В конце мая состоялся XX съезд Федерации профсоюзов республики Казахстан (ФПК). Наша газета не оставила это событие без внимания (“Солидарность”, №21). Однако, как известно, между съездами жизнь не прекращается, а профсоюзные будни подчас куда интереснее торжественных мероприятий и празднеств. Держа в уме такую мысль, корреспондент “Солидарности” посетил ОАО “Астанателеком”, где задал вопросы не только местным профсоюзным руководителям, но и руководству предприятия.
НЕ ТА ПРИВИЛЕГИЯ
Разговор начинает освобожденный председатель профкома Роза Темирханова:
- В профсоюзе состоят 650 из 750 работников филиала. Численность профячейки довольно стабильная, как и численность работников предприятия. У работников есть мотивация профсоюзного членства - это, в первую очередь, наш колдоговор.
- А каким образом он мотивирует людей вступать в профсоюз? Например, в России колдоговор распространяется на всех работников...
- В Казахстане - только на членов профсоюза, - берет слово Алла Дмитриенко, глава Астанинского филиала профсоюза работников связи. - Но фактически достигнутые договоренности охватывают всех работников. Иначе это будет выглядеть так, как будто мы обязываем их стать членами профсоюза. Хотя, конечно, какие-то льготы “актуальны” только для членов профсоюза. К примеру, санаторно-курортное лечение детей и путевки для взрослых.
- Но ведь в этом-то и проблема. Теряется огромный мотивационный ресурс для профчленства. Думаете, работников привлекут путевки и матпомощь?
- Вы знаете, да, привлекает, в том числе и это, - продолжает Дмитриенко. - И вообще все мероприятия, которые проводятся профсоюзом совместно с работодателями, убеждают в полезности профорганизации. Мы не кладем деньги наших членов в карман. Такое мнение коллектива разделяет и руководство, которое тоже состоит в нашей первичке. Ведь пост гендиректора не трон, который передается по наследству. Начальник - тоже наемный работник, который нуждается в защите. Могу отметить, что наш авторитет поднимается, слово “профсоюз” в этом году все чаще и чаще встречается в документах и разговорах. Сегодня утром я была у акима (мэра - Д.Ч.) города - он встречался с делегатами XX съезда профсоюзов. Беседа прошла очень конструктивно - по его словам, в городе видна работа профсоюзов.
КОНКУРЕНТЫ СВЯЗИСТОВ - СТРОИТЕЛИ
Поскольку зашла речь о начальстве, обращаемся к Хаджимурату Темирханову, заместителю гендиректора по производственным вопросам. Мол, как готовится колдоговор, какие стадии обсуждения проходит?
- Мы же филиал, - говорит Темирханов. - Так что все вопросы решаются центральным офисом “Казахтелекома”, в тесном сотрудничестве с Алибеком Жазыкбаевым, председателем ЦК профсоюза связи. К нам приходит единый для всей компании колдоговор - наша задача правильно его реализовать. Рассчитывать на незнание законов нашими работниками не приходится - в отрасли трудится грамотный народ. Но у нас не было ни одного конфликта с работниками, ведь проект колдоговора обсуждается филиалами, и их предложения учитываются. Колдоговор заключается на основании отраслевого тарифного соглашения, которое заключается между Агентством по информатизации, “Казахтелекомом”, “Казпочтой” и профсоюзом работников связи. Точнее говоря, колдоговор был составлен в 1998 году, с тех пор он ежегодно пролонгируется с поправками.
- В документе заложены механизмы индексации?
- У нас следующая система. Ежегодно прибыль разделяется на дивиденды, производственные затраты и материальные поощрения. Доля “тринадцатой” зарплаты прямо пропорциональна финансовым результатам работы филиала и отдельных работников. Финансы отдаются в распоряжение гендиректора и административный совет решает, кого премировать и в каком размере. Разумеется, учитывается мнение профсоюза.
Вообще, доходы работников складываются из постоянной и переменной частей. Фиксированная часть - большая. Ведь “переменку” можно просто не получить. Такое редко, но бывает. Случаются и премии в размере 100% зарплаты. Однако, как правило, норма - 30 - 40%, так я и говорю людям на собеседованиях. Средняя зарплата - 30 - 35 тысяч тенге (1 рубль = 4,7 тенге. - Д.Ч.), для юга страны это вообще замечательно, да и средняя по Астане - 26 тысяч. Хотя при наших ценах (на многие продукты и услуги цены в Астане выше московских, поскольку в новой столице почти ничего не производится, все привозное. - Д.Ч.)... Впрочем, сейчас в “высоких кабинетах” ведется речь о введении столичного коэффициента. Зарплаты во всех филиалах примерно одинаковые, а затраты на жизнь в Астане значительно выше, в том числе и вследствие климатических особенностей, здесь, в отличие от юга, суровая зима.
- С премиями понятно. А фиксированная часть возрастает со временем?
- Зарплата работников регулярно индексируется в соответствии с изменениями минимального размера оплаты труда, а также зависит от финансового состояния предприятия. В последние годы зарплата идет только вверх. Так, казахский МРОТ повышается примерно раз в год. Минимальная зарплата по стране около 7 тысяч тенге. А у нас ставка первого разряда - 9800.
- Можно ли прожить на такую минимальную зарплату и на такую ставку? - этот вопрос Алле Дмитриенко.
- Официально казахский МРОТ выше прожиточного минимума, - отвечает профлидер. - Но прожить, как считаем мы, профсоюзы, можно только на 12 тысяч тенге. Хочу сказать одно: несмотря на то, что есть и такие зарплаты, как 10 - 12 тысяч, у нас в городе рабочих мест очень много, можно заработать столько, сколько тебе нужно. На стройках зарплаты - от ста тысяч.
- Совершенно верно, - добавляет Темирханов. - Мы даже на зарплату выше средней по городу не можем набрать нормальных специалистов. У нас оклад инженера-строителя 40 - 44 тысячи тенге, в строительстве реально заработать 130 тысяч. Наши водители получают 25 - 27 тысяч, и многие уходят на те же частные стройки, где зарплаты от 90 тысяч и выше. Понимая, что одной зарплатой работника не удержишь, мы и профсоюз стараемся активнее работать с коллективом, оказывать элементарную помощь людям. Бывает часто такое, что людям даже не на что провести похороны. На помощь приходит профсоюз. Мы даже ни на что не смотрим...
- Даже на профсоюзный билет?
- Нет, на это смотрим. Хотя я лично никогда не проверяю наличие профбилета. Ко мне приходит член нашего трудового коллектива, и этого довольно для оказания помощи по линии профсоюза.
СОЦПАКЕТ
- Если уж начали про социальную помощь, давайте поговорим о социальных программах.
- Есть спорткомплекс, где установлены современные тренажеры, - рассказывает Роза Темирханова. - Сделана волейбольная площадка. Также работники имеют возможность пользоваться услугами медицинского центра с современным оборудованием. В центре работают массажист, квалифицированный терапевт, он же психотерапевт и медсестра. Там поправляет здоровье и руководство, что говорит о качестве сервиса. Следовательно, для наших сотрудников нет нужды выстаивать очереди в поликлинике. Это то минимальное, что мы можем сделать при современной бизнес-стратегии избавления от непрофильных активов. Добавлю, что все вышеперечисленное - плод совместной инициативы.
- А как справляетесь с профессиональными болезнями?
- Основные минусы нашей работы - угроза для зрения, так как вся работа связана с компьютером. Отсюда же утомляемость, головные боли. По локальной компьютерной сети медцентр рассылает списки упражнений, которые следует делать для профилактики и релаксации. Например, особым успехом пользуется дыхательная гимнастика.
- Народ не смеется?
- Нет, напротив, люди очень одобрительно реагируют. Кроме того, сейчас мы оплачиваем 70% от стоимости путевки. За последние 2 года так отдохнули 70 работников. Это хороший показатель. В 2005 году такой возможностью воспользовались уже 30 человек, поэтому на этот год мы выбрали почти все средства.
- А вы сами отдыхали? - вопрос Хаджимурату Темирханову.
- Да, по профсоюзной линии один раз съездил в самый дешевый санаторий.
ДЕЛА ПРОФСОЮЗНЫЕ
- Как складываются взаимоотношения между различными профсоюзными уровнями? Нет ли трений?
- Нет, у нас самая настоящая солидарность, - говорит Дмитриенко. - Предложения первичек обсуждаются в ЦК и доводятся до сведения работодателя. Из собранных взносов первичка оставляет себе 65%, 5% отдает профсоюзу работников связи и 30% - горкому профсоюзов. Пока такое соотношение правильно. Должны оставаться деньги и в коллективе. В будущем - лучше концентрировать большие средства в вышестоящих организациях, чтобы обеспечивать их влиятельность и эффективность, возможность “продвигать” необходимые законы. Сейчас все же менталитет у народа еще не тот. Для людей путевки и матпомощь - совсем не пустяк. Это так и в России, и в Казахстане. Со временем придет понимание того, что главное для профсоюза - правовая защита.
- Каким образом ФПРК сегодня “продвигает” нужные законы? У профсоюзов есть право законодательной инициативы?
- С властью мы работаем с помощью депутатской группы “Енбек” (аналог депутатской группы “Солидарность” в Госдуме. - Д.Ч.), - заявляет Дмитриенко. - Эта специально созданная группа из 30 депутатов (парламент Казахстана насчитывает 70 депутатов. - Д.Ч.) поддерживает профсоюзные инициативы. Наши депутаты неплохо работают, в том числе над текущим обсуждением проекта Трудового кодекса. Раньше у нас были депутаты - непосредственные выходцы из профсоюзов. Однако по новому закону общественные организации потеряли право выдвигать своих кандидатов. К сожалению.
Дмитрий ЧЕРНИКОВ
Москва - Астана
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте