Мигрант-иностранец сможет легально обойти любые “квоты на гастарбайтеров”, купив за 1000 рублей годичный “патент на работу у физлиц”. На минувшей неделе парламент одобрил правительственные поправки к закону “О правовом положении иностранных граждан в РФ” и другим законодательным актам РФ, направленные на “расширение механизмов регулирования внешней трудовой миграции за счет выдачи патентов на работу у физических лиц”. 20 мая закон подписал глава государства. Документ вступит в силу уже с 1 июля этого года...
“Закон о патентах мигрантам” позволит нанимать гастарбайтеров сверх имеющихся квот на привлечение иностранной рабсилы. По мнению многих экспертов, это приведет к дискриминации местных работников и даже к “замещению” россиян мигрантами. Предпочтение при найме работодатель на вполне законном основании отдаст непритязательным “гостям”, а не россиянам, коим нужно платить зарплату не ниже “минималки” и создавать нормальные условия труда. Закон фактически легализует мигрантов-нелегалов, которые уже находятся в РФ (продлевать разрешение на работу будут уже без учета квот). Это в условиях, когда возвращение русскоязычных соотечественников в Россию из стран СНГ было практически заблокировано еще в 90-е...
Проект разработан Федеральной миграционной службой и одобрен правительством в конце прошлого года. (Именно ФМС инициировала переход с 2006 года к политике “открытых дверей” для мигрантов из стран СНГ: введение “уведомительной” постановки на учет вместо “разрешительной” регистрации по месту пребывания; упрощение выдачи разрешения на работу, которое получает сам мигрант, а не работодатель.) Но идея “открыть шлюзы” витала давно, о чем наша газета подробно писала. Так, первоначальный вариант “закона о патентах” предложили сенаторы, а законопроект о массовом завозе в РФ “спецов-гастарбайтеров” в Госдуму первой внесла депутат от “СР” Кира Лукьянова (см. “Солидарность” №№ 19, 20, 32, 2009). Ценные идеи в кабмине заметили и использовали. Кстати, “патентный документооборот” потребует ежегодного изготовления за казенный счет не менее 3 млн бланков, причем “по нарастающей”. (Налицо признание разработчиков: с каждым годом число мигрантов в РФ будет расти.) Это не считая дополнительных расходов госбюджета на расширение инфраструктуры и штата ФМС. На это у них хватает...
Закон устанавливает особенности правового регулирования трудовой деятельности двух категорий иностранных трудовых мигрантов. Первая: иностранцы - высококвалифицированные специалисты, квалификацию коих оценивает сам работодатель (то есть контроля никакого). Для них устанавливаются серьезные преференции. Например, на них не распространяются квоты на выдачу приглашений на въезд в РФ и разрешений на работу, а равно ограничения по сроку пребывания в РФ и по привлечению иностранных работников. Разрешение на работу им выдадут на три года, и этот срок может неоднократно продлеваться на такой же. (Это разрешение на работу является и основанием для продления срока пребывания в России.) От них не потребуют фотографироваться и проходить дактилоскопическую регистрацию при получении разрешения на работу, то есть “спеца” не внесут в банк данных о работающих в РФ иностранцах. Для них и членов их семей предусматривается выдача вида на жительство. Им предоставляется “налоговый режим резидента РФ” (то есть гражданина РФ), с налоговой ставкой 13%.
Вторая категория: также прибывшие в Россию в безвизовом порядке иностранцы, осуществляющие трудовую деятельность по найму у физлиц “для удовлетворения личных и иных нужд” последних. Они обязаны получить в миграционных органах патент, выдаваемый на 1 - 3 месяца. (Территориальный орган ФМС не позднее 10 рабочих дней со дня принятия заявления от мигранта выдает ему патент или уведомление об отказе.) Закон предусматривает возможность неоднократно продлевать на период до трех месяцев срок действия патента, причем “автоматом”, без обращений в миграционные органы; а по истечении 12 месяцев для выдачи нового патента необходимо снова обращение в миграционную службу. То есть через год иностранец обратится за новым патентом и продолжит работу в РФ. На данную категорию иностранцев не распространяется ограничение по сроку временного пребывания в РФ. Предусмотрена административная ответственность как самого иностранного работника, так и привлекшего его лица за осуществление трудовой деятельности без патента (штраф - 2 - 5 тысяч рублей). Стоимость патента - 1000 рублей, и его оплата является авансовой формой уплаты иностранным гражданином налога на доходы физлиц. Сей “подоходный налог”, взимаемый в виде стоимости патента, зачисляется в бюджеты субъектов РФ. Для данной категории иностранцев также предоставляется налоговый режим резидента РФ. В целом, мигранты неплохо устроятся - “явочным порядком” и по заявительной схеме.
В Госдуме проект прошел все три чтения при почти единодушной поддержке, претензии профсоюзов и регионов были “приняты к сведению”, а умеренная критика со стороны депутатов и экспертов добродушно выслушивалась. При обсуждении проекта во втором чтении была, в частности, отклонена поправка первого зампреда комитета ГД по труду и соцполитике Ильдара Габдрахманова (“ЕР”). Депутат предпринял попытку спасти хотя бы сам принцип квотирования рабсилы для регионов, который данным законопроектом сводится на нет. И предложил продлевать действие разрешения на работу для мигрантов-“специалистов” только на годичный срок (а не на три года, как в законопроекте).
“Сейчас общее число выдаваемых разрешений на работу определяется исходя из ежегодно утверждаемого количества квот в РФ, - напомнил Габдрахманов. - Однако проектом предусмотрена возможность продлевать разрешение и, соответственно, продлевать срок нахождения и работы человека на территории России более чем на год. А тот объем квот, который устанавливается ежегодно, не будет сочетаться с тем количеством разрешений на работу, которые будут выдаваться на деле. То есть у нас появляется второй огромный поток, который не будет регулироваться... И все наши потуги сократить, к примеру, количество квот, станут бессмысленными: у нас будет два потока: квотный и “внеквотный”, и общее число людей, которые будут трудиться в России, будет значительно выше, чем предполагалось”.
Председатель комитета ГД по госстроительству Владимир Плигин (“ЕР”) ответил успокоительно: “Да, серьезная проблема с механизмом квотирования и действенности квот. Ведь они малоэффективны... В этой ситуации мы предлагаем дать закону возможность поработать в течение года или полутора лет, ну а затем выйдем на решение этих вопросов”.
Поправку отклонили; с предложениями хотя бы не продлевать патенты бесконечное число раз особо никто и не выступал, ибо бесполезно. Позже Плигин признал, что у законопроекта есть и недостатки, например, вообще нет ясности в вопросе работы по совместительству. Но предположил, что если мигрант работает на заводе, а в свободное время “шабашит” на отделке квартир, то ему надо бы все-таки получить патент. И надо надеяться, что он за ним обратится. И пусть-де будет стыдно тому, кто подумает иначе: аполитично рассуждаете, негостеприимно.
В Совете Федерации при обсуждении законопроекта “внезапно” выяснилось, что сенаторы или сильно спешат, или не понимают, за что они вообще голосуют. (Что характерно, пришедшему на заседание палаты директору ФМС Ромодановскому не задали ни единого вопроса.) “Дискуссия” была чисто формальной, тем не менее докладчик от профильного комитета смог ответить вразумительно только на первый вопрос, отвергнув подозрение насчет “коррупциогенности” законопроекта. Все по-честному!..
Вадим БАРАБАНОВ
Фото Николая ФЕДОРОВА
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Михаил ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации:
- Законопроект фактически направлен на полную легализацию незаконных трудовых мигрантов и на исключение возможности контроля за ними. А об идее получить с них налоги - мечтать не вредно. “Легализованные” мигранты не будут их платить по той же причине, что и граждане России: ввиду запредельного уровня налогообложения. Сейчас общее налогообложение фонда оплаты труда, если учитывать и социальные взносы, более 35,5%, а с будущего года - и вовсе 42,6%. Это непосильно не только для бедных, но и для “среднего класса”. Поэтому собираемость ЕСН в прошлые годы составляла менее 2/3 и падала из года в год. Вообще, когда работодатель предлагает выбрать между 20 тысячами “в конверте” и менее чем 13 тысячами “белых”, человеку трудно выбрать последнее.
Мотив правительства, продвигающего документ, прост: олигархам и бюрократии не нужны сознающие и защищающие свои права работники, граждане. Им нужны бесправные и бесплатные рабы - и проект нацелен на это. Коррупционерам нужно не гражданское общество, противостоящее коррупции. Им нужны охотно ею пользующиеся ДИАСПОРЫ. А обосновывают реализующую эти интересы миграционную политику, проводимую все “тучные годы”, так: дескать, у России нет своей рабсилы - ее истребили “либеральными” реформами в 1990-е. Это же ложь! Численность рабсилы в РФ начала серьезно сокращаться лишь в 2008 году. Но сторонники неконтролируемой миграции и закрепления рабовладельческого строя обосновывали свою политику сокращением российской рабочей силы и в те годы, когда она росла!
Главное же - российская безработица минимум вдвое превышает нормальный, обусловленный структурными причинами уровень. Сейчас у нас полностью безработными являются 8% экономически активного населения, плюс частичная безработица превышает 2%! А безработица - это избыток собственной рабочей силы. Лечите ее, учите, организуйте - и Россия из импортера, может, станет еще и экспортером рабсилы, несмотря на демографические проблемы! Но хозяевам РФ не нужна российская рабочая сила.
Ситуация на рынке труда быстро меняется. Из-за кризиса правительства стран ЕС, в отличие от нашего, стали защищать рабочие места своих стран - и не узаконивать, а депортировать нелегальных мигрантов. В результате почти весь этот поток перенаправлен в Россию. Не забудьте, что трудовая миграция в нынешнем виде, закрепляемом законопроектом, - это жесточайший социальный демпинг, порча рынка труда, вытеснение отечественной рабочей силы! Пора уже прекратить вой о “русских - лентяях и бездельниках”, которые злостно не хотят работать за миску супа и жить в бараках, в отличие от добросовестных нелегальных мигрантов.
Полагаю, чеканная формулировка “трудолюбивый мигрант” всем знакома. Видимо, правящая бюрократия сделала ставку на них, а коренное население РФ, похоже, для нее является лишним. Результат: в мегаполисах России - целая прослойка необразованной, неквалифицированной молодежи из соседних стран (киргизы, узбеки, таджики). Они пока радуются тому, что спокойно живут здесь без постоянной угрозы для жизни, но скоро их перестанет устраивать то, что их здесь считают людьми третьего сорта...
Для нормализации положения с миграцией надо прекратить дискриминацию граждан России, в первую очередь русских, которых на многие виды работ просто не берут! Другая задача - ограничить коррупцию. Почему дворниками работают мигранты? А потому, что россияне не готовы большую часть зарплаты отдавать в качестве взятки за трудоустройство. Ограничьте коррупцию - и безработные россияне, сегодня спивающиеся в регионах от безысходности, станут дворниками и строителями. Вот зачем вазовских рабочих переселять - без гарантий трудоустройства - в Тихвин, где только старый вагоностроительный завод?! Они могли бы поехать в столицу, на гораздо большие зарплаты здешних коммунальщиков - вместо жителей Средней Азии, уже почти не говорящих по-русски...
Реализация даже этих контурно обозначенных мер позволит применить европейский путь - приоритетно обеспечивать работой своих граждан. За два года даже в кризис можно прикрыть массовую неквалифицированную миграцию, чтобы рабочие места заняли россияне. Надо осознавать, что в дискуссиях о миграции речь идет не об “имидже РФ и геополитике”, а о физическом выживании граждан России. Государству пора уже вспомнить, что оно существует для реализации интересов граждан России, а не людей, которые приезжают сюда, не владея русским языком...
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте