В нынешних условиях, когда Россия переживает последствия небывалого мирового финансового
и экономического кризиса, крайне важно выработать долгосрочную взвешенную стратегию и реализовать меры по преодолению негативных последствий “идеального шторма”, как выразился
премьер-министр В.В. ПУТИН на форуме в Давосе.
Ключевыми критериями всех программ и пакетных мер должны стать: обеспечение максимальной социальной защищенности граждан страны, адресная поддержка системообразующих предприятий через государственные заказы, строжайший контроль за деятельностью финансовых институтов, сохранение трудового и промышленного потенциала России.
В выработке путей выхода из кризиса должны принимать активнейшее участие не только правительство, партии и “экономические гуру”, но и представители всех слоев населения - через общественные объединения, представляющие их интересы. Особую роль призваны сыграть в этих процессах российские профсоюзы, объединяющие около 28 млн трудящихся.
Способны ли профсоюзы сегодня выполнить свою важнейшую миссию защитников интересов наемных работников? Или же они выйдут из кризиса еще более ослабленными и утратившими доверие широких рабочих масс?
О девальвации профсоюзной идеологии в России уже написано немало. Как правило, эта критика методов и результатов профсоюзной работы исходит извне, от оппонентов. Внутрипрофсоюзная дискуссия на эту тему не велась и не ведется. На эту тему руководством самих же профсоюзов наложено “табу”, что не способствует реалистичной оценке профсоюзами своего истинного места в сегодняшней России.
Безусловно, с изменением политического строя, когда при социализме членство в профсоюзах было чуть ли не обязательной нормой, профсоюзы растеряли свою численность. Причем кратно.
Конечно же, в изменении численности профсоюзов самую существенную роль сыграло изменение видов собственности, появление класса предпринимателей малого и среднего бизнеса. Здесь и последствия действий олигархических структур, которые нередко препятствовали созданию или сохранению профорганизаций на перепавших им в собственность предприятиях. Это и выросший за последнее двадцатилетие новый класс “белых воротничков”, априори не способный к общественному объединению для защиты своих интересов.
Но мы должны честно и бескомпромиссно признать, что сами профсоюзы - своей соглашательской позицией, неумением (или нежеланием) в реалиях развивающегося отечественного капитализма противостоять его агрессивности по отношению к наемным работникам, отстаивать законные интересы своих членов - во многом способствовали девальвации понятия профсоюзной солидарности и доверия к себе трудящихся.
Основными просчетами профсоюзов следовало бы признать отсутствие у них права на законодательную инициативу и на выдвижение представителей в Федеральное собрание страны. Был упущен момент законодательного закрепления участия представителей профсоюзов в управлении акционерными обществами. Это большие стратегические просчеты, которые сегодня выражаются в отсутствии реальных рычагов воздействия на общество, работодателей и сказываются на авторитете в рабочей среде.
Остаются протестные методы защиты интересов членов профсоюза и так называемый пресловутый “социальный диалог”, или “социальное партнерство”.
Протестные методы были востребованы в начале и середине 90-х годов. Они смогли тогда дать определенный социальный эффект. Сегодня, с изменением законодательства, реальных возможностей для организации протестных акций у профсоюзов тоже фактически нет, если не считать ухода в жесткую оппозицию к власти. Но последний путь неконструктивен в своей основе и неактуален для профлидеров традиционных профсоюзов, десятилетиями “пригревавших” свои далеко не бедные места. Ротация руководящих кадров – дело давно забытое в профсоюзном движении.
Не являясь сегодня истинными лидерами рабочего движения, профсоюзы скорее напоминают пожарную команду, призванную “спускать на тормозах” и “тушить” ситуации, возникающие из-за грубейших просчетов правительства в социальной сфере. Призванную по команде, спущенной сверху. Да и это было возможно лишь в условиях достаточно стабильного экономического и политического положения в стране.
Стагнация (застой) в профсоюзном движении привела к появлению “новых независимых, альтернативных” профобъединений. Об этом явлении тоже написано немало. С точки зрения традиционных профсоюзов, это и “наймиты”, и “люмпены”, и “засланные казачки”. Хотя ясно одно – свято место пусто не бывает. Идеология не терпит вакуума.
Противопоставить “новым профсоюзам” можно только свою действенную активность и целеустремленность. Иначе и на этом своем поле профсоюзы, объединяемые ФНПР, потерпят сокрушительное поражение.
Руководство страны, президент и правительство, Федеральное собрание, главная политическая сила – партия “Единая Россия”, как никогда в новейшей истории, нуждаются сегодня в поддержке и сторонниках. Без солидарных действий всех ветвей власти, политических и общественных сил стране будет крайне трудно выходить из сложившейся финансово-экономической ситуации, трудно будет удержать общество от социальных взрывов и потрясений. Такая помощь и поддержка власти, безусловно, должна быть оказана.
Но сейчас - и самое время добиться от власти повышения общественного статуса профсоюзов, решить все накопившиеся организационно-законодательные вопросы профстроительства. Только на паритетных началах действуя с государственной властью в антикризисной команде, профсоюзам действительно удастся защитить социально-экономические интересы наемных работников.
Сегодня для традиционных профсоюзов вопрос “быть или не быть” приобретает актуальнейшее значение.
Быть с народом – вернуть доверие к профсоюзам.
Быть в антикризисной команде – поднять реальный авторитет профсоюзов в глазах власть имущих.
Сегодня профсоюзы, социальное партнерство вместе со страной и властью должны пройти суровое испытание.
И надо победить кризис, недоверие масс, свою инертность.
Лев МИРОНОВ,
председатель
Нефтегазстройпрофсоюза РФ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте