Top.Mail.Ru
Важно

Равноправие на испытательном сроке

В Великобритании заключено трехстороннее соглашение о правах заемных работников

Правительство Великобритании, Конфедерация британской промышленности (CBI) и Конгресс профсоюзов Великобритании (TUC) заключили соглашение о правах работников, нанятых через агентства занятости. Работодатели будут признавать право заемных работников на получение после 12-недельного испытательного срока равной оплаты за равный труд с нанятыми “напрямую” работниками.


ФАКТЫ И ОЦЕНКИ


В Великобритании нанятые через агентство работники по истечении 12-недельного испытательного срока будут уравнены с штатными работниками - в оплате труда, оплате сверхурочных и отпусков. А вот по пенсионным отчислениям и оплате больничных профсоюзам от конфедерации предпринимателей добиться гарантий не удалось. Но даже и так положение огромного количества заемных работников должно улучшиться. А их сегодня по оценке правительства - чуть более 250 тысяч, по оценке союза частных агентств занятости - почти 1,5 млн, а по оценкам профсоюзов - еще больше. Они чаще всего работают в сфере обслуживания, на транспорте, в гостиничном бизнесе и общепите. Точнее, в этих секторах есть даже попытки заместить чуть ли не весь персонал заемными работниками. Они обычно получают гораздо меньше коллег, работающих в штате, - в среднем на 25%. Им не оплачивают сверхурочные, не дают премий, у них нет шансов на карьерный рост и обучение...

Именно поэтому президент Британского конгресса профсоюзов (TUC) Дэйв Прентис заявил, что “заключение соглашения - хорошая новость для заемных работников, особенно для тех, кто работает там, где низкая оплата труда, переработки и сверхэксплуатация”. И таких, чье положение должно улучшиться, по оценкам TUC, более 70%.

А вот руководство федерации малого предпринимательства немедленно объявило этот договор “катастрофой”. И действительно, очень многие работники, нанятые через агентства, заняты именно на небольших предприятиях, которые не так сложно открыть, закрыть, где легко сократить персонал и где не привыкли заботиться о гарантиях для работников.

Впрочем, не все оценки со стороны бизнеса столь однозначны. К примеру, Джон Кридланд, заместитель гендиректора Конфедерации британской промышленности, в комментарии для газеты Independent заметил, что считает подписанное на неделе соглашение “меньшим из двух зол”. “Худшим” представитель CBI считает требования Брюсселя, которые, хотя и не согласованы сегодня, могут в ближайшее время привести к изменению британского трудового законодательства.

Интересно, что, “социальные партнеры” из союза предпринимателей расходятся с профсоюзами в оценке масштаба предстоящих изменений в связи с подписанием соглашения. По словам того же Кридланда, изменения затронут менее половины заемных работников. Ведь, по оценкам CBI, меньше 50% контрактов, заключенных через агентства занятости, длятся более 12 недель - того самого “испытательного срока”, по истечении которого заемный работник может рассчитывать на равенство в правах со штатным.


ЕВРОПА НА ПОДХОДЕ

В Европе обсуждение законодательства, защищающего права заемных работников, идет с 2002 года, с тех пор как появился первый вариант Директивы ЕС о равенстве работников, нанятых через агентства занятости. Обсуждающаяся директива и уже действующие в отдельных странах Европы документы, регулирующие деятельность частных агентств занятости, связаны с концепцией развития “гибкого” рынка труда. Гибкими и, естественно, покладистыми и соглашающимися практически на любые условия труда должны быть работники. Точнее, в политкорректной формулировке вместо слова “гибкость” используется чудовищное лексическое новообразование “флексикьюрити” - от flexibility (гибкость) и security (безопасность, в смысле - защита работников). Дескать, предприниматели и правительства, не совсем еще отвергнувшие концепцию “социального государства” и идущие навстречу пожеланиям профсоюзов, ищут баланс между справедливостью и гибкостью.

Надо сказать, что в предварительном проекте европейской директивы заложено, что уравниваться в правах работники, нанятые через агентства, должны уже с первого дня работы. И не только по оплате труда, сверхурочных, но и практически по всем гарантиям, включая пенсионное и социальное страхование, больничные, оплачиваемые отпуска по беременности и уходу за детьми. Собственно, в первоначальных требованиях TUC были именно такие условия, но далеко не все осталось в соглашении.

Великобритания с 2002 года - в числе нескольких стран, наиболее активно препятствующих утверждению директивы. И это притом, что последние годы у власти там находится лейбористское правительство, периодически (особенно накануне выборов) вспоминающее о столь необходимой им поддержке профсоюзов. В случае принятия директивы Великобритании все равно пришлось бы внести в законодательство изменения. Однако теперь при внесении поправок в первую очередь будет учитываться принятое трехстороннее национальное соглашение.


КОММЕНТАРИИ

Сара ВИЛЕ, руководитель департамента равенства и гарантий занятости TUC



- Можно ли считать заключение соглашения победой?

- Для нас это неплохой результат, так как правительство и бизнес уже долго блокируют любые шаги по продвижению европейской директивы о равенстве для заемных работников. При этом заемный труд широко применяется в Великобритании для ужесточения условий и снижения гарантий занятости.


- Каковы плюсы и минусы документа? Пришлось ли британским профсоюзам идти на компромиссы?

- Соглашение не в полной мере отвечает нашим пожеланиям, но оно обеспечивает хотя бы базовые гарантии равной оплаты труда заемным и постоянным работникам. Положение о 12-недельном испытательном сроке - это действительно компромисс. Однако нам удалось ввести в договор условие, мешающее работодателю хитрить: прерывать контракт с заемными работниками после 11,5 недель, а через день перезаключать его с тем, чтобы они никогда не дорабатывали 12 недель.


- Каковы механизмы контроля выполнения соглашения?

- Когда директива о равенстве для заемных работников будет ратифицирована в ЕС, британское законодательство придется менять в соответствии с ней. И так как это общеевропейское законодательство, то будущее правительство не сможет его игнорировать. Это особенно актуально, если к власти придут консерваторы. Поскольку эти положения войдут в наше законодательство, то работодатели должны будут им следовать. Меры в случае нарушений смогут принимать и профсоюзы, и сами заемные работники - через трудовой арбитраж и, возможно, через правительственные учреждения. Детально механизмы контроля и правоприменения будут прописаны, когда в наше законодательство будут внесены изменения, которые потребует директива ЕС о работниках, нанятых временно через агентства.


- На какой срок заключено соглашение?

- У соглашения нет каких-то временных ограничений. Скорее всего, оно будет действовать до конца срока работы нынешнего правительства. А когда будет принято общеевропейское законодательство, его основные положения будут закреплены и в британских законах.


- Как проходили переговоры?

- Данное соглашение - результат непростых переговоров, длившихся лет шесть. И правительство, и бизнес убеждены, что оно снижает “гибкость” рынка труда, под которой в первую очередь подразумевается возможность для работодателей одномоментно на короткий срок нанимать большое число работников и столь же быстро избавляться от них.


- В России заемный труд применяется все чаще, сильно снижает уровень оплаты и ужесточает условия труда, хотя пока такие схемы найма можно считать нелегальными. Что вы думаете по этому поводу?

- Идеально было бы условие, чтобы работодатель мог использовать заемный труд только при согласии профсоюзов, действующих на предприятии, и только на согласованных с ними условиях. (Надо думать, тогда бы применение заемного труда либо свелось на нет, либо имело место только при сезонных, временных или разовых работах. - А.П.) В любом случае нужно добиваться серьезных ограничений найма через агентства, как по срокам найма, так и по гарантированному уровню оплаты труда.


Кателен ПАШЬЕ, конфедеративный секретарь Европейской конфедерации профсоюзов (ETUC)


- Как ETUC оценивает заключение в Великобритании трехстороннего соглашения о временных и заемных работниках?

- Здесь нужны две оценки: что значит это соглашение для Великобритании, и что оно дает ЕС. Для британских профсоюзов и заемных работников - это результат многолетней, довольно напряженной борьбы. А для ЕС - это возможность утрясти несогласие вокруг директивы о равенстве заемных работников, встретившей большое сопротивление сильных лоббистов. Мы считаем, что заключенное соглашение открывает дорогу к принятию директивы ЕС о равенстве заемных работников, и британские представители теперь не будут ее блокировать.

С другой стороны, факт заключения соглашения нужно оценивать и по содержанию, и по форме. По содержанию, конечно, есть слабина. В идеале мы все хотели бы обеспечить равенство для заемных работников с первого дня работы, что и предлагается в проекте директивы ЕС. Однако директива задает лишь рамки национального законодательства и предполагает определенную гибкость, то есть уточнение принципа равенства в колдоговорах.

Для Великобритании это большая проблема - там не так уж и много предприятий охвачены колдоговорами, тем более такими сильными, чтобы защищали права заемных работников. Поэтому для них очень важно было заключить национальное трехстороннее соглашение. Это неплохая основа, хотя до истечения почти трех месяцев работы на одном предприятии заемный работник остается незащищенным. Для сравнения: во Франции большинство контрактов через агентства занятости совсем короткие - порядка месяца, поэтому французские профсоюзы против таких уступок. А в Великобритании многие заемные работники трудятся на одном предприятии дольше, поэтому даже такое, вроде бы слабое, соглашение сможет улучшить положение более 70% из них.


Материалы подготовила
Александра ПЕТРОВА



ОТ РЕДАКЦИИ

Ситуация, описанная выше, как мне кажется, пример того случая, когда традиционные ссылки на “опыт передовых стран” не работают. Можно сколь угодно говорить о том, что профсоюзам Великобритании удалось сохранить лицо, либо добиться уступок от работодателей. Но - по сути - ситуация-то проста: в условиях отступления под натиском “заемного труда”, перемалывающего профсоюзы, соглашение о правах работников, нанятых через агентства занятости, предоставляет отдельные гарантии этим работникам.

Ситуация в России качественно отличается. У нас есть общая профсоюзная позиция по недопущению и борьбе с “заемным трудом”. Напомню общепрофсоюзную резолюцию, принятую в конце прошлого года: “Трехсторонние отношения, которые возникают с применением “заемного” труда, предоставлением в аренду работника одной компанией для использования его труда другой являются неприемлемыми и не вписываются в законодательство Российской Федерации, а также в законодательство большинства стран Содружества Независимых Государств. Мы, представители профцентров Азербайджана, Беларуси, Казахстана, России и Украины, выступаем против попыток применения “заемного” труда в наших странах и заявляем о намерении противостоять его легализации”.

И в этом смысле у профсоюзов стран СНГ есть шанс продемонстрировать и утвердить качественно новые стандарты в этой сфере. Конечно, это трудно. Лоббисты “заемного труда” пытаются протащить в российское законодательство свою лавочку, если не через “гарантии работникам”, так через “регулирование иностранной миграции”. Но нужно понять простую вещь: включение в сферу легальности, законности “заемного труда” - сильнейший удар по профсоюзам. А дальше - могут быть какие угодно оправдания. Прямо как в Англии...

Александр ШЕРШУКОВ
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика