24 августа в резиденции “Бочаров ручей” президент России Владимир ПУТИН встретился с председателем ФНПР Михаилом ШМАКОВЫМ. По просьбе “Солидарности” председатель ФНПР прокомментировал содержание состоявшегося разговора.
Встречи Михаила Шмакова с главой государства становятся традиционными. Фото ИТАР-ТАСС
- О предстоящей встрече с президентом было известно с начала августа, так что в этом смысле она была плановая. Мы подготовили вопросы по нашим инициативам, которые требуют именно политического решения. Важнейший из них - вопрос повышения минимального размера оплаты труда до уровня не ниже прожиточного минимума к концу 2008 года. На этом настаивают профсоюзы. Это поддержала и “Единая Россия”, которая внесла в Госдуму законопроект. Но его принятие тормозит правительство. В бюджете и плане социально-экономического развития России правительство планирует выход на этот уровень только к началу 2011 года. Профсоюзы считают этот срок неприемлемым. Более того, средства на решение этой проблемы в бюджете найти можно. Эта тема звучала и во время встречи с президентом. Напомню, что с сентября МРОТ будет повышен в 2,1 раза. Соответствующий закон был принят под давлением ФНПР. И надо сделать следующий шаг - поднять МРОТ в 1,9 раза, чтобы выйти на 4300 рублей (это уровень минимальной потребительской корзины к концу 2008 года, по версии Минэкономики). В результате этого шага увеличится зарплата низкооплачиваемых категорий работников, а кроме того, это положительно скажется на росте зарплаты всех работающих в России.
- Обсуждалась ли тема воссоздания Министерства труда?
- Да. Это наша принципиальная позиция. Профсоюзы считают, что в результате соединения Минздрава и Минтруда значительно снизились ответственность, активность и регулирующая роль государства в области оплаты труда. Есть существенные проблемы и в сфере миграционных процессов. На сегодня все те разумные усилия, подкрепленные законодательством, по регулированию прибытия мигрантов, регистрации, определения квот и т.д. носят в основном полицейский или контрольный характер. А вот проблема перераспределения трудовых ресурсов внутри России явно запущена. Это и понятно - при перегрузке Минздравсоцразвития возникла идея передать все эти функции в регионы. А у регионов решить эти вопросы не получается - нужна общегосударственная политика.
Отдельная тема - регулирование систем оплаты труда для работающих в опасных условиях. Яркие примеры - труд шахтеров, работников транспорта (особенно воздушного). Постоянная часть зарплаты у этих категорий работников составляет 30 - 40%, а остальное - премии или сдельщина. Все это приводит к трагедиям с многочисленными жертвами. Приводит к падению самолетов, потому что вместо того, чтобы уйти на запасной аэродром, - летят через грозу. К взрывам в шахтах, потому что нарушают работу газоанализирующих приборов, чтобы остановка добычи не приводила к снижению зарплаты.
Есть ряд других вопросов. В принципе, политика регулирования доходов и расходов населения - на фоне продолжающегося роста стоимости коммунальных услуг, нарастания платности образования и медицины - все это требует серьезной аналитической работы соответствующего государственного органа. Поэтому профсоюзы считают, что было бы целесообразно пойти по пути других стран. В частности, Германии, где минтруд был ликвидирован на длительное время, но недавно восстановлен. Немцы решили, что минтруд - реальный механизм госрегулирования трудовых отношений.
Эти вопросы были главными на встрече с президентом. Кроме того, обсуждалась и тема выборов. Мы изложили президенту свою позицию, какие партии будут в большей степени поддерживаться профсоюзами. Я положительно оценил опыт сотрудничества ФНПР с фракцией “Единой России” в Госдуме, как и опыт такого сотрудничества во многих регионах, который имеют территориальные профобъединения. Но - и это нужно понимать - проблема качественного роста зарплаты остается для России крайне актуальной. Особенно на фоне приближающихся к европейским цен на товары и услуги. Поэтому во время встречи с президентом я еще раз подтвердил цель профсоюзов - вывод зарплаты более быстрыми темпами на среднеевропейский уровень.
- И что на это сказал президент?
- Он с пониманием воспринял все эти темы. Хотя мы немного подискутировали как по Министерству труда, так и по минимальному размеру оплаты труда. Короче говоря, состоялся обмен мнениями. И как я понял, президент воспринял эти проблемы. Кстати, на встрече я рассказал о ситуации на предприятии ФГУП “Государственный институт технологии органического синтеза” из города Шиханы Саратовской области, где работники из-за невыплат зарплат проводили голодную забастовку. Соответствующее распоряжение президент отдал премьер-министру.
Ответы записал
Александр ШЕРШУКОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте