28 февраля началась объявленная Корейской конфедерацией профсоюзов (ККП) общенациональная забастовка, в которой участвует до 200 тысяч человек. Требования у них обычны: повышение зарплаты, улучшение условий труда, особенно в отношении временных работников, восстановление на работе уволенных, отказ от планов сокращения рабочих мест. Пока требования не удовлетворены, хотя принятие законопроекта о найме временных работников отложено.
ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ УСПЕШНОЙ ЭКОНОМИКИ
Для Кореи сама забастовка скорее неожиданна - в экономике, которая развивается столь интенсивно, вроде бы не должно быть таких “срывов”. Но, судя по масштабности акции, трудовой кризис назревал давно. А сейчас правительство и работодатели - “социальные партнеры” людей, чьими руками и создавалось благополучие страны, - пошли на такие меры, которые рабочие терпеть уже отказались.
Жесткая дисциплина на производстве и в повседневной жизни, суровая система штрафов и наказаний, высокие нормы производительности труда - это считается основой процветания Кореи, еще недавно казавшейся всему миру экономическим чудом. Можно было бы думать, что такой же чудесной эта система выглядит и в глазах работников, если бы не периодические всплески возмущения. А эту забастовку можно считать едва ли не крупнейшей акцией протеста. Профсоюзы и раньше устраивали акции протеста, но это относительно быстро пресекалось. Так, в 1987 году в тюрьме оказался нынешний президент ККП Чо Джун-Хо (Cho Jun-Ho), боровшийся за повышение зарплат и демократизацию порядков на заводе Kia Motors.
Те же требования у ККП и сегодня. Но поводом для выступлений стало внесение в Национальную ассамблею, парламент Корейской республики, законопроекта о найме временных работников. Профсоюзы заявили, что этот закон увеличит число работников, нанятых по срочным контрактам, и пообещали предотвратить его принятие на пленарном заседании Ассамблеи в начале марта.
Еще более серьезный повод для возмущения нашелся у работников одной из крупнейших госмонополий страны - корейской железной дороги Korail. Здесь у работников есть претензии к руководству по вопросам охраны труда, программы реструктуризации с массовым сокращением и увольнения ряда профлидеров, организовавших предыдущую забастовку.
ПРОФСОЮЗНЫЕ ОРГПРОБЛЕМЫ
Еще некоторое время назад от Корейской конфедерации профсоюзов вряд ли можно было ожидать столь массовых протестов. Предыдущий президент ККП Ли Су-Хо (Lee Soo-Ho) не особенно радел о боевитости конфедерации и вынужден был покинуть пост до окончания срока - после скандала, когда его обвинили в коррупции. Вступая в должность, новый президент конфедерации Чо Джун-Хо пообещал поддерживать обновление ККП, заняться строительством общеотраслевых профсоюзов и особое внимание уделить проблемам временных работников.
Сегодня основные организационные сложности в ККП - это разногласия между двумя “фракциями”: более умеренными сторонниками социального диалога и противниками политики компромиссов и уступок - а также деморализация части профсоюза после скандала. Президент Чо обещал сочетать борьбу за трудовые права и переговоры. Однако противоречия, которые разделяют трудящихся, менеджмент и правительство, вряд ли можно преодолеть только при помощи переговоров.
“ТРАНСПОРТНЫЙ ХАОС”
И так получилось, что едва ли не сразу после выборов нового президента ККП вышла на всеобщую забастовку. А профсоюз железнодорожников и работников метро, входящий в ККП, вышел на акцию, даже несмотря на прямой запрет правительства. Поскольку железнодорожный транспорт и метро в Корее относятся к стратегически значимым отраслям, в трудовые конфликты на Korail имеет право вмешиваться Министерство труда, чем оно и не преминуло воспользоваться. А правоохранительные органы еще до начала забастовки заявили о готовности применить суровые меры к ее участникам.
Однако, по отчетам ККП, в акции участвует от 150 до 200 тысяч работников более 150 предприятий, в том числе 40 тысяч рабочих Hyundai Motor и Kia Motors. Правда, Минтруд утверждает, что бастовали только 50 тысяч человек.
Около 4 тысяч представителей ККП, представляющей интересы 800 тысяч работников, провели митинг у здания Национальной ассамблеи в Сеуле. Массовые митинги шли и в других городах. С 1 марта забастовали и более 16 тысяч работников Korail и сеульского метро. Из них - почти 4 тысячи водителей поездов. Забастовка сразу же сорвала более 60% рейсов: поезда метро ходили в два раза реже, некоторые линии были полностью заблокированы. По сообщениям прессы и правительства, стачка вызывает недовольство общественности, а также экономические потери у компаний, перевозящих грузы по железной дороге.
Для снижения убытков от забастовки Korail привлекла на рейсы поездов около тысячи работников, не состоящих в профсоюзе, пенсионеров и солдат. А правительство сняло ряд ограничений в движении маршруток и автобусов, чтобы сделать другие виды общественного транспорта более доступными.
Руководство Korail приказало работникам вернуться на рабочие места, грозя в противном случае административными мерами вплоть до увольнения. Но большинство забастовщиков продолжали акцию. Однако примерно четверть бастующих железнодорожников под давлением руководства все-таки вернулись на рабочие места уже 2 марта, к тому времени, как в 10 часов вечера ККП заявила об окончании всеобщей стачки.
Параллельно к бастующим применялись репрессивные меры. Руководство Korail сообщило, что от работы в компании будут отстранены более 2,5 тысяч забастовщиков. 130 профсоюзных активистов арестованы.
Впрочем, какой-то результат всеобщая стачка дала. Принятие законопроекта о временных работниках, против которого выступает Конфедерация, отложено до внеочередного парламентского заседания в апреле. Представитель ККП Ли Тен-Кун (Lee Theng-Keun) рассказал корреспонденту “Солидарности”, что возобновление общенациональной забастовки будет приурочено как раз к этому заседанию Национальной ассамблеи.
Другое крупное профобъединение страны - Федерация корейских профсоюзов (ФКП) - в общенациональной забастовке принимать участие не стало. Как сообщила корреспонденту “Солидарности” Индук Ли (Induk Lee), директор международного департамента ФКП, федерация не участвует в коллективных действиях, так как руководство и сотрудники сейчас очень заняты подготовкой к празднованию 60-летия ФКП. Неделя празднований как раз началась в пятницу, почти сразу после завершения всеобщей стачки. До следующей пятницы, 10 марта, представители профсоюзов, состоящих в ФКП, и их гости из разных стран на различных семинарах и “круглых столах” будут обсуждать трудовые права в Корее, проблемы, связанные с неолиберальной глобализацией, положение временных работников. (Знакомая картина - одни бастуют, другие тем временем все обсуждают проблемы. С помпой...) Индук Ли допускает возможность участия федерации в акциях в защиту прав временных работников, однако уже только после праздников. Что, впрочем, не факт. Ведь всего месяц назад, в начале февраля, руководство ФКП заявило о необходимости в первую очередь поддерживать социальный диалог и вести переговоры с Корейской трехсторонней комиссией, Комиссией по трудовым отношениям и другими организациями...
Александра ПЕТРОВА
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте