Правительство уверяет, что кризиса безработицы нет, денег на пособия хватит всем страждущим, и предлагает следить не за сокращением штата,
а за сокращением рабочего дня. Профсоюзы говорят, что кризис впереди
и к весне в стране будет 2,2 млн безработных. Но они согласны с тем,
что работодатель должен оповещать власти о том, что он сокращает рабочее время. Об этом говорилось на заседании РТК 10 декабря.
Легко пожурив членов правительства, которые прогуливают заседания, Российская трехсторонняя комиссия (РТК) сразу перешла к наиболее актуальному вопросу - росту безработицы. Замглавы Миндравсоцразвития Максим Топилин сообщил результаты еженедельного мониторинга рынка труда. По его словам, самым сложным оказалось заставить регионы вовремя передавать сведения о том, насколько возросло число вставших на учет в службы занятости. Но уже три недели как “все 83 региона собрались и исправно передают данные”. Под постоянным контролем находятся 6300 предприятий. За последнюю неделю официально безработных стало больше на 21,6 тысячи. При этом замминистра не без удовольствия отметил, что темпы прироста безработицы снизились: безработных стало больше всего на 1,6%, в то время как на прошлой неделе - на 2,3%. Однако прирост этот неравномерен. В Белгородской, Челябинской, Нижегородской, Пермской областях и Краснодарском крае количество безработных за неделю увеличилось на 5% и более.
ПИК - В ФЕВРАЛЕ?
Всего на 1 декабря в России зарегистрировано 1,316 млн безработных. По мнению Топилина, это свидетельствует о том, что кризиса безработицы нет: “Если внимательно рассматривать структуру увольнений, то можно обнаружить, что многие становятся безработными в результате плановых реструктуризаций. И финансовый кризис тут ни при чем”. Однако, по его же словам, в тех же Ярославской, Нижегородской, Ульяновской областях соотношение между числом вставших на учет в службу занятости и заявленных работодателем сокращений составляет один к двум. Т.е. скрытая безработица намного выше официальной. И в перспективе все эти люди могут прийти за пособием. Тем более что анкетирование Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) показало: работодатели настроены все более пессимистично - лишь 3% опрошенных уверены, что мировой кризис никак на них не отразится. И если в сентябре считали возможным сокращение штата 36% работодателей, то сейчас считают его возможным 63%. Скорее всего, число безработных будет максимальным в феврале.
По словам председателя ФНПР Михаила Шмакова, прогноз безработицы на начало весны - 2,2 млн человек. Но при этом бюджет служб занятости верстается в расчете на 1,6 млн человек: “Из-за этого может произойти сбой выплат по всем регионам”. Топилин возразил, что пока денег достаточно: “В этом году расходы оказались меньше запланированных, и в Роструде к 1 января образуется экономия в 500 - 700 млн рублей, которые вполне могут послужить “денежной подушкой”.
УВЕЛИЧЕНИЕ ПОСОБИЙ
Предполагается, что не возникнет проблем у Роструда и из-за увеличения пособий по безработице. С 1 января максимальный размер пособия вырастет с 3400 рублей до 4900 рублей. Теперь оно составит 30% от средней зарплаты в стране. Нарекания профсоюзной стороны вызвал минимальный размер пособия - 850 рублей, ведь его получает 60% вставших на учет. “Его получают те, кто никогда не работал, - дало отповедь правительство. - Почти все эти получатели сосредоточены в трех республиках, и получают они это минимальное пособие годами. Какие именно республики - все мы знаем, так что даже называть вслух не станем”.
При всем вышесказанном министерство считает, что внимательнее всего нужно смотреть не за теми предприятиями, которые сокращают рабочие места, а за теми, которые отправляют сотрудников в неоплачиваемый отпуск или переходят на сокращенную неделю. Топилин пояснил: “Сейчас уже около 100 тысяч человек работают неполную рабочую неделю или неполный рабочий день. Много таких предприятий в Тульской, Челябинской областях. Причина - падение спроса на продукцию. Укорачивают рабочую неделю в основном в металлургии - 18%, сельском хозяйстве - 7%, ремонтных и сервисных предприятиях - 6%. Опасность мы видим в том, что у нас мало достоверной информации о масштабах, которые приняла реструктуризация рабочего времени. О сокращениях штата работодатель должен извещать государственные органы. А рабочий распорядок - его внутреннее дело, в котором он не должен отчитываться. В результате из-за отсутствия достоверной информации мы можем неожиданно для себя оказаться на пороге социального взрыва”.
Михаил Шмаков предложил законодательно обязать работодателя предоставлять сведения о сокращении рабочего дня или недели на производстве: “Нам известно, что сейчас только в одном только Ульяновске объемы производства “просели” на 20 - 50%. Этот процесс надо контролировать”.
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
В очередной раз дебаты разгорелись вокруг перевода с 2010 года обязательного соцстрахования на страховые принципы и переходе от ЕСН к страховым взносам. Принципы реформирования следующие: законодательно отделить страхование работающих от государственного соцобеспечения граждан по задачам и источникам финансирования. Соцфонды станут внебюджетными, сами займутся решением своих задач, а соцпартнеры будут участвовать в трехстороннем управлении финансами фонда. На заседании в этот раз обсуждались предельные суммы взносов и выплат. Взносы будут браться лишь с суммы, не превышающей среднюю по стране зарплату на 35%. К тому времени она будет составлять примерно 415 тысяч рублей в год, или 34,6 тысячи рублей в месяц. Все выплаты будут привязаны к отчисляемым взносам. К примеру, предельная сумма пособия по нетрудоспособности составит 17 250 рублей. Пособие по уходу за ребенком до полутора лет составит 40% от взносооблагаемой суммы - его предельный размер будет равен 13 800 руб. Ориентиры реформирования следующие: достичь советского соотношения пенсии с прожиточным минимумом (2,5 ПМ) и за ближайшие 30 лет достичь уровня, когда пенсия будут составлять 40% от утраченного заработка.
Сторона работодателей сообщила, что приняла сообщение к сведению. Но согласна лишь с валоризацией (организованным повышением в результате мероприятий, проводимых государством) пенсионных прав советских тружеников: “Мы согласны с тем, что люди, работавшие в советские времена, достойны лучшего образа жизни. И готовы согласиться даже на дополнительный налог, чтобы обеспечить их старость. Мы так же согласны с восстановлением страховых принципов. Только вот предложенные изменения страховым принципам не соответствуют”. По мнению РСПП, необходимо вводить персонифицированный учет абсолютно для всех страховых выплат. Кроме того, нужно пересмотреть, что именно можно считать страховым случаем. Например, оплата четырех дополнительных выходных дней в месяц для ухода за ребенком-инвалидом, по их мнению, страховым случаем не является. А больше всего работодатель не хочет делать дополнительные выплаты: “Почему именно работодатель должен делать эти выплаты? Пусть их делает сам работник! Или поровну!” Профсоюзы сказали, что готовы рассмотреть вариант перевода выплат, которые делает сейчас работодатель, в сумму, выдаваемую работнику на руки, с тем чтобы тот сам делал перечисления. Что, по всей видимости, вряд ли заинтересует работодателя, ибо не предусматривает уменьшения расходов.
Не придя к единому мнению, стороны договорились продолжить консультации по вопросу.
Полина САМОЙЛОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте