Top.Mail.Ru
Важно

МРОТ в центре дискуссии

7 февраля в пресс-центре РИА “Новости” состоялся “круглый стол” “Как повысить минимальный размер оплаты труда?”. В обсуждении участвовали председатель ФНПР Михаил ШМАКОВ, директор департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития Александр САФОНОВ, председатель общероссийской общественной организации “Деловая Россия” Борис ТИТОВ и другие заинтересованные стороны.

Законопроект об увеличении МРОТ, принятый в первом чтении Госдумой, вызвал разногласия между государством, работодателями и профсоюзами. Дискуссии проходили в Российской трехсторонней комиссии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений, а также в рамках двухсторонних обсуждений и даже непосредственно перед “круглым столом”. Но в главном стороны едины - МРОТ надо повышать.

ИНФЛЯЦИЯ И БОРЬБА С БЕДНОСТЬЮ

- Увеличение зарплат влияет на инфляцию совсем не в той степени, как сообщает Минфин, - говорит председатель “Деловой России” Борис Титов. - Мы считаем, что монетарный фактор влияния сейчас не превышает 30% и что в основном инфляция зависит от цен на базовые сырьевые товары. В ее общем уровне основу составляет инфляция издержек, что происходит из-за недоразвитости рынков и конкуренции. Монополизация федеральных и региональных рынков приводит к росту цен и на бензин, металл и другие базовые продукты. Поэтому основной способ снижать инфляцию - развивать свободный, полноценный рынок с необходимым уровнем конкуренции.

Если работодатели стали говорить о необходимости повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума сравнительно недавно, то профсоюзы выдвигают это требование уже в течение 15 лет.

- Профсоюзы считают такое макроэкономическое понятие, как МРОТ, одной из базисных социальных гарантий, - говорит председатель ФНПР Михаил Шмаков. - В генсоглашении 2005 - 2006 годов этот пункт остался в разногласиях. Последние три года мы особенно интенсивно вели переговоры в РТК и в рамках двухсторонних отношений как с КСОРРом (Координационным советом объединений работодателей России), так и с правительством. В Трудовом кодексе записано, что минимальная зарплата в России не должна быть ниже прожиточного минимума, и сказано, что это принимается отдельным законом. И этот закон уже обсуждается применительно к тем конкретным поправкам, которые надо внести перед вторым чтением. Выполнение этого решения в первую очередь влияет на решение проблемы бедности в стране, потому что подобное ограничение устанавливает нижнюю границу зарплаты. Сегодня МРОТ в России - 1100 рублей, а к 1 декабря 2008 года он должен достигнуть 4200 рублей - примерной расчетной величины прожиточного минимума, которая дается Минфином на конец 2008 года. Сегодня прожиточный минимум порядка 3500 - 3700 рублей. В США уровень минимальной оплаты труда - примерно 7 долларов в час, то есть порядка 200 рублей, и если умножить на 168 нормативных часов в месяц, это будет совершенно другая цифра, чем у нас. Но мы живем в российских реалиях и должны приближаться к тем цифрам, которые рассчитываются в нашей стране. И мы считаем, что это тот первый шаг, который решает и проблему бедности, и проблему гармонизации заработной платы.

Однако такое повышение МРОТ будет сопряжено с трудностями и для бизнеса, и для государства - одного из крупнейших работодателей в стране, сообщил Александр Сафонов, директор департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития, и продолжил:

- Суть в том, что повышение МРОТ - это не просто статистический показатель, а серьезный рычаг влияния на макроэкономику. Если мы сегодня установим МРОТ свыше 2500 рублей, более 46% предприятий в сельском хозяйстве окажутся неспособными выплачивать зарплаты. Не лучше положение и в бюджетном секторе: в образовании 26% работающих получают меньше этой суммы. И такая ситуация характерна не только для бюджетного сектора и таких традиционно сложных отраслей, как сельское хозяйство. В гостиничном и ресторанном бизнесе около 13% работников получали бы ниже МРОТ. Ясно, что эти решения требуют серьезного подхода со стороны государства. Надо найти баланс между повышением зарплаты и занятостью. Ясно, что в борьбе с бедностью мы могли бы уже в этом году объявить МРОТ равным прожиточному минимуму. Но мы должны подготовить общество к росту безработицы. Сейчас она на низком уровне, но как только мы становимся активными игроками на поле повышения зарплаты, мы стимулируем совершенно иные процессы. И, как уже сказано, важно найти ту переговорную грань, когда и бизнес не пострадает. Перед работодателем стоит большая задача - развитие технологий, стимулирующих повышение производительности труда и снижение издержек. Это комплексный момент. Тем не менее государство видит, что надо двигаться более высокими темпами, потому что нас не устраивает ситуация, когда из 69 миллионов работодателей порядка 30% находятся в “сером” секторе рынка труда, где не выплачивается даже МРОТ. Там, где вообще не оформляются трудовые отношения, нужна более серьезная ответственность.

НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Одним из спорных пунктов при обсуждении законопроекта стал вопрос о том, надо ли устанавливать различные уровни МРОТ по регионам и как это делать. В начальном варианте установление регионального МРОТ предполагалось передать в ведение местных органов законодательной власти. Но, по словам председателя КСОРР (Координационного совета объединений работодателей России) Олега Еремеева, в РТК работодатели заблокировали принятие данного решения.

- Во-первых, МРОТ - это все-таки макроэкономический показатель, который является основным фактором развития социальной политики в рамках всей федерации, - считает Еремеев. - Если мы будем дробить его на количество субъектов, ни к чему хорошему это не приведет. С экономической точки зрения это неправильно. Вторым мотивом было то, что этот показатель принимается на законодательном уровне, становится местным законом, и все предприятия обязаны его выполнять независимо от того, успешное ли это предприятие или нет. А в политической борьбе законодательные собрания и партии могли бы использовать повышение местного МРОТ в популистских целях. И, наконец, установление МРОТ законодательными органами могло привести к утрате тех положений, которые внесены в отраслевые тарифные соглашения.

Выход из затруднительной ситуации предложили профсоюзы:

- Я хотел бы подчеркнуть выдающуюся роль наших партнеров, прежде всего - ФНПР, - говорит Олег Еремеев, - потому как именно профсоюзная сторона внесла формулировку о том, что региональные МРОТ могут устанавливаться субъектом федерации только в рамках переговоров между тремя сторонами.

- По действующему сегодня закону регионы-доноры до момента, когда федеральный МРОТ будет выведен до уровня прожиточного минимума, имеют право устанавливать региональные МРОТ, но не ниже, чем установлено федеральным законом, - говорит Михаил Шмаков. - И часть регионов-доноров этим правом пользуется, в частности - Москва и Московская область. Логика нового закона и поправок ко второму чтению основаны на том же: в регионах может устанавливаться свой МРОТ на уровне не ниже федерального. Предложение отказаться от того, что было написано в законопроекте об установлении этого уровня региональными собраниями, мы считаем правильным. Более сбалансированным будет рассмотрение и решение вопроса в трехсторонних комиссиях. Такие комиссии созданы уже во всех регионах, они решают многие важные вопросы для региона, для трудовых отношений, и поэтому было бы справедливо в рамках комиссий определять и свой МРОТ. Более того, в законопроекте подробно прописана процедура присоединения всех работодателей к этому соглашению: механизм такой же, как прописанный в Трудовом кодексе механизм присоединения к отраслевому тарифному соглашению. Мы считаем, что этот механизм прошел апробацию на отраслевых тарифных соглашениях и что он устраняет недочеты и нестыковки, которые содержались в первом предложении - вводить МРОТ региональным законом.

В правительстве тоже считают такое решение вопроса оптимальным:

- После того, как этот закон появился в первом чтении, - говорит директор департамента Минздравсоцразвития Александр Сафонов, - в Госдуме шли серьезные дискуссии по поводу того, как же все-таки отразить эти особенности регионального развития. И в соответствии с предложением профсоюзной стороны нам удалось нащупать этот механизм и привести его в рамки социального партнерства. Государство остается одним из ведущих работодателей - больше 14 миллионов работают в бюджетной сфере, поэтому извлечь этот процесс из трехсторонних переговоров было бы неправильно.

УСИЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Кроме повышения МРОТ и установления его региональных уровней трехсторонними комиссиями, к новшествам законопроекта относится усиление ответственности работодателей за невыполнение обязательств по зарплате, а также выведение МРОТ из системы установления размеров штрафов. В самом скором времени во всех кодексах административные наказания будут определяться не в МРОТ, как раньше, а в рублевом эквиваленте. Если с последним пунктом все стороны согласны, то вот к усилению ответственности работодатели пока не готовы.

- Есть опасение, что эта мера - санкции - в ближайшем будущем будет использоваться для рейдерских операций, - считает сопредседатель “Деловой России” Владимир Головнев. - Ведь умные люди умеют использовать российское законодательство с точностью наоборот. Повышение планки штрафов руководителям еще можно как-то обойти, но что касается отстранения от работы - будут очередные примеры, как мы видели в Москве по текстильным комбинатам, по другим вещам, но еще и в регионах. Надо очень и очень аккуратно и корректно применять эти санкции.

И правительство выступило против усиления ответственности. С точки зрения Александра Сафонова, санкций уже достаточно:

- Мотивом было то, что правительство уже подготовило законопроект, который усиливает наказание за невыплату зарплаты. Что касается общего состава нарушений трудовых прав, то они в действующем кодексе административных наказаний есть, и мы считаем, этого достаточно. Я думаю, бизнесу было дано много импульсов, чтобы выстраивать правильные взаимоотношения, в частности - это контроль за невыплатой зарплаты.

Однако, по мнению Михаила Шмакова, дополнительные санкции все же необходимы:

- Ужесточение ответственности за установление зарплаты ниже МРОТ и предлагаемые в этом законопроекте соответствующие поправки к Административному кодексу вызывают опасения работодателей. Но мы все-таки исходим из того, что эти предложения правильные, и они должны остаться в законопроекте по двум причинам. Во-первых, мы считаем, что российский бизнес в своей основе - здоровый бизнес, социально ориентированный, и случаев, которые подпадали бы под действие этих санкций, должно быть очень мало. Во-вторых, можно констатировать, что проблема невыплаты зарплаты в целом решена: имеются отдельные нарушения, предприятия, где происходят задержки зарплаты на месяц, два, три, но это единичные случаи, к которым привлечено внимание всех субъектов этих отношений - и работников, и профсоюзов, и работодателей, и правоохранительных органов. Решению этой проблемы послужило, в том числе, активное применение законодательства. Мы считаем, что введение новой статьи за назначение зарплаты ниже МРОТ будет достаточным стимулирующим фактором для отдельных недобросовестных работодателей.

ДВА ВАРИАНТА

По окончании “круглого стола” его участники продолжили обсуждение на состоявшейся встрече со спикером Государственной думы РФ Борисом Грызловым. Об итогах этой встречи корреспонденту “Солидарности” рассказал председатель ФНПР Михаил Шмаков:

- На этом совещании у Грызлова работодатели подтвердили, что поддерживают законопроект об увеличении МРОТ в том виде, в котором он сейчас подготовлен. Мы тоже сказали, что поддерживаем его - за исключением небольших редакционных правок. Вновь возникла дискуссия об ужесточении санкций в отношении тех работодателей, которые не будут выплачивать МРОТ на установленном уровне. Работодатели считают, что этот момент не стоит выделять, поскольку все это уже есть в законодательстве, а мы считаем, что выделять надо, поскольку это - значимая гарантия, которую никто не должен нарушать.

В то же время Минфин выразил сомнения: сможет ли бюджет-2007 осилить повышение МРОТ до 2500 рублей с 1 сентября? О повышении до 1400 рублей с 1 мая споров не было, как и о том, чтобы с 1 мая 2008 года увеличить МРОТ до 3000 рублей. А промежуточный результат - 2500 рублей с 1 сентября этого года - взят на проработку Минфином, чтобы просчитать возможности бюджета. Вместе с тем возникла идея не включать в этот график повышение в декабре 2008 года, потому что еще не принят бюджет-2008.

Минфин считает более целесообразным, чтобы этот закон был подписан не позже марта и стал действовать с 1 мая этого года. Но в марте еще не будет утвержден бюджет на 2008 - 2010 годы. Так что есть два варианта. Либо выпускать закон в марте и включать в него три ступени, а последнюю цифру - по декабрю 2008 года - включать в трехлетний бюджет. Либо все-таки вписать декабрьскую цифру в этот закон, чтобы впоследствии это было утверждено в бюджете. Мы считаем, что второй вариант более правильный. Но пока это оставлено для дальнейших переговоров.

В целом встреча у Грызлова подтвердила, что этот закон жизнеспособен, он будет принят, и мы добьемся реального роста МРОТ по тем позициям-ступенькам, которые там заложены. Мы будем настаивать на полном графике. Грызлов понимает нашу позицию, но чтобы принять закон во втором чтении, сначала надо проделать все расчеты.

Сергей КОЗЛОВСКИЙ
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика