19 марта более 50 тысяч участников собрал в Брюсселе марш протеста против предложенной Европейским Союзом директивы. Этот документ, по замыслу его авторов и сторонников, должен помочь сделать решающий шаг к единому европейскому рынку рабочей силы и, тем самым, к действительно единому экономическому пространству. Суть директивы в том, что компаниям разрешается вести свою кадровую политику (во всех ее аспектах, включая размер зарплаты, социальные гарантии, порядок найма и увольнения) согласно законам тех стран, в которых зарегистрирован их головной офис. К примеру, литовская фирма, работающая во Франции, может платить своим французским работникам литовские зарплаты, нанимать и увольнять их “по-литовски”.
К ВСЕЕВРОПЕЙСКОЙ ГАРМОНИИ
Директива Болкестейна получила свое название от фамилии предложившего ее в январе прошлого года бывшего еврокомиссара по внутреннему рынку ЕС Фрица Болкестейна. Гражданин Нидерландов, он в очередной раз доказал, что эта страна “впереди планеты всей” по части законодательных новаций. По его мысли, такое нововведение позволило бы “гармонизировать” трудовые законодательства различных уголков Европы, прежде всего, двух ее столь разных половин - Восточной и Западной. Также, надеются еврочиновники, возможность платить работнику меньше в “захлебнувшейся социальностью Европе” создаст миллионы новых рабочих мест, придав европейской экономике столь необходимую ей динамику. Директива Болкестейна является ключевым пунктом в так называемой “лиссабонской” программе, принятой в 2000 году. Цель этой программы - превращение Европы к 2010 году в самый конкурентоспособный регион мира.
Против принятия директивы выступили левые партии и профсоюзные движения во многих странах. Так, влиятельная британская лейбористская газета “Гардиан” констатирует, что главные враги европейского объединения заседают в Еврокомиссии, поскольку их инициативы внушают англичанам отвращение к идее единого континента. “В случае принятия директивы любая корпорация, желающая сэкономить на персонале и налогах, перенесет свою штаб-квартиру в страну со слаборазвитым трудовым законодательством, продолжая оставаться на рынке с высокими ценами, но значительно снизив себестоимость своих товаров”. И тогда же веками завоевывавшаяся социальная защищенность работников развитых стран сразу сойдет на нет. Этот закон действительно гармонизирует европейские трудовые стандарты, но в сторону их общего снижения, замечает газета.
И действительно, если порассуждать, последствия претворения в жизнь директивы Болкестейна могут быть самыми неожиданными и курьезными. Например, защитить права британских граждан, работающих, скажем, в чешской фирме, сможет только чешское государство, которому придется направить в Британию своих чиновников.
ШРЕДЕР НЕ ТО ЧИТАЛ
В британском обществе мнения о директиве разделились. Так, в отличие от “Гардиан”, печатный орган, как раньше было принято писать, “крупного капитала” - “Файненшл Таймс” - резко раскритиковал робкое заявление сменщика Болкестейна Чарли Маккрива о том, что некоторые положения директивы надо пересмотреть. Газета назвала этот пассаж “отступлением от принципов демократии”, намекая на необходимость уравнения в трудовых правах работников Восточной и Западной Европы. Британские консерваторы также осудили это “шатание”. Кабинет лейбористов пока безмолвствует.
Зато главы Германии и Франции серьезно озабочены растущим в их странах недовольством граждан. Так, по последним данным, во Франции довольно резко сократилось число сторонников европейской конституции, референдум по принятию которой запланирован на конец мая. Сейчас против конституции готовы проголосовать от 44% до 51% французов. Обеспокоенный такими цифрами, президент Ширак предложил главе Еврокомиссии Хосе-Мануэлю Бароссо пересмотреть текст директивы. Однако не тут-то было. 14 марта Бароссо заявил, что не намерен пересматривать директиву. “Некоторые думают, что Еврокомиссия должна защищать права 15 развитых стран от 10 новичков. Это не так. Наша миссия - отстаивать интересы всей Европы”.
В Германии также явственно слышны голоса недовольных, которые, из-за возможного наплыва дешевой рабсилы из Восточной Европы боятся увеличения безработицы, и так составляющей почти 13%. В противники директивы “записался” и канцлер Шредер, ранее одобрявший реформу. Оказалось, что ему “подсунули не тот вариант директивы”, поэтому он и сам не знал, за что ратовал.
Протесты профсоюзов проходят по всей Европе, но особенно они сильны в странах с развитой социальной инфраструктурой: ФРГ, Франции (там дело дошло до забастовок), Швеции и Бельгии. Как уже замечалось, главный марш протеста состоялся именно в бельгийской столице, в преддверии брюссельского саммита ЕС, намеченного на 22 - 23 марта. На него съехались профактивисты из большинства стран ЕЭС.
Джон Монк, генеральный секретарь Европейской Конфедерации профсоюзов, организовавшей марш, шел по улице в окружении лидеров профсоюзных организаций Франции, Германии и Испании. Толпа скандировала: “Остановите Болкестейна!”
- В Италии мы уже ведем войну с либеральной политикой Берлускони, - заявил СМИ один из лидеров итальянских профсоюзов Сержио Синчетто. - Мы не хотим подчиняться директиве, которая возведет эту политику в ранг обязательной для всей Европы.
“Европейский Союз - не только для капиталистов, но и для работников, и для 19 миллионов безработных”, - гласил транспарант демонстрантов из Словении.
Дмитрий ЧЕРНИКОВ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте