мотив самореализации, характерный для тех людей, которые находят себя в общественной работе - о нем сообщили 26,3% профсоюзных работников и активистов, 8,6% рядовых членов профсоюза;
- мотив общения, когда человеку интересны спортивные и культурные мероприятия, отдых и досуг, которые организует профсоюз - его отметили 11,2% профсоюзных работников и активистов, 7,9% рядовых членов профсоюза;
- потребительский мотив, когда человек состоит в профсоюзе из-за конкретных бонусов, которые дает профсоюзное членство - материальная помощь, подарки к праздникам и т.д.; его отметили 2,9 % профсоюзных работников и активистов, 5,8% рядовых членов профсоюза.
Подчеркнем, что речь идет о самооценке, которая очень часто расходится с взглядом со стороны. Наверняка многие из наших читателей поспорят, что потребительская мотивация так мало выражена у членов профсоюза. Однако в открытую о ней заявили лишь немногие респонденты.
Рассмотрим социально-демографические особенности проявления каждого из перечисленных мотивов.
Мотив солидарности в основном характерен для наиболее активных и сознательных членов организации. Проведенный социологами анализ показывает, что они, в большинстве своем, хорошо информированы о деятельности профсоюза, практически всегда участвуют в собраниях, неоднократно за последнее время выполняли профсоюзные поручения, готовы в случае необходимости участвовать в акциях протеста, солидарных действиях профсоюза.
Мотив солидарности чаще всего упоминают работники автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения (67,8%) и химической промышленности (69,1%). У руководителей среднего и низового звена он выражен ярче (66,7%), чем у рабочих (55,6%) и специалистов (59,9%).
Менее всего мотив солидарности характерен для молодежи (44,5%), но по мере увеличения возраста респондента данный мотив усиливает значение. Например, в группе работников в возрасте от 51 до 60 лет его отметили 70,3% респондентов.
Мотив “страховки” в наибольшей мере присутствует в ответах работников государственных учреждений и общественного обслуживания (26,2%) и лесных отраслей (24,1%).
Повышенное значение этот мотив имеет для работников в возрасте до 30 лет (23,8%) и от 31 до 40 лет (23,4%), а затем по мере увеличения возраста респондента отмечается регрессия признака (например, для группы респондентов в возрасте от 51 до 60 лет - 16,7%). Рабочие (22,6%) отмечали данный мотив чаще, чем специалисты (19,3%) и руководители (16,3%).
Мотив корпоративизма наиболее важен для работников в возрасте старше 60 лет (26,2%), которые трудятся в горно-металлургической (22,1%) и оборонной (20,3%) промышленности, в учреждениях профсоюза государственных учреждений и общественного обслуживания (20,9%).
Мотив “привычки” наиболее часто, как ни странно это звучит, упоминался в ответах самых молодых респондентов (11%).
Дополнительные мотивы характерны для всех социально-демографических групп респондентов. Можно лишь отметить, что женщины руководствуются мотивом доверия лидеру несколько чаще, чем мужчины (17,5% в сравнении с 11%), а мотив самореализации особенно активно отмечали респонденты из таких отраслей, как автомобильное и сельскохозяйственное машиностроение (23%), оборонная промышленность (21,7%).
Заслуживают внимания дополнительные записи, сделанные респондентами (относительно общего количества анкет таких записей немного - 2,2%). Участники опроса отмечали: “Это единственное, что делает “массу” коллективом”; “Не вижу альтернативы профорганизации”; “Это единственная общественная структура, которая пытается хоть что-то сделать”. В то же время в отдельных анкетах респонденты сообщали, что они собираются выйти из профсоюза, что состоят в профсоюзе “по привычке с застойных времен”, “по инерции” или даже потому, что их заставило вступить в профсоюз начальство.
Несмотря на то, что главным мотивом членства в профсоюзе респонденты заявили мотив солидарности, в реальной жизни профсоюзных организаций солидарности мало. Во всяком случае, “отсутствие солидарности, поддержки, помощи” - это главное, что не устраивает участников опроса в реальных отношениях между членами профсоюза. Больше всего эта проблема волнует рабочих (47,5%).
На втором месте по значимости - терпимость людей к нарушению своих прав из-за страха потерять работу, на третьем - отсутствие у работников общих интересов. На четвертом месте - угодничество перед начальством, особенно остро на эту неприятную черту во взаимоотношениях в коллективе отреагировали респонденты-железнодорожники (20,2%). Замыкает список “конкуренция в работе, стремление выделиться”.
В дополнительных записях (их оставили 6,1% респондентов) чаще всего отмечалось, что проблем нет, “все устраивает”. В то же время неоднократно были названы “пассивность”, “равнодушие”, “безразличие”, “зависть”, “разобщенность”, “отсутствие стремления к общению” и “отсутствие веры в справедливость, в то, что можно что-то изменить”.
Итак, солидарность или разобщенность? Возьмусь утверждать, что эта дилемма стоит не только перед профсоюзным движением, но и перед российским обществом в целом. Атомизация общества, расцвет индивидуализма, опора людей исключительно на собственные силы, утрата ими веры в исконные вековые ценности нашего народа, опирающиеся на традиции общинности, коллективизма, - эти черты современного российского общества неоднократно отмечались в исследованиях ведущих социологов. С одной стороны, солидарность остается идеалом, а с другой - этот идеал очень часто бывает отдан в жертву сиюминутной выгоде и сиюминутным интересам.
Можно, конечно, отнестись к этой дилемме философски и ничего не делать, сославшись на то, что “жизнь такая”. Но такой подход - недопустимая роскошь для организации, которая хочет не просто существовать, а жить и развиваться.
Современным профсоюзам необходимо не плыть по течению, а формировать и внедрять собственную организационную культуру, основанную на идеологии “большой семьи”, в которой каждому придут на помощь и которой одновременно требуется посильная помощь от каждого ее члена. Как это делать на практике - описано во множестве учебников для менеджеров, в которых учат выстраивать и развивать корпоративную культуру. Главное здесь - понять, что единство и солидарность не возникают сами по себе. Они являются ценностями, которые создает социум, и социум может их культивировать, а может и уничтожить.
Особое внимание стоит уделить работе с молодежью. Исследование показало, что у нее отмечается наиболее слабая мотивация профсоюзного членства. Молодые работники чаще, чем кто-либо еще, устраняются от деятельности профсоюзной организации под тем предлогом, что “раз вас выбрали - вы и занимайтесь всей работой”. Многие из них стараются не участвовать в профсоюзных собраниях. По сравнению с другими возрастными группами респондентов, молодежь выражает меньшую готовность к участию в акциях протеста, солидарных действиях профсоюза.
О чем говорят эти факты? О том, что молодежь неактивна сама по себе? Вряд ли. Молодость - это пора, когда люди активны по определению, но только там, где им это интересно. А значит, в профсоюзах молодежь, в массе своей, находит для себя мало интересного.
Очевидна необходимость придания дополнительного импульса реализации Концепции молодежной политики ФНПР, поиска новых форм и методов работы с молодежью. Наступает время, когда без развития молодежного движения и связанных с этим серьезных расходов на целевое финансирование молодежных проектов, сделать серьезный задел на будущее профсоюзам вряд ли удастся.
Владимир НАУМОВ,
вице-президент - исполнительный директор Института профсоюзного движения АТиСО, кандидат юридических наук
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте