По федеральным нормам ребенка в оздоровительном лагере можно кормить на 47 рублей в день. На заключенного по нормам положено 23 рубля, на служебную собаку - 33... Тему оздоровительного детского отдыха обсуждали 27 апреля на заседании Российской трехсторонней комиссии (РТК).
В этом году в нашей стране произошла, помимо прочего, еще одна реорганизация: наши власти вообще любят эксперименты в масштабах страны. То переход на НСОТ, то монетизация льгот. На сей раз затронули оздоровление детей. Все эти годы существовала понятная и работающая схема организации и обеспечения отдыха. Этим занимался соцстрах. Работник приходил к своему работодателю, частично платил за путевку для ребенка (или получал ее бесплатно) и отправлял чадо в близлежащий лагерь или же к морю. Работодателю стоимость путевки компенсировал соцстрах в зачет налогов. Теперь же у соцстраха такие функции забрали и передали их органам исполнительной власти субъектов РФ. И началась чехарда.
Во-первых, на дворе май, но до сих пор непонятно, как же именно будет организован этот процесс. К кому обращаться работнику? К работодателю или в муниципалитет? Замминистра здравоохранения и социального развития Максим Топилин заверил, что все складывается благополучно, из 83-х субъектов федерации в 82-х приняты нормативные акты. Однако Ольга Голодец, президент Общероссийского межотраслевого объединения работодателей - производителей никеля и драгоценных металлов, рассказала, что никто из работодателей ни в одном из регионов не в курсе, какой же будет реальный порядок. “К нам приходят люди, спрашивают, как приобрести путевку, а мы не знаем, что им ответить”. Более того, такие разъяснения им не могут дать даже на уровне субъекта федерации. Зачастую бывает, что организацией отдыха занимаются несколько ведомств, и они до сих пор друг с другом не договорились.
Во-вторых, пресловутое финансирование. По информации Минздравсоцразвития, оно будет осуществляться из средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, федерального бюджета (в части оздоровления и отдыха детей, находящихся в трудной жизненной ситуации). Топилин сказал, что из федерального бюджета предполагается выделить 58,3 млрд рублей в виде дотаций бюджетам субъектов. Еще 4,1 млрд - для оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (это инвалиды, сироты, дети из неблагополучных семей и т.п.). Остальное должны доплатить сами субъекты. Доплатят? Дадим опять слово Топилину:
- Большинство регионов (шестьдесят) предусмотрели такой же или больший объем финансирования. По двадцати трем регионам нельзя сказать, что объем средств остался тем же, что был. В Ивановской, Смоленской, Мурманской, Калининградской областях наблюдается незначительное снижение. Наиболее негативная ситуация в Костромской области, Республике Карелия и Приморском крае. В Приморье финансирование снижено в два раза. Общий дефицит по двадцати трем регионам составляет 12,5%.
То есть получается, что кому-то повезло, а кому-то нет. И если в Приморском крае финансирование сократили в два раза, значит, вдвое меньше детей смогут куда-то выехать на лето. Издержки реформы...
Впрочем, даже тем, кому посчастливилось попасть в “обеспеченный” регион, не стоит сильно радоваться. Скорее всего, ребенок сможет отдохнуть только в том же субъекте федерации, в котором живет. Ведь если его везти куда-то, это очередные затраты, к тому же денежки пойдут в бюджет другого субъекта, а зачем? Пусть в Воркуте и отдыхает. Или в Иркутске. Заодно пополняет местный бюджет. Ну и что, что там остался всего один лагерь на всю область. Нормативов-то по количеству лагерей нет! Радуйтесь, что хоть этот остался. На следующий год и он закроется. Ведь оплачиваются только те дома отдыха и лагеря, которые попали в федеральный список. А в список этот попадают по конкурсу. А на конкурсе только один критерий отбора: цена. Чем дешевле, тем лучше. Так что лагерь барачного типа однозначно выиграет у ведомственного лагеря, например, РЖД. Ведь в себестоимость путевки ведомственного лагеря входит и постоянно растущая аренда земли, и модернизация этого самого лагеря. А вот в себестоимость для муниципального лагеря это не входит - оплачивается по другим статьям. Так что конкурировать по цене они не могут изначально.
Есть еще способ снизить стоимость путевки. Удешевить питание. Ведь по федеральным нормам на ребенка в день положено от 47 до 200 рублей на питание. На секунду отвлекитесь и представьте, чем вы сможете накормить своего ребенка на 47 рублей в день. Для сравнения, норма питания уголовников в европейской тюрьме - 300 рублей в день. Но если дети не будут ездить в лагеря или в дома отдыха, те станут нерентабельными и закроются. И их больше не будет в принципе.
- В моем детстве загородных пионерских лагерей было очень мало, нас отправляли в школу на дневное пребывание, кормили только обедами. Пыльный школьный двор, рваный мяч и надоевшие учителя. Вы это предлагаете? Только это не соотносится ни с модернизацией, ни с инновациями, ни с нанотехнологиями. Мы все же должны идти в 50-е годы XXI века, а не XX-го, - возмущается председатель ФНПР Михаил Шмаков.
Возмущались все: и профсоюзы, и работодатели. Только правительственная сторона была спокойна и на все возмущения говорила, что новый порядок уже принят, и обсуждать его изменение они не компетентны. А вице-премьер Александр Жуков попенял работодателям, что вообще-то инициатива уйти от страховых принципов в детском оздоровительном отдыхе принадлежит им. И они-де плохо просчитали последствия, а что выросло, то выросло. Ольга Голодец возразила:
- Когда мы обсуждали тему страхования, никто не имел в виду, что 19,5 млрд рублей, которые тратились работодателями и компенсировались из фонда соцстраха, в этом году пойдут по принципиально другому механизму, и что они не будут связаны с детьми работающих. Мы предлагаем в рамках генсоглашения вернуться к работе через соцстрах. Потому что получается, что налог не уменьшен, сумма уменьшена серьезно, и непонятно, за что мы сегодня платим. И предлагаем провести полную ревизию того, что получают сотрудники предприятия за те деньги, которые выплачивает работодатель.
А вот тут мы подошли к самому интересному. Оно заключается в том, что по новой схеме после финансирования отдыха детей неимущих, сирот и прочих детей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, ничего не остается на обычных детей работающего населения. Из налогов которого, собственно, эти средства и берутся.
- Мы не готовы больше мириться с ситуацией, когда работающее население оказывается в самой уязвимой позиции с точки зрения социальной политики. У работников идут по графикам отпуска, а им некуда деть детей. То, что сегодня предлагается, не устраивает никого. И мы должны или второй раз из собственного кармана заплатить 19,5 млрд, или дети наших сотрудников будут ходить в школьный лагерь! - возмущалась Голодец.
В завершение обсуждения этого вопроса профсоюзная сторона выразила недоверие замминистру здравоохранения и социального развития Максиму Топилину, усомнившись в его компетентности.
Юлия РЫЖЕНКОВА
ДОСЛОВНО
27 апреля 2010 года на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) профсоюзная сторона Комиссии выразила недоверие заместителю министра здравоохранения и социального развития РФ Максиму Топилину в связи с его некомпетентностью в вопросах организации детского отдыха и потребовала его отставки.
Новый механизм обеспечения детского оздоровления, предлагаемый Минздравсоцразвития РФ, заключающийся в переносе финансирования с Фонда социального страхования на региональные бюджеты в условиях отсутствия утвержденного порядка предоставления путевок, неизбежно приведет к закрытию загородных детских оздоровительных учреждений, находящихся на балансе предприятий и организаций, и к ущемлению права детей работающих граждан на оздоровление и отдых, - считают профсоюзы.
Департамент общественных связей ФНПР
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте