Сегодня большинство населения интересует, что правительство планирует делать в связи с кризисом. На основные вопросы на очередном заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) 29 июля были даны ответы. Правда, народу они не понравятся…
Как мы будем жить
Кризис в нашей стране и в мире все продолжается. В связи с этим, с одной стороны, надо принимать пожарные меры, а с другой - думать и о будущем. Вот такие “думы”, которыми будут руководствоваться в нашей стране, и представило Министерство экономического развития (МЭР). Замминистра Андрей Клепач рассказал РТК о сценарных условиях функционирования экономики и основных параметрах прогноза социально-экономического развития России на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.
Консервативный сценарий (1а) подразумевает стагнацию экономики из-за продолжающегося сокращения инвестиционного спроса, включая госинвестиции, при слабом росте потребительского спроса и запасов. Сценарий 1b - нефтяной, подразумевающий оживление в экономике, ведомое ростом цен на нефть. Есть еще умеренно оптимистичный сценарий (2а), заключающийся в оживлении экономики вследствие продолжения инвестиционных программ естественных монополий и поддержки государством внутреннего спроса.
Варианты 1а и 2а различаются прежде всего масштабами государственной поддержки приоритетных направлений социально-экономического развития в 2010 - 2012 годах - в конечном счете уровнем расходов госбюджета и реакцией на этот уровень бизнеса. В основу для разработки бюджета на 2010 - 2012 годы предлагается вариант 2а, по которому нефть Uralas в 2010-м будет держаться на уровне 55 долларов за баррель, в 2011-м - 56 долларов и 57 долларов - в 2012-м. Дефицит же бюджета по этому варианту ограничивается уровнем 6,5% ВВП с последующим снижением до 4% и 3% ВВП.
Прогнозы министерства коснулись как производственных рынков, так и человеческих ресурсов. Что интересно, все прогнозы получаются в духе “после некоторого снижения произойдет рост”. Например, “после продолжительного периода сокращения численности населения РФ в 2009 - 2012 годах прогнозируется стабилизация на уровне 142 млн человек”. Клепач уверен, что демографические программы будут способствовать увеличению рождаемости, а национальный проект “Здоровье” снизит смертность. Сложно сказать про демографические программы, но отсутствие работы, наверное, может сказаться на повышении рождаемости - все равно больше заняться людям будет нечем. Вот только как может снизиться смертность, когда людям, оставшимся без зарплаты, не то что таблеток - еду не на что купить? По данным самого МЭРа, общая численность безработных в 2009 году составит 7 млн, или 9,6% экономически активного населения. Кстати говоря, численность населения трудоспособного возраста сокращается и будет сокращаться (даже с учетом миграции) почти на 1 млн человек ежегодно.
Цены поднимутся
А теперь о том, как эти сценарии будут отражаться на реальной жизни каждого из нас. Естественно, нас ожидает с 1 января 2010 года повышение цен на все монополии.
Рост регулируемых оптовых цен на газ на 2010 - 2012 годы предполагается в размере 15% в год для всех категорий потребителей, кроме населения. Для населения планируется проводить повышение в два этапа: на 5% с 1 января и на 15% с 1 апреля 2010 года. Объясняется это тем, что “необходимо сокращать разрыв между доходностью поставок газа на внутренний и внешний рынок, покрывать экономически обоснованные издержки на добычу и транспортировку газа и минимально необходимый объем инвестиций”. Но это еще не все. В 2011 году рост цен на газ запланирован тоже на 5% и 15%, а в 2012 году - еще на 15%. Это “необходимо для сокращения размеров перекрестного субсидирования населения”.
Дальше - больше. “Из-за роста цен на топливо” (почему повысились эти цены - см. абзацем выше) повышаются цены на электроэнергию, что тянет за собой издержки в промышленности и инфляцию. Как заявил Андрей Клепач, “в 2009 году в связи с ожидаемым ростом стоимости электроэнергии на 21 - 22% издержки в промышленности вырастут примерно на 0,9 - 1%, что в условиях падения спроса и невозможности переносить растущие издержки на цены приведет к ухудшению финансового состояния промышленных потребителей на 7%”. Несмотря на это, рост тарифов на электроэнергию на 2010 год предполагается в размере 10% для населения и 5% для прочих потребителей. В 2011 - 2012 годах рост тарифов для населения составит 10% ежегодно.
Рост тарифов на тепловую энергию в 2010 году в среднем составит 10%, в 2011-м - 12 - 14%, в 2012-м - 9 - 11%. Повышение тарифов на ЖКУ достигнет 10 - 12% в год. Но и это не все. На железнодорожные грузовые перевозки рост тарифов составит в 2009-м 11%, в 2010-м - 9,4%, в 2011 и 2012 годах - 9,2 и 7% соответственно. “При этом выполнение инвестиционной программы ОАО “РЖД” требует дополнительных источников финансирования в форме заемных и, возможно, бюджетных средств”, - добавляет Клепач. То есть, помимо того что стоимость железнодорожных услуг вырастет, для ОАО “РЖД” будут выделяться средства еще и из бюджета. На пассажирские перевозки, кстати, цены будут подниматься на 10% ежегодно.
Вырастут цены и на услуги связи: на 25% ежегодно - на телеграфную связь, на 11% (в 2010-м) - на телефонные местные звонки, на 12% - на “пересылку внутренней письменной корреспонденции”.
В общем, отличная “антикризисная помощь” предприятиям. Те, кто еще еле-еле держался на плаву, после таких повышений уж точно пойдут ко дну. В качестве оправдания Андрей Клепач заявил, что планировалось поднять тарифы еще сильнее, но в связи с кризисом решили “снизить рост”. Вот так-то. Называется, скажите спасибо, что не поднимаем на 30%.
Что же МЭР прогнозирует касательно заработной платы? Ведь если у нас берется за основу умеренно оптимистичный сценарий, по которому все растет, значит, и зарплаты должны расти? Действительно, в докладе говорится и об этом: “Восстановление доходов будет идти умеренными темпами”. За 2010 - 2012 годы реальная зарплата вырастет на 4,4%, а реальные располагаемые денежные доходы населения - на 7,3%. Обещают также индексировать зарплату в бюджетных отраслях и трудовые пенсии аж в два раза. Вот только один любопытный момент. По данным МЭРа, среднемесячная зарплата за 2009 год по сравнению с зарплатой в 2008 году… увеличилась примерно на 1000 рублей. Это с точностью до наоборот отражает оценку, сделанную профсоюзами, по данным которых зарплата как раз уменьшилась! И прогноз (по плану 2а) того, что в 2010 году средняя зарплата составит 20 384, в 2011-м - 22 618, а в 2012-м - 25 037 рублей, смотрится красивой сказкой. Особенно после таких слов замминистра Клепача:
- Мы не видим возможностей в условиях стагнации вернуть на работу всех, кто ее потерял. Наоборот. Значительная часть людей, которые сейчас находятся в неоплачиваемых отпусках или получают сокращенную заработную плату и не числятся безработными, могут осенью и зимой потерять работу. Зона риска - 1,5 - 2 млн человек. Полностью устранить эту проблему невозможно, потому что рыночная капиталистическая экономика приспосабливается к кризису именно таким образом.
7 млн безработных в 2009 году - однако правительство формирует бюджет по оптимистичному сценарию, повышает тарифы на все, на что только можно, и расписывается в том, что проблему безработицы решить не может. Хороший оптимизм!
Когда подешевеет бензин
Нефтегазстройпрофсоюз обратил внимание на тот факт, что цена бензина АИ-92 составляла в мае 2009 года у производителей 8,71 рубля за литр, тогда как на розничном рынке она была 17,88 рубля. То есть наценка составила 105%. При этом снижение цен у производителей было 20,7%, розничные же цены снизились на 11,1%, а в июне опять поднялись. У ФНПР возник вопрос, который огласил ее председатель Михаил Шмаков: “Что в связи с этим делает антимонопольный комитет?”
Председатель РТК Александр Жуков заступился за нефтяников, сказав, что нефтегазовые доходы у нас составляют уже почти половину всего бюджета, и именно за счет них правительство повышает зарплаты бюджетникам, пенсии и прочее.
- Если бы у нас были ниже налоги (а они у нас одни из самых высоких в мире, выше 50%. - Ю.Р.), то у нас был бы дешевле бензин, но зато мы бы не смогли направлять деньги тем категориям граждан, которым государство считает нужным помогать в первую очередь, - уверяет Жуков. Тем не менее, и он признает, что сговор нефтяных монополистов имеется.
Чтобы рассказать о том, как борются с картельным сговором, на РТК выступили заместитель директора Департамента развития конкуренции и анализа конъюнктуры рынков МЭР Анна Нестерова и заместитель руководителя ФАС Павел Субботин. Участникам РТК был представлен подробный доклад о проделанной ФАС работе. В нем говорится, что 17 февраля 2009 года антимонопольная служба возбудила дела в отношении ОАО “Лукойл”, “ТНК-ВР Холдинг”, “НК “Роснефть” и “Газпром нефть” по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 ФЗ “О защите конкуренции”, выразившегося в установлении монопольно высоких оптовых цен на нефтепродукты в январе - феврале 2009 года. Рассмотрение дел продолжается. А всего в 2009 году территориальными управлениями ФАС возбуждено 49 дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Субботин отметил, что ФАС делает свою работу, но это проблема системного характера:
- Мы что, не знаем, что в США двести нефтеперерабатывающих заводов, работающих по последнему слову техники, а у нас такие заводы можно сосчитать по пальцам? Новым предприятиям нефтепереработки не дают необходимых объемов. Пять лет правила недискриминационного доступа к трубе не могут увидеть свет!
Он огласил некоторые меры воздействия, которые будут ограничивать завышенные аппетиты нефтяников. В качестве оперативной меры - необходимо обеспечивать достаточное предложение нефтепродуктов на внутреннем рынке и не допускать дефицита и, как следствие, роста цен. Нефтяные компании же стараются продать побольше на экспорт, потому что экспортные цены выше. И это “обычное рыночное поведение”, по словам Нестеровой, которое регулировать государство не может, так как мы живем по рыночным законам. Вот и получается, что либо цены на внутреннем рынке вырастают до цен на внешнем рынке, либо на внутреннем рынке образуется дефицит, из-за чего цены опять же растут.
Еще одна мера, но уже среднесрочного характера, - организовать открытые торги нефтепродуктами на электронной торговой площадке либо на товарно-сырьевой бирже и давать преференции тем, кто на эту биржу выходит. Это позволит существенно повысить открытость и прозрачность деятельности компаний. О бирже говорится уже несколько лет, однако воз и ныне там.
В качестве долгосрочной меры - снижение налоговой нагрузки, так как налоги в конечной цене нефтепродуктов составляют сейчас 55 - 60%. (Для примера, в США величина налогов - НДПИ, налог на прибыль, НДС, акцизы - составляет 30%.) При этом предлагается “отвязать” НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) от внешней цены на нефть и установить дифференцированную шкалу в зависимости от условий нефтедобычи.
Эти и многие другие меры, предлагаемые ФАС, возможно, и снизят стоимость бензина, только вот находятся они не в поле деятельности самой ФАС. Те же, кто могут их осуществить, - молчат. А значит, как заметил Михаил Шмаков, “цена на бензин росла, растет и будет расти”.
Юлия РЫЖЕНКОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте