Top.Mail.Ru
Забугорье

Дисциплина - позавидуешь!

Как работает германский профсоюз горняков, химиков и энергетиков

Представители профсоюза горняков, химиков и энергетиков Германии (ПГХЭ) из города Иббенбюрен земли Северный Рейн - Вестфалия побывали в Кемерове и поучаствовали в семинаре. Они рассказали коллегам из российского профсоюза угольщиков о том, как работают. Причем - подробно и по пунктам. Вопросы российских угольщиков к германским коллегам касались самых важных проблем профсоюза. Как строится молодежная политика? Как привлекают в профсоюз? Какова процедура заключения коллективных и отраслевых договоров? Есть ли давление на профсоюз со стороны работодателей? Короче, все, с чем каждый день сталкиваются наши профсоюзные активисты. И вот что отвечали немцы...

“ДВЕ БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ”


Существует разница, как между профсоюзами, так и между самой угольной промышленностью Германии и России. Главное различие, которое привели в пример немецкие гости, - в Германии нет ни одной угольной шахты, дающей прибыль. При добыче бурого угля на разрезах с этим все в порядке. На добычу же каменного угля направляются государственные дотации. Самый выгодный рынок сбыта в Германии приходится на отопительные нужды, но сейчас на эти цели закупка угля сокращается, многие отопительные системы переводят на газ. В Германии средняя себестоимость угля - 170 евро за тонну, при этом весь поднятый на-гора уголь потребляется в стране.

- В Германии только одна угледобывающая компания, - рассказывает Альфред Хильгер, председатель окружкома профсоюза в Иббенбюрене. - Мы с политиками всегда вели переговоры о дотациях. Нужно было знать, насколько силен собственник, а главное - насколько далеко простираются возможности профсоюза. Но договариваться о социальной защищенности рядового члена профсоюза с несколькими собственниками намного сложнее, и нет гарантий, что на всех угледобывающих предприятиях страны для работников будут созданы одинаково хорошие условия труда, не говоря уж о зарплате. Поэтому мы считаем важным наличие объединения работодателей.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ СОВЕТ

В Германии на множестве предприятий есть производственные советы. Об их работе рассказал Герд Грютер, член такого совета на предприятии “Антрацит”.

Производственный совет (не путать с профсоюзом!) работает на основании закона об участии трудящихся в управлении предприятием. Закон устанавливает и количество членов совета, в том числе освобожденных, получающих зарплату от работодателя. На “Антраците” почти все рабочие - члены профсоюза. И профсоюз эффективно использует такое положение, старается добиться соблюдения всех позиций тарифного договора.

В тарифном соглашении горняков Германии, которое заключается между производственным советом и правлением, прописаны продолжительность рабочего времени и отпуска, зарплата рабочих и служащих, количество оплачиваемых выходных дней, доплата за работу в плохих погодных условиях, дополнительные дни отпуска при работе в повышенных температурах. В договорах, заключаемых на предприятиях, предписанные законом условия, как правило, улучшены. Например, отпуск - шесть недель плюс три дня для работающих под землей (законом предписаны только четыре недели). Тарифное соглашение предусматривает дополнительные отпускные и рождественские выплаты. Есть ряд услуг, которые оказываются только членам профсоюза. Для них предусмотрено бесплатное обучение в профсоюзных учебных центрах. Если взять трудовое право, то оплачиваются судебные расходы и услуги адвокатов.

ПЕРВОЕ ДЕЛО - ПОРЯДОК

Традиция профсоюза - все идеи выносятся на суд общественности. Конечно, в большой организации хватает различных течений и мнений. Но когда решение принято, споры должны быть прекращены, потому что организация, внутри которой есть раскол, обречена на поражение.

Порядок в профсоюзе обеспечивается неукоснительным соблюдением решений, принятых уставными коллегиальными органами. К тому же профлидерами на всех уровнях становятся не случайные люди. Они избираются не в зале во время съезда или пленума, а начинают выявляться буквально с момента устройства на работу. Причем определяют “молодых и перспективных” не только в процессе собственно работы. Это происходит и на мероприятиях, которые проводятся профсоюзом совместно с производственными советами предприятий: уикенды, спортивные соревнования, дискотеки и т.д. Активистов, выявленных на таких мероприятиях, приглашают на профсоюзную учебу, и они учатся бесплатно. Со временем задачи, которые ставятся перед профактивистами, усложняются. Нельзя стать председателем первички или окружкома, не окончив годовой курс в одном из учебных центров профсоюза.

КАК ПРОТЕСТУЮТ

В 1997 году канцлер Коль под мощным нажимом “бешеных”, прежде всего из лагеря свободных демократов, заявил, что дотации угольной промышленности с 9,6 млрд. марок (1996 г.) сократятся до 3,8 млрд. марок к 2005 году. Это означало полный крах отрасли. Впервые за послевоенное время в угольной промышленности Германии замаячил призрак массовой безработицы, так как по такому сценарию к 1999 году надлежало закрыть семь шахт и лишить работы более 30 тысяч горняков.

Задолго до конфликта профсоюз активно использовал членство своих функционеров в ведущих партиях страны для лоббирования шахтерских интересов. Суть требований шахтеров регулярно разъяснялась населению через СМИ. С началом конфронтации между профсоюзом, работодателями и правительством профсоюз, выработав план действий, призвал всех своих членов к протесту. На фоне переговоров с канцлером Колем профактивисты распространяли листовки с объяснением позиции профсоюза, призывали население в церквях, супермаркетах, на спортивных мероприятиях поддержать справедливые требования горняков. Акции шли непрерывно, даже в выходные, строго по графику. Симпатии, поддержку и солидарность по отношению к шахтерам проявили сотни тысяч людей, причем не только в шахтерских регионах. Профсоюз получил полную поддержку социал-демократической партии, губернаторов земель Северный Рейн - Вестфалия и Саар. Согласовав действия с полицией, в день переговоров председателя профсоюза с канцлером 20 тысяч (!) шахтеров приехали на мотоциклах в Бонн.

В результате грамотных, сплоченных действий и жесткой дисциплины профсоюз сумел отстоять свою позицию и добиться приемлемых компромиссов. Субсидии государства в отрасль идут до сих пор.

ЧТО ЧИТАЮТ

Информационная политика профсоюза помогает в решении многих его задач. Большое значение имеет тесное взаимодействие с германскими СМИ. В последнее время все большее внимание уделяется электронным СМИ и Интернету.

Журнал “Глюк ауф”, который бесплатно получают все члены профсоюза и который рассылается во все общественные организации, оказал решающее влияние на формирование общественного мнения в пользу угольщиков. Одноименная профсоюзная газета выпускается 11 раз в год. Если возникают чрезвычайные ситуации, профсоюз делает спецвыпуск или отдельный листок. На базе профцентра 4 - 5 раз в год издаются специальные журналы для функционеров профсоюза.

В редакции профцентра профессионалы обрабатывают информацию с мест, в том числе от председателей производственных советов или советов по месту жительства. Статьи готовятся и в земельных комитетах, объединяющих несколько окружкомов профсоюза. Публикуются материалы о тарифных переговорах, событиях в профсоюзной жизни Германии и на предприятиях, сообщения о собраниях, чествовании юбиляров. Издания финансируются не только из профсоюзных взносов, а и за счет рекламы с предприятий.

ПРОФСОЮЗНАЯ “ВЕРТИКАЛЬ”

На предприятиях немецкой горнодобывающей промышленности существует три уровня вертикальной организации структуры ПГХЭ.

Первый - доверенные лица, избираемые из членов профсоюза, это неосвобожденные работники. В Иббенбюрене 160 доверенных лиц.

Следующий уровень - производственный совет, состоящий из 21 человека (включая председателя), которые выбираются по закону. Причем 21 - не произвольная цифра, а единица, зависящая от численности работников. Обычно четверо получают деньги от предприятия именно за работу в совете. Но учитывая, что в горной индустрии профсоюз активный и боевой, из 21 члена совета избираются 11 освобожденных.

Третий орган - это наблюдательный совет. В нем количество представителей трудящихся и работодателей одинаково. Все основополагающие решения (о закрытии предприятия, сокращении и т.д.) обсуждаются и принимаются только наблюдательным советом. Кандидатура его председателя предлагается работодателем, заместителя - профсоюзом. Работодатель согласовывает с профсоюзом горняков кандидатуры от рабочих. Представители обеих сторон обязаны согласовывать свои позиции. На случай возникновения патовой ситуации существует еще один, нейтральный, член совета. Как правило, это политик, который знаком с проблемами угольной отрасли и чья кандидатура удовлетворяет обе стороны.

Вообще, в угольной промышленности Германии практикуется участие трудящихся в управлении предприятием. В соответствии с законом наблюдательный совет назначает так называемого рабочего директора, кандидатура которого согласовывается с профсоюзом. Как правило, это выходец из производственного совета или профактивист, поэтому проблем у профсоюза с ним не возникает. Если же он не выполняет своих обязательств, ему напоминают, что его выбрали только на три года.

УЧЕБА

Профсоюз уделяет большое внимание учебе активистов. В трех учебных центрах занимаются свыше 100 членов профсоюза в год. Регулярно проводятся опросы о мотивации вступления в профсоюз. Ответы таковы: высокие тарифы оплаты труда, правовая защита, индивидуальные консультации по возникающим у работника проблемам.

СОЦСТРАХ И ПЕНСИЯ

Хоть профсоюз и не отвечает за оздоровление трудящихся на предприятии, но он имеет колоссальное социальное воздействие на этот процесс. В свое время профсоюз добился того, чтобы для шахтеров было создано специальное страховое общество “Бундескнапшафт”, где есть как медицинское страхование, так и страхование от несчастных случаев на производстве. Причем большую часть соответствующих отчислений делает не сам работник, а работодатель. Эта система даже получила диплом ООН за лучшее страхование рабочих. Представители профсоюза входят в состав наблюдательного совета “Бундескнапшафта”.

Пенсия угольщиков в Германии составляет в среднем 80% от зарплаты и складывается из двух компонентов - отчислений от предприятия и выплат из собственных взносов работника в пенсионный фонд. Пенсионный возраст в Германии для мужчин наступает в 60 лет. Но, как правило, горняки уже в 55 лет уходят на так называемую промежуточную, неполную пенсию и имеют возможность не работать до наступления пенсионного возраста.

Александр АНИКИН
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика