11 июля Владимир ПУТИН заявил, что до 1 декабря должна быть принята новая программа увеличения оплаты труда работников бюджетной сферы. Корреспондент “Солидарности” побывал на рабочей встрече на тему “Повышение зарплат бюджетникам: поможет ли “эффективный контракт”?” и вместе с экспертами пытался понять, в чем суть будущих изменений. И будут ли они вообще.
Это уже не первая попытка реформировать систему оплаты труда в бюджетном секторе. В течение двух последних лет мы неоднократно писали (например, “Солидарность” № 24, 2012) о трудностях, с которыми столкнулись бюджетники по всей России при переходе на новую систему оплаты труда (НСОТ).
Если кратко резюмировать, реформа практически провалилась: в отдельных регионах (например, в Иркутской области) переход на НСОТ не был достаточно профинансирован. Увеличение стимулирующей части в заработной плате и контроль за ней, возложенный на глав учреждений (главврачи, директора школ и т.д.), привели к тому, что судьба простых работников вмиг оказалась в руках руководства. Сама стимулирующая часть (и, соответственно, средства на нее, выделенные учреждению), которая как бы должна была подтолкнуть бюджетников к более усердному и вдохновенному труду, попросту до них не доходила.
И вот - новая инициатива. Директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов, однако, связал очередную реформу не с провалом идеи НСОТ, а с недавним переводом госучреждений в статусы казенных и автономных. Дескать, новые реалии требуют новых же подходов в системах оплаты труда. Но профсоюзная сторона, принимавшая участие в круглом столе, быстро расставила все точки над “i”.
- Фактически сегодня у нас чуть ли не в каждом регионе, муниципалитете свои системы оплаты труда, которые никак не связаны с качеством работы, не стимулируют работников, несмотря на то, что стимулирующая часть в них очень большая, - отметил секретарь ФНПР Олег Соколов. - В некоторых бюджетных учреждениях эта часть составляет и 70, и 80%, а основная часть составляет всего 20%. В некоторых образовательных учреждениях стимулирующая часть зарплаты рассчитывается по 80 показателям! Ясно, что эта система оплаты труда не способна воздействовать на качество труда работников.
Участники мероприятия не смогли внятно объяснить, в чем суть идеи “эффективного контракта”. Предполагается, что в его основу должны лечь индивидуальные показатели качества и эффективности работы каждого сотрудника. Как бы по умолчанию принимается за аксиому, что два человека на одной должности и с одной должностной инструкцией априори не могут работать одинаково полезно. А значит, нужно-де вводить какие-то индивидуальные показатели при расчете заработной платы.
Какими они будут, показатели эти, кто их будет разрабатывать и в какой срок, никто не знает. Академик Международной академии труда и занятости Николай Волгин отметил только, что к их разработке нужно подходить очень осторожно и аккуратно. И подтвердил, что срок ввода нововведений до 1 декабря - нереалистичен.
Единственное, о чем внятно заявил эксперт, это то, что “эффективный контракт” призван индивидуализировать заработок каждого работника в соответствии с его результатами труда. Что, в свою очередь, должно придать труду работников бюджетной сферы дополнительную мотивацию. Волгин заметил, что в структуре “эффективного контракта” часть выплат по индивидуальным показателям должна быть не менее 50%, иначе “все это вообще не имеет никакого смысла”.
- Абсолютно не согласен с пропорцией между базовой и стимулирующей частью “эффективного контракта” на уровне 50/50, - заявил Олег Соколов в беседе с корреспондентом “Солидарности”. - Основная часть зарплаты должна гарантировать работнику определенный уровень жизни. Она зависит от его квалификации, навыков, в то время как на стимулирующую часть работник мало чем может повлиять. Практика показывает, что минимум базовой части должен составлять 70%. В Англии гарантированная часть заработной платы составляет 95%, в Соединенных Штатах, известных своим либеральным трудовым законодательством, - 90% и более. Работник выполняет свои трудовые обязанности, а работодатель должен заплатить ему за то, что он сделал. А стимулирующая часть, например, за особо успешный отрезок работы, - 5 - 10%.
Но все это, опять же, пока только разговоры на уровне идей. В нынешнем виде “эффективный контракт” - эта просто заданный вектор направления реформирования трудовых отношений в бюджетной сфере. А во что именно выльются все эти реформы - пока никому не известно.
Глеб САВИН
Комментарии
Геннадий ПАРОШИН, председатель профсоюза работников культуры РФ:
- На последнем заседании РТК Министерство культуры представило проект рекомендаций. В них предусмотрены меры, согласно которым до 2018 года должен быть завершен переход к новой модели оплаты труда в сфере искусства - “эффективному контракту”. Это переход от ОТС к индивидуальным системам оплаты труда, от Единого тарифно-квалификационного справочника к системе профессиональных стандартов и т.д. То есть целый комплекс мер. Данный проект рекомендаций еще только должен быть утвержден Министерством труда и социальной защиты населения. В принципе, мы поддерживаем эту инициативу, но только с учетом мнения профсоюза.
Татьяна КУПРИЯНОВА, заместитель председателя профсоюза работников народного образования и науки РФ:
- Что такое “эффективный контракт” - вопрос дискуссионный. У всех свое толкование, что это такое, ведь речь идет пока лишь о концепции программы поэтапного повышения оплаты труда работников бюджетной сферы, в рамках которой, собственно, и зародилось понятие “эффективный контракт”. Плохо то, что уже определены конкретные сроки для принятия этой программы, но ее какой-либо окончательный вариант пока даже не рассматривался в РТК. Именно поэтому разброс в понятийном плане очень большой.
Михаил АНДРОЧНИКОВ, заместитель председателя профсоюза работников здравоохранения РФ:
- Пока мы не знаем, что именно подразумевается под “эффективным контрактом”. Единственно уточняется, что с его внедрением зарплата работников, оказывающим государственные услуги, в том числе в сфере медицины, должна быть основана на индивидуальных показателях. В англоязычном трудовом праве тоже можно встретить понятие “эффективный контракт”, однако, скорее всего, это не то, что будет введено в России. Там “эффективный контракт” - это очень детализированный трудовой договор между работником и работодателем. В этот договор, например, включены пункты о том, в каком именно суде стороны будут “выяснять отношения”, если вдруг возникнет трудовой конфликт, некоторые поведенческие установки для работника, вопросы пенсионного обеспечения и прочее. Естественно, некоторые эти вещи у нас не могут быть прописаны по определению. Буквально вчера (26 июля. - Г.С.) мы договорились с представителями Минтруда о том, что в ближайшее время будем совместно разрабатывать концепцию и содержание “эффективного контракта”, работать над его смысловым и юридическим наполнением.
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте