Top.Mail.Ru
Важно

Лицом к детям, боком к безработным

РТК обсуждала пособия по безработице и систему финансирования детского отдыха


На очередном заседании РТК наиболее остро обсуждались минимальный и максимальный размеры пособия по безработице и детская оздоровительная кампания-2010. В обоих случаях правительственная сторона говорит “все хорошо”, а профсоюзная - задает вопросы, не соглашается и рассказывает чиновникам о реальном положении вещей. Предприниматели пока больше отмалчиваются и заявляют о готовности оказать посильную помощь. Вопрос о том, кому и как ее лучше оказывать, пока открыт для всех.


БЕЗРАБОТНЫЕ РАВНЫ - МЕЖДУ СОБОЙ

“Мы согласны завершить заседание в течение часа, если будут приняты все предложения профсоюзной стороны”, - с этого полушутливого намека председателя ФНПР Михаила Шмакова 30 октября началось очередное заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Остроту оценили, но заседание продлилось более двух часов. Профсоюзная и правительственная стороны то и дело оказывались по разные стороны баррикады; предприниматели же старались соблюдать нейтралитет. Иначе, впрочем, быть и не могло: безапелляционная позиция правительства в вопросе определения минимального и максимального пособия по безработице и невнятная реформа системы финансирования детского отдыха вынуждали профлидеров заявлять о несогласии.

Впрочем, начали с приятного. Минздравсоцразвития внесет в закон “О занятости населения в РФ” изменения, которые уравняют всех российских граждан в правах на получение пособия по безработице, заявил замминистра Максим Топилин:

- Граждане указали нам на то, что нормы закона о занятости отстали от трудового законодательства: условия и размеры пособий по безработице разные, зависят от того, где работал человек до увольнения. Те, кто увольнялся от индивидуального предпринимателя, имеют лишь минимальное пособие. Мы предлагаем эту дискриминационную коллизию из закона убрать и привести его в соответствие с ТК и ГК РФ.

Это означает, что все безработные будут получать пособия на одинаковых условиях и в одинаковых размерах, что, по мнению Топилина, повлечет увеличение как пособий, так и периодов их выплаты. Уже есть решение КС РФ, которое указывает на дискриминационный характер нормы закона о занятости. Замминистра заявил, что проект вскоре рассмотрит Госдума, а средства на реализацию заложены в проект госбюджета на 2010 - 2012 годы. Ни профсоюзы, ни предприниматели не возражали.

ВЫЖИТЬ НА 850 РУБЛЕЙ...

Ну а затем появились и баррикады. Топилин сообщил, что Минздравсоцразвития, согласовав решение с заинтересованными министерствами и ведомствами, предлагает не индексировать минимальный и максимальный размеры пособия по безработице в 2010 году. Суммы, соответственно, застынут на отметках 850 и 4900 рублей. На вопрос Шмакова, почему не индексируется пособие хотя бы с учетом плановой инфляции, Топилин ответил: “У правительства есть право устанавливать размер этих пособий ежегодно. Мы воспользовались этим и решили не индексировать в следующем году”. Ответ можно понять таким образом: мы так решили, потому что можем позволить себе так решить.

Законодательно не придерешься, но вот прожить на 850 рублей в месяц в любом регионе... Впрочем, Топилин утверждает, что никто и не предлагает гражданам “проживать” на 850 рублей:
- Никто не ставит целью жить на пособие по безработице. Меры правительства направлены не на то, чтобы манипулировать минимумом и максимумом, а на то, чтобы потерявшие работу получали нормальные пособия - не минимальные. По статистике, минимальное пособие получают уже 48% безработных, а число тех, кто получает среднее и высшее пособие, растет.

Тот факт, что почти половине безработных как раз и получают от государства 850 рублей, Топилина не пугает - в прошлом году таких было 62%: “850 рублей получают только те безработные, кто не имеет стажа и не предпринимает никаких усилий, чтобы выйти из этой ситуации. Таких граждан нам представляется нецелесообразным стимулировать на длительную безработицу путем увеличения пособия”. Козырь правительства - указать, что, мол, не там ищете: в этом году “кардинально изменилось соотношение финансирования активной и пассивной политики помощи занятости населения”. То есть деньги есть, но даются они в основном тем, кто хочет работать и участвует в программах правительства - например, в общественных работах: “Такие получают 7 - 10 тысяч рублей в зависимости от региона”. Михаил Шмаков, однако, остался не очень доволен ответами и заметил, что если правительство и дальше будет строить диалог с позиции силы, то вся работа РТК становится бессмысленной:

- У правительства развязаны руки - законом не предусмотрено, что надо индексировать на величину инфляции, а не так, как правительство решит. Почти 50% безработных получают пособие минимального уровня, а те, кто начал получать максимальное, через 18 месяцев также переходят в разряд тех, кто получает 850 рублей, и в условиях стагнирующего рынка труда эта ситуация будет усугубляться. Давайте лучше тех чиновников, которые принимают такие решения, посадим на 850 рублей в месяц, лишим иных источников дохода и посмотрим, что выйдет!
Согласно проекту решения от профсоюзной стороны РТК минимальное пособие по безработице в будущем году должно быть 940 рублей, а максимальное - 5425. Более того, ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ дал заключение по правительственному проекту: минимальное пособие по безработице “не позволит гражданам, потерявшим работу, обеспечивать себя даже самым необходимым”. Профсоюз не поддержал проект и предложил довести минимальное пособие до уровня прожиточного минимума. Если учесть, что дебаты разгорелись из-за лишних 90 рублей, можно только предположить, когда же это предложение будет претворено в жизнь...

Замминистра здравоохранения и соцразвития Александр Сафонов и заместитель президента РСПП Федор Прокопов попытались найти “корень зла”. По их мнению, стороны просто говорили о разном: Топилин - о деньгах, которые государство выдает гражданину исключительно на поиск новой работы, а профсоюзы - о деньгах, на которые людям приходится жить. Только вот профсоюзы пытались объяснить, что в нашей стране и сейчас это - одни и те же деньги, а правительственная сторона заявляла, что есть и иные меры социальной поддержки, за которыми малоимущие могут обращаться в региональные центры соцобеспечения. Сафонов даже углубился в социологические исследования и заявил: средний безработный, сидя на пособии, через полгода утрачивает желание искать работу, а затем и трудовые навыки. И, по мнению замминистра, логично, что правительство стремится поддерживать активность безработных и деньги тратит на новые программы, а не просто распределяет между теми, кто дома сидит и пользы обществу не приносит. Концепция вроде хороша, но в нее с большим трудом вписывается то, что Шмаков определил как “стагнирующий рынок труда”. Председатель ФНПР предложил следующее:

- РТК надо в комплексе рассмотреть вопросы социальной защиты малоимущих. Хотелось бы узнать, где безработные получают по 7

- 10 тысяч за временные работы и во всех ли регионах хватает объемов этих работ для желающих. По нашему мониторингу, в ряде регионов объемы недостаточны, а оплата на этих работах часто не превышает МРОТ. Мы предлагаем свой проект решения, и сейчас, при подготовке ко второму чтению федерального бюджета, надо дополнительные обсуждения провести и посмотреть, где взять средства на индексацию пособий.

Правительственный проект решения принят за основу и будет дорабатываться, профсоюзный - включен как особое мнение. Кроме того, президент РСПП Александр Шохин предложил расширить пункт профсоюзного проекта: Минздравсоцразвития до 1 апреля разработать и внести на рассмотрение РТК методику определения минимального и максимального пособия. И добавил:

- Надо не просто разработать методику, а рассмотреть вопросы общего дохода безработных, активных действий на рынке труда и возможного перехода к страховым принципам формирования пособия, когда оно станет возмещением утраченного заработка.

ДЕТСКИЙ ОТДЫХ

О вопрос будущей оздоровительной кампании детей говорила Ольга Самарина, директор департамента соцзащиты Минздравсоцразвития. Суть проблемы: финансирование детского оздоровления из средств Фонда соцстраха прекращается с 2010 года, а изыскивать средства предлагается региональным бюджетам. Есть опасения, что регионы не справятся.

- Мы внесли в Госдуму проект закона о четком определении полномочий субъектов и органов местного самоуправления по организации и обеспечению отдыха детей. Финансировать отдых детей - эта функция возложена на бюджеты субъектов РФ, с финансовым обеспечением за счет индексации налоговых ставок некоторых налогов и госпошлин. Возмещение предполагается проводить по мере сбора налогов субъектом, - определила Самарина базовую ситуацию с оздоровлением детей.

Вся система кардинально меняется, и регионы должны принять новые нормативно-правовые акты, чтобы выстроить ее заново. По словам Самариной, министерство направило в регионы письмо о том, что надо предпринять. В более чем 60 регионах средства на эти цели уже заложены в бюджеты, созданы контролирующие органы - где-то эту функцию переложили на органы соцзащиты, где-то - на органы образования. “Особого беспокойства о сохранении объемов финансирования на уровне прошлого года нет”, - заметила она, добавив, что теперь появится возможность заняться оздоровлением детей граждан, которые не были застрахованы ФСС: детей военнослужащих, милиционеров.

Однако готовой модели финансирования и администрирования оздоровительной кампании нет, ведь этим занимался ФСС. “Есть варианты конкурсной закупки путевок, причем не только в своем регионе, но и в Краснодарском и Ставропольском краях”, - сообщила Самарина. И посоветовала сотрудничать с работодателями, в том числе с теми, у кого есть базы отдыха.
Профсоюзная сторона поспешила рассказать Самариной, чем на самом деле обернулась правительственная инициатива. По словам председателя Нефтегазстройпрофсоюза Льва Миронова, во-первых, ошарашенные новациями работодатели, которые и так еле держали оздоровительные учреждения на балансе, теперь намерены от них избавляться, опасаясь, что получить деньги им будет не от кого. Во-вторых, профсоюзы, ранее занимавшиеся обеспечением путевками, выключены из процесса. “Информация на местах совсем не такая радужная, как вы это представили. Во многих северных регионах ощутимый дефицит бюджета. Где они возьмут деньги? Надо как минимум информировать регионы о ваших решениях, о том, что деньги пойдут и опасаться нечего”.

Самарина на это ответила, что, по сути, проводимая реформа - вовсе не реформа, просто изменение источника финансирования. И все будет так же, но заниматься этим будет уже субъект. Не скрывая раздражения тем фактом, что профсоюзные лидеры не могут понять такой, казалось бы, простой вещи, выступила и министр здравоохранения и соцразвития Татьяна Голикова:
- Вы не слышите, что вам объясняют. С точки зрения схемы ничего не поменялось. Речь идет о том, что необходимо принять закон, в котором может быть конкурсная процедура и компенсации тем предприятиям, которые сами направляют детей на отдых. В Госдуме прошел первое чтение законопроект, который четко фиксирует детский отдых как дело субъекта РФ, и субъект РФ обязан принять по этому вопросу нормативно-правовую базу. А вы почему-то абсолютно не хотите доверять субъектам!

Михаил Шмаков тоже выразил неудовлетворение, но - реформой:

- Выигрывать конкурсы будут те, кто предложит минимальную цену в переоборудованном коровнике. А достойный лагерь такого предложения сделать не сможет и прогорит. 20 лет профсоюзы удерживали работодателей от продажи баз отдыха! Вы же создаете формальный повод, чтобы все предприятия превратили свои базы отдыха в бизнес, который поддержит их на год, а потом у нас просто не будет детского отдыха. Получим частную сеть, но при этом освободим предприятия от социальных обязательств...

Илья КАРПОВ

Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика