Виктор ЧАЩИН из профсоюзной организации ОАО “Камский прессово-рамный завод”:
- Почему лидеры профсоюзов не “идут во власть”, а профсоюзы не создают “свою” партию?
- Сегодня создание “собственной” политической партии - не просто некое формальное действие или юридический акт. Это проект, который требует серьезных финансовых усилий. Было несколько попыток ФНПР создать свой мощный политический ресурс, сопоставимый по масштабам с партией. К сожалению, структуры, которая могла бы при действующем законе о политических партиях быть зарегистрирована как “партия”, не получилось. И в этом есть определенная закономерность, потому что профсоюзы и партии - совершенно разные организации по своей сути. В профсоюзах состоят люди вне зависимости от своей партийной принадлежности, вероисповедания, расы и так далее. Как экономическая организация, профсоюзы не могут фиксировать в качестве своей главной цели приход к власти. В отличие от партии.
Профсоюзные лидеры не отказываются от прямого участия в политике. Есть представители профсоюзов, которые являются депутатами Государственной думы. В Госдуме работает межфракционная группа “Солидарность”, в которую входит около 30 депутатов (в прошлом созыве группа насчитывала 22 депутата). Отмечу, что большинство этих депутатов либо избраны при прямой поддержке профсоюзов, либо подписали с профсоюзами соглашение о взаимодействии. Ряд профсоюзных руководителей являются депутатами местных законодательных собраний. В качестве примера назову Татьяну Павловну Водопьянову, председателя Федерации профсоюзов республики Татарстан.
Если же говорить о федеральном уровне, то у профсоюзов есть свои политические интересы, и для их реализации мы используем свое политическое движение - “Союз труда”. “Союз труда” объединяет часть профсоюзных активистов и профорганизаций, которые формулируют конкретные политические требования. “Союз труда” вступает в различные альянсы с теми организациями, программа которых совпадает с требованиями профсоюзов. Он сотрудничал с “Отечеством”, организацией “Отечество - Вся Россия”. Сегодня “Союз труда” является одной из частей того, что называется “Единая Россия”...
Второй вопрос на ту же тему. Председатель профкома пермского предприятия “Инкар” С.М. ГЛАДКИХ:
- “Союз труда” оказался в одной политической организации со своими “антиподами”. “Единую Россию” проправительственная партия: не уменьшает ли это значимость и влияние профсоюзов?
- Если “Единая Россия” или правительство, которое эта партия поддерживает, будут проводить политику, близкую профсоюзам, - тогда в этом ничего плохого нет. В этом случае влияние профсоюзов на доминирующую сегодня в Госдуме партию можно оценить только положительно. Внутри “Единой России” “Союз труда” отстаивает интересы профсоюзов, в том числе с тем, чтобы “Единая Россия” не скатилась на праволиберальные позиции в своей деятельности. Но надо отдавать себе отчет в том, что далеко не на все решения мы имеем влияние. Возможна ли ситуация, в которой мы разойдемся во взглядах с “Единой Россией”? Возможна. Тогда, я думаю, “Союз труда” будет принимать решение о дальнейшем сотрудничестве с “Единой Россией”.
Еще один вопрос от С.М. ГЛАДКИХ:
- Почему до сих пор в России не налажено конструктивное сотрудничество между профсоюзами и левыми партиями?
- Часть этих партий еще живет доктринами начала XX века и воспринимает профсоюзы как банальный “приводной ремень” - от партии к массам. Другая часть левых партий занята сейчас скорее внутрипартийным строительством, а не серьезным взаимодействием с профсоюзами. Я думаю, что со временем это пройдет, но, возможно, для начала взаимодействия должно смениться поколение лидеров этих организаций. Пока что ни одна из левых организаций не выступала с инициативой вступить в полноценные переговоры с Федерацией независимых профсоюзов России. Наши многочисленные обращения к этим партиям в пользу того или иного законопроекта или позиции профсоюзов не получали от них поддержки.
Председатель профкома Читинской базы авиационной базы охраны лесов - филиала ФГУ “Авиалесоохрана” Ю.А. МАШУКОВ:
- Существует проблема финансовой отчетности профсоюзных организаций. Первичные организации, ставшие юридическим лицом, должны сдавать четыре “нулевых” отчета в год, притом что существуют они за счет членских взносов и коммерческой деятельностью не занимаются. По подсчетам, в области на эту “нулевую” работу профорганизации тратят 800 тысяч рублей. В случае отказа от такой формы отчетности на уровне России профсоюзы смогут сэкономить около 50 млн. рублей. А сведения об отсутствии коммерческой деятельности у первичек могли бы давать обкомы...
- ФНПР очень беспокоит такая ситуация. Понуждение к сдаче таких отчетов и подобное устройство налоговых правил мы считаем скрытой формой давления на профсоюзные организации. Мы уже выдвигали свои предложения о том, как усовершенствовать налоговую отчетность в отношении профсоюзных юридических лиц. Будем делать это и дальше. Но переговоры идут очень трудно.
Заместитель председателя Алтайского крайкома профсоюза работников связи РФ Сергей МАЛКОВ:
- Как относится ФНПР к принятому в первом чтении Закону “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании”?
- Отрицательно. Позиция ФНПР определена заявлением (опубликовано в “Солидарности” № 12. - Прим. ред.). Мы считаем, что законопроект в нынешнем виде антидемократичен, входит в противоречие с Конституцией страны и должен быть существенно доработан во втором чтении.
Председатель Владимирской областной организации Российского профсоюза работников культуры Любовь НЕФЕДЕНКО:
- Не кажется ли вам, что профсоюзы многое потеряли, отказавшись от принципа тайного голосования при выборах профлидеров?
- Я не могу сказать, что тайное голосование более или менее демократично по сравнению с открытым. Профсоюзы никогда не отказывались от тайного голосования. Если организация или профсоюзное собрание считает необходимым проведение тайного голосования - это законное право, которое должно быть реализовано.
Вопрос от газеты “Солидарность”:
- Неделю назад в газетах появилась информация о том, что в новом министерстве, отвечающем за СМИ, обсуждается идея лицензирования деятельности журналистов. Как вы относитесь к такому нововведению?
- Я не представляю себе, что такое лицензирование деятельности журналистов. Когда лицензируются отдельные профессии, связанные с угрозой жизни работника или окружающих, - это нормально. Все остальные ограничения - канал коррупции для чиновничества. Я не думаю, что эти разговоры перейдут в практическое русло. Если перейдут - мы все вместе должны дать адекватный ответ такому “законотворчеству”.
Вопросы профсоюзных
активистов - читателей
газеты “Солидарность”
задавал Александр ШЕРШУКОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте