Когда правительство решило внедрять ипотеку, была провозглашена благая цель: дать возможность населению покупать квартиры. Цель, надо отметить, очень важная: задолженность по жилью перед населением огромная, последние 15 лет жилищная проблема практически не решалась. При введении ипотеки предполагалось, что небольшие проценты, возможность выплачивать кредит в течение многих лет, низкий первоначальный взнос позволят большому количеству людей приобрести собственное жилье.
Однако весной этого года в США случился кризис, вызванный множественными неплатежами по ипотечным кредитам. Начались банкротства, New Century Financial Corporation, крупнейшая ипотечная компания США, занимающаяся кредитованием ненадежных заемщиков, ушла с Нью-Йоркской фондовой биржи...
В России, глядя на это, решили не то что соломки подстелить - устлать все пуховыми перинами в три слоя.
По словам Владимира Пономарева, вице-президента Ассоциации строителей России, главной причиной американского кризиса стало искусственное повышение доступности ипотечных кредитов для малозарабатывающих слоев населения. Интересно... Ведь ипотека-то как раз и подразумевает повышение доступности кредитов именно для таких категорий населения.
- Фактически те меры, которые использовали в США (и в России тоже. - Ю.Р.), сводятся к искусственному занижению эффективной процентной ставки. Пока цены на рынке жилья в США росли, создавался эффект внешнего благополучия. Однако в последние полтора года цены стали снижаться, и для определенной части населения экономические стимулы платить по ипотечным кредитам начали исчезать, - говорит Пономарев.
Что же предлагает банковская и строительная российская общественность, взволнованная американскими событиями, для предотвращения подобного кризиса у нас? Ни много ни мало... повысить процентные ставки! Сегодня ипотечные ставки составляют 9 - 14% по валютным кредитам и 10,5 - 18% - по рублевым. Если брать кредит по таким ставкам лет на 15 - 20, то выльется это, грубо говоря, в двойную переплату за жилье. Тем не менее банковская общественность стонет, что такие маленькие ставки банкам невыгодны, что риск невозврата слишком велик, что снижение ставок ставит банки на грань выживания. Выход, дескать, - поднять ставки на 2%.
Что за этим последует для обычного человека? Тот, кто все же смог взять ипотеку сегодня, завтра, после повышения ставок, этого сделать уже не сможет. А с учетом того, что и сегодня, по словам Пономарева, потянуть бремя ипотеки в состоянии лишь 15% населения России, картина становится совсем безрадостной.
Впрочем, Николай Кошман, президент Ассоциации строителей России и советник мэра Москвы, предложил свой выход из ситуации: надо искать пути снижения цен на рынке жилья. И если банкиры в своих бедах винят правительство, заставляющее их снижать процентные ставки, то для строителей главный враг - поставщики.
- У меня лежит анализ средних отпускных цен производителей на основные стройматериалы. Например, “Евроцемент” 1 января 2006 года продавал нам цемент по 1139 рублей, а сегодня - по 7600. То же самое мы можем сказать об энергетике, газе, металле... - возмущается Кошман. - Сегодня строители думают, как сделать жилье доступным.
И что же надумали благородные строители, которым нехорошие поставщики мешают всех облагодетельствовать квадратными метрами?
- Мы уже поняли, что доступное жилье - это какая-то сказка, поэтому начали думать о программе социального жилья, - поясняет Кошман.
Ну, если даже для него доступное жилье - это сказка, то что уж говорить о нас, простых смертных. И все-таки, что подразумевает под этой программой советник мэра Москвы? Ему слово:
- Все, что касается строительных материалов, должно быть объявлено правительством стратегическими материалами, на них должна быть определена ценовая политика. И пока г-н Филарет Гальчев (собственник “Евроцемента”. - Ю.Р.) не удовлетворит потребности программы доступного жилья, он не должен иметь права ни одного грамма цемента выбрасывать на свободный рынок. Земля должна предоставляться бесплатно, как это делается в Китае, Казахстане. Определенный лимит на электроэнергию, газ, воду - тоже бесплатно. Тогда себестоимость жилья уменьшится.
Выглядит все, конечно, замечательно. Вот только и нефть на мировом рынке дорожает, а россиянам от этого ни холодно, ни жарко. Почувствуют ли они снижение стоимости строительных материалов? Так и напрашивается сам собой ответ из трех букв.
Юлия РЫЖЕНКОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте