Труд горняков решили отрегулировать в специальной главе Трудового кодекса. Группа законодателей от “партии власти” внесла в Госдуму соответствующие поправки к Трудовому кодексу РФ, уточняющие “особенности регулирования труда работников, занятых на подземных работах”. Сосредоточиться решили на “человеческом факторе”: в частности, у горняков в ходе досмотра перед спуском в шахту планируется отбирать “напитки”, курево и мобильники. Об ужесточении ответственности “экономных” работодателей речи пока что не идет. Если закон примут, он будет введен в действие “задним числом” - уже с января 2010 года.
По данным источников газеты “Солидарность” в Госдуме, законопроект может быть рассмотрен в приоритетном порядке уже нынешней зимой. На это указывает то, что в числе авторов проекта - видные единороссы: вице-спикер СФ Светлана Орлова, депутаты ГД Сергей Неверов (он же - замсекретаря президиума Генсовета “Единой России”), Сергей Шишкарев (председатель комитета ГД по транспорту) и Юрий Липатов (глава комитета ГД по энергетике). А главное - законопроект был одобрен руководством Минздравсоцразвития и поддержан правительством. Очевидно, чиновников порадовало, что принятие нового закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Авторы проекта предлагают дополнить часть 4-ю Трудового кодекса РФ новой главой 51.1. Новые нормы будут регулировать “трудовые отношения с работниками, осуществляющими добычу полезных ископаемых подземным способом и на иных подземных работах”. В связи с особой опасностью и тяжестью труда горняков в организациях, осуществляющих “работы подземным способом”, к работникам, труд которых “непосредственно связан с подземными условиями труда”, будут предъявляться “особые требования”. Горняков планируется побудить “с особым пониманием относиться к выполнению необходимых правил безопасности, способам обслуживания машин и оборудования, техникам подъема, перемещения и погрузки грузов, специальным мерам предосторожности при проведении взрывных работ и при использовании электрооборудования”. А также - приучить к “более ответственному отношению к режиму отдыха и состоянию своего здоровья, роли собственных знаний и умению не подвергать опасности собственную жизнь и жизни других членов трудового коллектива”.
В новой главе ТК определяются: “порядок и механизмы, предусматривающие регулирование вопросов профессионального отбора” горняков, процессы “проведения предсменных медосмотров и выборочных (в течение работы и в конце смены) контрольных проверок работников на наличие наркотического и (или) алкогольного опьянения, отстранения работников от работы по результатам выявленных нарушений, порядок расчета и выплаты зарплаты, в случае их отстранения от работы и применения в особых случаях мер дополнительного материального поощрения”. Дабы обеспечить безопасность жизни и здоровья как самих работников, “так и иных граждан”, а также предотвратить “различные ситуации, следствием которых может стать возникновение катастроф техногенного характера”, в законопроекте выделены положения (статьи 330.4 и 330.5), связанные с вопросами дисциплины труда, применения дисциплинарных взысканий и порядком отстранения от работы работников, допустивших дисциплинарные проступки. Авторы полагают, что для горняков принятие предлагаемых норм позволит: “придать способам регулирования их трудовых отношений более гибкий характер”; снизить значение “человеческого фактора” в статистике нарушений правил техбезопасности и отклонений от техрегламентов производственных процессов; усилить соблюдение норм дисциплины труда и режимов безопасности”...
Отметим, что проблемы регулирования труда горняков в прошлом году неоднократно рассматривались в правительстве РФ. По “рекомендациям” кабмина законопроект был радикально переработан. Так, в правительственном заключении на “изначальный” вариант проекта указано, что “вопросы организации и охраны труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, уже урегулированы ФЗ “О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности” и иными нормативными правовыми актами”. А законопроект “дублирует положения Трудового кодекса и иных федеральных законов”. В дальнейшем, после консультаций с заинтересованными сторонами, в кабмине все же пришли к “пониманию реальной необходимости принятия новой главы ТК РФ. И в начале октября 2009 года на совещании у замминистра здравоохранения и соцразвития Александра Сафонова новой редакции проекта дали добро, ибо она “учитывает все принципиальные позиции и замечания, изложенные в официальном отзыве правительства”.
При этом, похоже, принятые в первом чтении в апреле прошлого года поправки депутатов Гудкова и Плигина к Кодексу РФ об административных правонарушениях (об усилении ответственности за грубое нарушение требований промышленной безопасности) надолго “зависли” в положении “между первым и вторым”. А ведь эти поправки в КоАП могли бы хоть как-то улучшить условия труда горняков и защитить угольные предприятия от нерадивых собственников. В частности, их законопроект уточняет определение недопустимых нарушений в сфере охраны труда и конкретизирует понятие грубого нарушения в сфере техники безопасности. Плюс предусматривает усиление персональной административной ответственности руководителей за грубые нарушения требований промбезопасности. И дает должностным лицам дополнительные полномочия, вплоть до приостановления деятельности предприятия на срок до трех месяцев. Это помимо больших штрафов за безалаберность работодателя...
ДОСЬЕ
Согласно проекту Трудовой кодекс предложено дополнить главой 51.1 (“Особенности регулирования труда работников, занятых на подземных работах”) следующего содержания:
“
Общие положения. Особенности регулирования труда работников, занятых на подземных работах, устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, а также локальными нормативными актами, принимаемыми работодателями в соответствии с требованиями статьи 8 настоящего Кодекса. Особенности регулирования труда работников, занятых на подземных работах, которые в соответствии со статьей 252 настоящего Кодекса могут устанавливаться исключительно настоящим Кодексом, а также случаи и порядок установления таких особенностей другими актами, содержащими нормы трудового права, определяются настоящей главой. Особенности режима рабочего времени работников, занятых на подземных работах, привлечения их к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также особенности оплаты их труда в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни могут устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Статья 330.2. Работники, принимаемые на работу, связанную с подземными условиями труда, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку. Порядок профессионального отбора, перечень профессий и работ, требующих профессиональной подготовки, требования к образованию и квалификации данной категории работников, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Трудовой договор с работником, принимаемым на работу, связанную с подземными условиями труда, заключается после обязательного медицинского осмотра (обследования) в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Статья 330.3. Работник, принятый на работу, связанную с подземными условиями труда, в целях диагностики и предупреждения профессиональных заболеваний, определения и подтверждения профессиональной пригодности должен проходить обязательные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном статьей 213 настоящего Кодекса. В случае если условия труда работников, занятых на подземных работах, связаны с повышенной взрывоопасностью (возможностью неожиданного выброса взрывоопасных газов), в том числе при разработке угольных пластов с высоким содержанием метана, работник обязан проходить медицинский осмотр перед непосредственным началом работ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Прохождение работником, занятым на подземных работах, медицинского осмотра в течение и (или) в конце рабочей смены может определяться коллективными договорами, соглашениями, а также локальными нормативными актами, принимаемыми работодателями в соответствии с требованиями статьи 8 Кодекса.
Статья 330.4. За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником, занятым на подземных работах, по его вине, возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель помимо предусмотренных статьей 192 настоящего Кодекса дисциплинарных взысканий имеет право отстранить работника от работы в порядке, предусмотренном статьей 330.5 настоящего Кодекса.
Статья 330.5. Отстранение работника от подземных работ (недопущение к работе с подземными условиями труда) в случае нарушения им правил внутреннего трудового распорядка и норм трудовой дисциплины, связанных с возможностью возникновения аварийной ситуации, причинения вреда жизни и (или) здоровью людей, окружающей среде и имуществу, осуществляется на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе. Отстранение от подземных работ (недопущение к работе с подземными условиями труда) осуществляется в случаях: несоблюдения работником безопасных условий проведения подземных работ, требований по обеспечению экологической и пожарной безопасности; обнаружения у работника пронесенных им на подземные рабочие участки с повышенной взрывоопасностью курительных принадлежностей, алкогольных и наркотических веществ, а также запрещенных правилами внутреннего трудового распорядка предметов индивидуального пользования, включая электронные устройства, применение которых может привести к аварийной ситуации; непринятия необходимых мер при обнаружении неисправности технических средств, нарушений технологических процессов, иных нарушений, которые могут явиться причиной несчастного случая, создать аварийную ситуацию, потенциальную угрозу жизни и (или) здоровью людей, окружающей среде и имуществу работодателя; неисполнения своевременно и (или) в полном объеме приказов, правомерных распоряжений и указаний непосредственного руководителя или вышестоящего руководителя, отданных в пределах их должностных полномочий; неприменения (неправильного применения) средств индивидуальной защиты; неинформирования непосредственного руководителя или вышестоящего руководителя о действиях иных лиц, допускающих нарушение установленных правил безопасности. В период отстранения от работы (недопущения к работе с подземными условиями труда) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случае отстранения работника от подземных работ, работодатель вправе перевести его на другую, имеющуюся у работодателя работу, не связанную с подземными условиями труда (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Статья 330.6. В особых случаях, связанных с предотвращением работником аварийной ситуации, проявлением инициативы по устранению неисправностей, которые могли бы повлечь причинение вреда жизни и (или) здоровью людей, окружающей среде и имуществу работодателя, иных причин, угрожающих экологической и пожарной безопасности, безопасному проведению подземных работ, работодатель может применять виды поощрений, предусмотренные коллективным договором, соглашениями, трудовым договором”.
Вадим БАРАБАНОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте