Качество забастовок в России за последние два года сильно изменилось. Теперь работники не просто требуют отдать принадлежащее им по праву, а добиваются более серьезных изменений условий труда. Забастовки будут, несмотря на то, что закон препятствует их проведению. К такому выводу пришли участники дискуссии на тему “Ренессанс забастовочного движения в России?”, состоявшейся 6 февраля в информационном агентстве “Росбалт”.
Самыми значимыми в России забастовками 2007 года участники дискуссии назвали забастовки на “АвтоВАЗе”, Качканарском ГОКе и заводе “Форд” во Всеволожске. “Солидарность” не раз рассказывала об этих акциях протеста, заставивших работодателей пойти навстречу требованиям бастующих. И не только о них. Во втором номере нашей газеты от 16-23 января 2008 года, в приложении “Профсоюзная политика”, был опубликован большой фрагмент заседания дискуссионного Клуба друзей “Солидарности” по теме “Забастовки в России”.
По данным, которые прозвучали в ходе дискуссии, состоявшейся в ИА “Росбалт”, в забастовках в 2007 году приняли участие в семь раз больше работников, чем годом ранее. Будет ли расти забастовочное движение и дальше? На этот и другие вопросы попытались ответить участники дискуссии. Не во всем они пришли к единому мнению, но согласились с тем, что за последнее десятилетие характер требований работников к работодателям серьезно изменился и что добиваться справедливости зачастую мешает закон.
На главную проблему бастующих - несовершенство законодательства обратил внимание зампредседателя ФНПР Олег Нетеребский. В России крайне сложно провести забастовку, почти в 100% случаев она признается судом незаконной по совершенно формальным основаниям. Главной причиной забастовок Нетеребский считает нежелание российских работодателей допускать сотрудников к решению вопросов управления и распределения доходов и неумение делиться. Забастовка - крайняя мера, использовать этот инструмент в борьбе за свои права нужно очень осторожно, убежден зампред ФНПР.
По мнению директора Института глобализации и социальных движений Бориса Кагарлицкого, в первую очередь от забастовок достается предприятиям с участием иностранного капитала. Это вызвано тем, что работники там имеют тесную связь с профобъединениями зарубежных коллег и могут оценивать свои заработки, сравнивая их с уровнем доходов на предприятиях в других странах. Сравнение, как правило, оказывается не в пользу россиян, в итоге спор с работодателем приводит к забастовке. Кагарлицкий добавил, что на Западе к забастовочным комитетам прислушиваются, а коллеги бастующих из других стран всегда готовы оказать поддержку. Кроме того, руководство иностранных концернов считается с общественным мнением. На старых же российских предприятиях менталитет другой - и у работающих, готовых мириться с мизерной оплатой труда, и у руководителей. Последние могут проигнорировать любые требования профсоюза.
Говоря об отличии забастовок 90-х годов и последних двух лет, Кагарлицкий отметил, что забастовки 90-х были больше “голодными бунтами”, а в 2006 - 2007 годах они являются следствием экономического развития страны - работники начали борьбу за перераспределение прибыли. Сегодня забастовочная деятельность ставится на широкую ногу. У рабочих есть лидеры, которые нередко прошли обучение у зарубежных профсоюзных организаторов, умеют сплачивать людей и знают, как добиться выполнения требований.
Председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук высказал убеждение, что необходимо создать структуру, занимающуюся регулированием трудовых отношений, - Министерство труда.
В прогнозах развития забастовочного движения в 2008 году участники дискуссии разошлись. Одни уверены, что оно пойдет на спад, другие считают, что будет расти и крепчать. Так, по мнению Мохначука, в ближайшие годы количество забастовок будет падать, поскольку экономика стабилизируется, должников становится меньше. А президент Независимого профсоюза горняков Александр Сергеев считает, что в период стабилизации, наоборот, наблюдается рост ожиданий населения, а потому возможен всплеск выступлений рабочих, отчаявшихся воздействовать на работодателей по-другому.
Представлявший позицию работодателей заместитель исполнительного директора Объединения автопроизводителей России Алексей Сереженков обратил внимание на необходимость партнерства работодателя и работников. И призвал к взаимодействию, от которого выиграют обе стороны.
Директор Центра социально-трудовых прав Елена Герасимова, подводя итог дискуссии, отметила, что содержание забастовок в нашей стране изменилось. Сегодня работники не просто требует отдать им то, что принадлежит им по праву, а добиваются более серьезных изменений условий труда. По ее словам, количество протестных акций в России за прошедший год было невелико, но все же забастовок было не две, как утверждает Росстат, а минимум сорок. И эти акции дорогого стоят - люди учатся отстаивать свои права. Герасимова подчеркнула, что и законодательство, и сложившаяся судебная практика дают возможность работодателям уходить от решения трудовых конфликтов. Если эта ситуация не изменится, в стране возможен рост забастовочного движения.
Сергей СИЛИН
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте