Top.Mail.Ru
Забугорье

От Моссада до Мацады

Московская профсоюзная делегация поразилась особенностям еврейской жизни, работы и борьбы за свои права

Израильские профсоюзы - Гистадрут - по существу являются федерацией территориальных и отраслевых профсоюзных объединений. В стране действуют и отраслевые профессиональные союзы (например, госслужащих, зубных врачей, инженеров). Но одними из “стержневых” являются именно региональные федерации. В гости к одной из них - Гистадруту Хайфы - и приехала делегация Московской федерации профсоюзов. Профсоюзные, бытовые и культурные особенности Израиля описывает один из членов делегации, главный редактор газеты “Солидарность” Александр ШЕРШУКОВ.


Беседуют два еврея.
Подходит третий и говорит:
“Я не знаю, о чем вы, но ехать надо”.
(Советский анекдот 70-х годов.)


Любой желающий посетить Израиль столкнется на этом пути с несколькими проблемами. Во-первых, наличие в загранпаспорте израильской визы означает автоматический отказ во въездной визе в ряд арабских государств. Так что поездка, скажем, из Израиля в Сирию вам грозить не будет. Во-вторых, в аэропорту вам придется выдержать собеседование с молодыми ребятами из службы безопасности. Вопросы будут касаться не только содержимого вашего чемодана, но и вашей приверженности той или иной конфессии, наличия знакомых или родственников на Ближнем Востоке, а также знания имен, должностей и привычек коллег по поездке.

Поскольку все члены делегации - заместитель председателя МФП Юрий Павлов, заведующий международным отделом МФП Александр Мазунов, председатель правления “Профбанка” Виктор Лимонаев, председатель горкома профсоюза работников здравоохранения Светлана Макаркина, председатель горкома профсоюза радиоэлектронщиков Владимир Алешин и я - в ответах не путались, во время собеседования не бегали глазами и обильно не потели, в самолет нас таки пустили.

Вместо традиционного мимического представления аэрофлотовских стюардесс о правилах поведения на борту лайнера нам показали небольшой забавный мультфильм, который кроме всего прочего подтвердил: курить во время полета запрещено! Впрочем, для людей, подверженных человеческим порокам, во время рейса есть и преимущества: спиртное наливают бесплатно. Ну, лыхаим!

В НАЧАЛЕ БЫЛ ГИСТАДРУТ...

“Солидарность” уже рассказывала о некоторых особенностях строения израильских профсоюзов (№ 38, 2004). Главный нюанс заключается в следующем: Гистадрут возник задолго ДО создания государства Израиль и был структурой, на базе которой создавалась инфраструктура государства и из которой государство черпало для себя кадры.

По мере усиления государства происходило “ползучее” ослабление профсоюзов. Тем не менее до середины 90-х годов Гистадрут был одним из крупнейших собственников в стране. Был период, когда Гистадрут владел 50% всех промышленных предприятий в стране! И - что, возможно, существеннее - под управлением Гистадрута были и, несмотря на давление правительства, остаются пенсионные фонды, где содержатся накопления большинства граждан Израиля. (Как раз в дни нашего пребывания правительство пыталось “изъять” пенсионные фонды из-под управления профсоюзов.)
Существенный удар по Гистадруту нанесли политические разногласия. Длительное время израильские профсоюзы считались фактическим подразделением рабочей партии - “Авода”. (Есть, правда, и другое мнение о соотношении сил: “Израиль - это маленькая страна при огромных профсоюзах”.) В начале 90-х годов тогдашний генсек Гистадрута Исраель Кейсар начал борьбу с Ицхаком Рабином и Шимоном Пересом за кресло председателя “Аводы”, проиграл и покинул свой пост. На это событие наложились экономические проблемы профсоюзов: под угрозой оказались пенсионные фонды работников, из принадлежащего Гистадруту концерна “Кур” были уволены 22 тысячи человек, обанкротилось профсоюзное страховое агентство “а-Снэ” (на иврите - “неопалимая купина”) и т.д. Кроме того выяснилось, что партийные деятели излишне глубоко запускали руку в профсоюзный карман.

Начался кризис, из которого организацию попытался вывести нынешний председатель Гистадрута Израиля Амир Перец. При нем Гистадрут начал расставаться с “несвойственными функциями” и даже распродавать часть собственности (что, кстати, не всегда положительно воспринимается в местной профсоюзной среде). Сам Перец вышел из партии “Авода” и баллотировался в Кнессет (парламент Израиля) от новой партии, получившей два депутатских мандата. Одновременно Гистадрут начал проводить активную “силовую” политику по отношению и к работодателям, и к государству. Обычным явлением стали как отраслевые, так и “всеобщие” забастовки. (Отмечу, что численность Гистадрута составляет около 600 тысяч человек - около трети работающих.) Однако из-за того, что наиболее мощным отраслевым профсоюзом, входящим в Гистадрут, является профсоюз государственных служащих, понятно, что забастовка госучреждений фактически останавливает почти всю страну. Так что анекдот: “В связи с забастовкой налоговых инспекторов налоговые декларации приниматься не будут!” - в Израиле не шутка.

В Гистадруте можно состоять по-разному. Если ты уже пенсионер, то ежегодный членский взнос составляет 50 шекелей (около 11 долларов). Если желаешь пользоваться всеми правами члена профсоюза, кроме права избирать и быть избранным, то ежемесячно придется платить 0,7% от зарплаты. Ну а за “полное членство” платят уже 0,9%.

В Гистадруте Хайфы состоит около 100 тысяч работников. Председатель Гистадрута Хайфы - Барух Зальц - большой и крепкий мужик, который держится очень основательно и при этом крайне неофициозно.

Впрочем, “неофициозность”, как я заметил, - особенность Израиля: увидеть человека в официально черном костюме на встречах удалось только один раз - в местном управлении абсорбции. Да и там костюм начальника вполне компенсировался живым изложением проблем “возвращенцев”. Местный Гистадрут тоже переживает нелегкие времена - за последние годы численность его сократилась почти в пять раз. И если раньше в нем работало триста сотрудников, то сейчас - семьдесят. Однако на оптимизме профсоюзных активистов это почти не сказывается...

...У Гистадрута Хайфы большое количество проблем. Причем только часть из них связана с коллективными договорами или забастовками. Из-за того что профсоюзы длительное время были почти слиты с государством, сегодня к Гистадруту граждане предъявляют претензии, что называется, “не по адресу”. Еще десять лет назад у Гистадрута забрали управление больничными кассами. А на днях стоял председатель Гистадрута Хайфы Барух Зальц в очереди в аптеку и услышал разговор: “Вот какие дикие очереди в профсоюзную кассу!” Такие дела...

ПО ХАЙФЕ,
ВДОЛЬ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ...


“Ой ты, Хайфа, Хайфа!
За все годы лайфа
Я такого кайфа
Не ловил.
Эти горы, эти пляжи,
Этот климат тоже даже -
Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй-яй! -
Полюбил”.
(Юлий Ким. “Хайфа”)


Поскольку делегация прибыла в город Хайфу в период местных холодов (по израильским понятиям - почти ледниковый период), можно сказать, что нам повезло: температура не поднималась выше 30 градусов. С точки зрения количества жителей, Хайфа город небольшой - всего 270 тысяч. Если же считать население вместе с крайотами (пригородами), то численность вырастает до 600 тысяч. Но за счет того, что город располагается на горе Кармель и состоит из невысоких двух-пятиэтажных зданий, то он занимает в итоге довольно большую территорию.

Традиционное выражение местных жителей: “Тель-Авив развлекается, Иерусалим молится, а Хайфа работает”. И немудрено, ведь именно Хайфа - главный морской порт страны, именно в Хайфе расположены представительства крупнейших транснациональных компаний (Intel, Microsoft и т.д.). И это - кроме других промышленных и высокотехнологичных производств. Кадры для них поставляет местный университет и Технион (нечто вроде политехнического института). На встрече в местном муниципалитете о проблемах города и работников нам рассказал член муниципалитета Валентин Файнберг.

(Не на правах рекламы! Валентин Самуилович - энергичный и на редкость эрудированный человек - сопровождавший нас в поездке по всей стране, пять лет работал заместителем мэра города. Тринадцать лет назад приехав в Израиль, доктор технических наук и известный драматург (сейчас его пьеса “Давай займемся сексом” с успехом идет в московских театрах) нашел себя на новом месте жительства и как ученый, и как политик. Можно сказать, что без его “информационного напора” наша поездка потеряла бы как минимум половину своего интереса. Спасибо вам!)

Муниципалитет Хайфы решает городские проблемы исходя из городского бюджета (сейчас он составляет около 1,2 млрд. долларов). К муниципальному ведомству относятся 3300 работников: учителя, воспитатели детских садов, 700 мусорщиков, непосредственно в муниципалитете работают около 300 служащих.

Однако с горбюджетом не все просто. По старинной израильской традиции, сразу после мэрских выборов победивший кандидат начинал раздавать “теплые местечки” своим приближенным и родственникам. А зачастую - при нехватке мест - создавать новые. При вполне естественной недостаче муниципальных денег местные власти занимали средства у центрального правительства. Как говорится, шли годы... В результате такой “мудрой” финансовой политики к началу новой эры израильские муниципалитеты оказались в полной финансовой пропасти, а их долги достигли астрономических высот (18 млрд. шекелей, или около 4,5 млрд. долларов!). И началось... С одной стороны, появились задержки выплаты зарплат муниципальным служащим (им задолжали около 12 млн. долларов), с другой - либеральное правительство попыталось как-то разгрести скопление ненужных должностей в муниципалитетах и заставить их “финансово оздоровиться”. Итогом обоих процессов стали забастовки, организованные Гистадрутом. Чем закончится израильская борьба за “бездефицитный бюджет” (знакомая читателю “Солидарности” по российским реалиям), остается только гадать.

ЧТО ПОЧЕМ?

“Приходит еврей устраиваться
на работу и спрашивает:
- Вы евреев на работу берете?
- Да!
- А откуда вы их берете?”
(Советский анекдот 70-х годов.)


После посещения нескольких предприятий в Хайфе, относящихся к совершенно разным отраслям (порт, телекоммуникации, больница), у нас сформировалось следующее впечатление: работу найти в Хайфе можно, работу хорошо оплачиваемую - гораздо сложнее. Конечно, есть специальности (например, медики), где наличие профильного образования если и не гарантирует хорошее место, то увеличивает шансы его получить. Конечно, после подтверждения квалификации. Например, в одной из крупнейших израильских больниц - “Рамбам” - нам встретилась девушка из Тольятти, вполне успешно реализовавшаяся как хороший специалист с соответствующей зарплатой (от двух тысяч долларов и выше). И это был не единственный встреченный “русский доктор”.

Но так везет далеко не всем. Например, на предприятии “Безек” (крупнейшая израильская телекоммуникационная госкомпания) “русские евреи” в основном заняты на производствах, скажем так, малоквалифицированных. С соответствующей оплатой труда. Понятно, что шлифовать “бэушные” пластиковые корпуса мобильных телефонов - вещь непрестижная и мало оплачиваемая. Отсюда и разное настроение у встреченных на пути “русских евреев”. Кто-то даже готов к бегству, невзирая на “историческую родину”...
Для понимания. Для того чтобы проживать в Хайфе относительно приемлемо, необходима зарплата от полутора тысяч долларов. Из этой суммы около половины будет уходить на оплату квартиры, коммунальных услуг и т.д. Что до развлечений, то пачка сигарет обойдется примерно в 17 шекелей (около 4 долларов). “Бросай курить - вставай на лыжи!” А вообще, “в среднем по больнице”, уровень жизни в Израиле очень высокий: среднедушевой доход населения составляет 18 тыс. долларов в год (3-е место в мире). Минимальная зарплата - 800 долларов в месяц, пенсия - 600 долларов. Правда, жить на эту “минималку” (как и везде) можно, но с большим “скрипом”...

Хорошо работать в порту. Кроме высокой зарплаты и разного рода социальных выплат, рабочий комитет порта (израильское название профкома) издавна отличается высокой “отмороженностью” (в хорошем, профсоюзном понимании этого выражения) при общении с работодателями. Несколько лет назад во время очередной забастовки власти были даже вынуждены ввести на территорию порта войска. По-другому заставить докеров работать не получалось. Впрочем, не получилось и в тот раз...

Есть и еще один нюанс в израильском трудоустройстве: по местному законодательству, работника, прослужившего на предприятии более трех лет, практически невозможно уволить. В результате работодатели стараются всеми правдами-неправдами расстаться с работником до истечения “магического срока”. Под кампанию “трехлетнего расставания” подпадают как раз наши бывшие соотечественники, выехавшие в Израиль во время волны эмиграции начала 90-х годов. И это еще один существенный минус для “русских евреев”.

КАК ВЫБИРАЮТ ПРОФБОССОВ

В Израиле очень любопытная система выборов в профсоюзах. То, что председателя Гистадрута Хайфы выбирают общим голосованием членов организации, - вещь достаточно распространенная не только в Израиле. Интересно другое. Кроме выборов “первого лица” раз в четыре года, прямым тайным голосованием избирается и “законодательный” профсоюзный орган - Ассамблея. Так вот выборы в эту Ассамблею осуществляются примерно так же, как и в нашу Государственную думу. Формируются партийные списки из нескольких десятков кандидатов. И избиратели голосуют именно за эти списки. При этом списки формируются как раз на основе партийных пристрастий.
Если раньше Гистадрут считался вотчиной партии “Авода”, то сейчас среди его руководителей можно встретить и членов партии “Ликуд” (весьма консервативная, “правая” партия). В связи с этим иногда возникают казусы: Гистадрут при поддержке членов “Ликуда” борется с решениями “Ликуда” как правящей партии. В качестве примера приведу реальный прошлогодний случай: в ходе заседания Габи Шошани, председатель рабочего комитета санитарных работников Хайфы, разорвал свой билет члена партии “Ликуд” в знак протеста против политики министра финансов Биньямина Нетанияху.
После того как голосование по партспискам закончено, согласно полученным процентам формируется Ассамблея из 150 человек. Ее основная функция - избрание исполнительного органа - Секретариата, который и будет руководить работой Гистадрута. Естественно, что в состав Секретариата попадают сторонники победившей на выборах в Ассамблею партии, а противники летят мимо ответственных постов.

О ЧЕМ НЕ РАССКАЖЕШЬ...

К сожалению, осталось много впечатлений, которые физически “не влезают в размер”. И церковь Благовещенья с национальными иконами девы Марии - от американской “Железной леди” до трогательной, почти примитивной эфиопской. И музей Яд Вашем - национальной катастрофы - о гибели миллионов евреев во время Второй мировой войны (особенно потрясает часть мемориала, посвященная погибшим детям: вы попадаете в темный зал, где в зеркалах стен, пола и потолка отражаются тысячи звезд, а голос называет имена и возраст погибших). И речка Иордан (на месте крещения Христа теперь плавают сомы и ждут туристов, бросающих хлебные крошки). И Голанские высоты (“Сотня юных бойцов из израильских войск на разведку в Синай поскакала...”). И иерусалимская Стена Плача. И удивительные Бахайские сады (Хайфа - центр бахаизма, молодой религии, которая своей толерантностью и убеждением, что “все люди - братья”, вызывает смутные подозрения - “как-то уж все очень человечно”). И Храм гроба Господня (стоим у гроба - в разной степени воцерковленные, но все под впечатлением. Подходит священник. Видит, что чересчур много свечек “понаставили”. Пятерней сгребает их, могучим дуновением гасит и - в мусор: “работа есть работа”). В связи с этим чуть более подробно хочется рассказать только одну, услышанную - и даже частично увиденную - историю.

ЕВРЕИ НЕ СДАЮТСЯ!

“Когда еврейское казачество восстало,
в Биробиджане был переворот, переворот.
А если кто захочет захватить наш Бердичев,
тому фурункул вскочит на живот...”
(Песня советских евреев 50-х годов.
Поется на мотив “Семь-сорок”.)


Одно из интереснейших мест на юге Израиля - крепость Мацада. Ее история связана с одним из наиболее мощных восстаний евреев против, говоря современным языком, “антинародного оккупационного режима” римлян. Сама по себе крепость расположена на 600-метровой почти отвесной горе. Подняться туда сейчас можно либо по узкой тропинке, либо на подъемнике.
Незадолго перед восстанием царь Ирод построил там себе резиденцию. Ирод вообще имел репутацию, что называется, “крепкого хозяйственника”, и по всему Израилю до сих пор можно столкнуться с обломками его “больших строек” двухтысячелетней давности. Однако любви местного населения это ему не добавило. В результате все его резиденции строились еще и с тем смыслом, чтобы можно было бы отсидеться в них вместе со всем семейством до подхода “гуманитарных войск” из Рима. Мацадская резиденция была совершенно роскошная и включала не только пару дворцов для приемов, но и термы (римские бани) с подогреваемым теплым воздухом полом.

Во время очередного восстания случилось так, что эту самую крепость захватили двести вооруженных евреев с семьями (всего шестьсот человек). Повстанцы успешно обороняли Мацаду 3 (три!) года против нескольких десятков тысяч римлян, питаясь иродовыми запасами продовольствия. Поскольку с дождями на юге Израиля - проблемы, вода в крепости собиралась в огромные цистерны, выдолбленные в земле. На протяжении всего этого времени римляне с каким-то совершенно неитальянским упорством строили гигантскую насыпь к горе. (Сегодня эта насыпь производит впечатление скорее естественной горы, нежели творения рук человеческих.) Насыпь построили, ворота пробили тараном, после чего римляне разошлись на ужин и сон. (“Война войной, а сон - по расписанию”.) Шансов защитить крепость уже не было, а пленных римляне не оставляли. И тогда повстанцы сложили оружие и продовольствие в центре крепости, избрали по жребию десять человек, которые перебили остальных, включая женщин и детей. Далее оставшиеся снова бросили жребий, избрав одного, который, умертвив всех, взял на себя смертный грех самоубийства. Рассказали об этом пораженным римлянам несколько женщин, спрятавшихся и потому уцелевших.

Российская делегация вспомнила защитников Брестской крепости, которые, правда, коллективным самоубийством не занимались, а предпочитали унести с собой в могилу одного или пару фашистов... Но чужая душа - потемки. Тем более что через несколько дней нам рассказали про другую еврейскую крепость, где оборонявшиеся как раз бились с римлянами до конца...
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика