Польские профсоюзы встревожены. В январе 2004 года сейм принял закон “О временном трудоустройстве”. За прошедшие два года выяснилось, что этот закон, продавленный, по мнению профсоюзов, некой тайной группой работодателей, позволяет нарушать польский трудовой кодекс самыми изощренными способами.
В результате анализа, проведенного профсоюзами, оказалось, что парламентарии, приняв упомянутый закон, открыли дорогу созданию на рынке труда в Польше множества так называемых агентств временного трудоустройства. Эти кадровые агентства упоминались как чуть ли не “главная надежда для сотен тысяч безработных”. Дескать, именно эти новые структуры, развивая у работников адаптационные способности к рыночной экономике, облегчат жизнь и работодателю.
Гладко, как водится, было на бумаге. На практике оказалось, что “заботливые” законодатели не прописали в документе разницы между, например, наймом домработницы и оператора современной производственной линии на фабрике, принадлежащей концерну с мировым именем. А польский работодатель получил сказочный подарок - возможность брать рабочих как бы “напрокат”. И, соответственно, легально урезать их трудовые права к собственной выгоде. В целом, считают польские профсоюзы, в условиях высочайшей безработицы закон негативно отразился на всем рынке труда.
Иными словами, лаконичный и конкретный по форме закон, вошедший в силу в январе 2004 года, по оценке в докладе польской инспекции труда “О нарушении рабочих прав”, стал “орудием регулирования давно существовавшего на практике так называемого рабочего лизинга”. То есть легализовал это явление.
“Рабочий лизинг”, или “люди напрокат”! Как ни назови, все равно подобные “эластичные формы трудоустройства”, как именуют их работодатели, выглядят весьма дико. Вместе с тем профсоюзы говорят, что изобретение сие - вовсе не польское, оно не более чем аналог международного законодательства, которое существует не первый год. А раз так, то такие понятия из принятого документа, как: “временная работа”, “агентства временного трудоустройства”, “временный работник”, “пользователь” (он же работодатель) - профсоюзы обязаны считать законными.
Кстати, в законе подробно расшифровываются “принципы найма временных работников и распределения их на выполнение временной работы”. Все чинно и солидно, вроде бы с заботой о людях труда. Но профсоюзы уже привыкли к тому, что многие благие с виду намерения, призванные якобы “сделать рынок труда более цивилизованным, обеспечить большим фирмам возможность быстрого и эффективного реагирования”, в жизни оборачиваются ущемлением прав людей труда.
Доклад инспекции труда - тому прямое подтверждение. В нем собраны примеры множественных нарушений трудового законодательства по отношению к рабочим, “взятым напрокат”. Самые распространенные - неправильная юридическая формулировка заключаемых договоров о трудоустройстве, нарушения в ведении или даже отсутствие трудовой документации. Ревизии, проведенные инспекцией за два последних года, выявили и массу нарушений и злоупотреблений в учете длительности труда работников, а то и полное отсутствие таких данных. Работодатели не выплачивали в полном объеме зарплаты, сокращали отпускные, не соблюдали нормы гигиены и безопасности труда... Вывод, который делают профсоюзы на основании доклада инспекции, прост: спектр правонарушений со стороны работодателей так широк, что иначе как беспределом по отношению к рабочим происходящее не назовешь.
Ни у кого сегодня нет сомнений, что так называемый “временный работник” не считается и никогда не будет считаться полноценным сотрудником предприятия. Его фактический работодатель, названный в законе “пользователем”, освобожден от большинства заложенных в трудовом кодексе обязанностей. Агентство же, которое формально нанимает временного рабочего, - не более чем посредник, которому безразлична дальнейшая судьба своего, так сказать, подопечного.
В системе, в которой “пользователю” срочно нужна рабочая сила, а агентства оперативно ее предоставляют, интересы рабочего никого не волнуют. Один из экспертов трудовой инспекции так прокомментировал ситуацию с человеческим лизингом: “Несмотря на то, что многие безработные довольны своими новыми возможностями, закон по сути дает санкцию на существование настоящих патологий, создает почву для серьезных злоупотреблений и является документом непродуманным”.
Основной дефект закона - отсутствие деления временных работников на категории и точной формулировки, чем является сама временная работа. Законодатель, обязав агентства заключать с работниками договоры, даже не удосужился определить, какие именно. Агентства и работодатели без колебания используют в свою пользу эту брешь. В Польше, скажем, очень распространен договор, предусматривающий выполнение конкретных заказов, подрядов, одноразовых заданий. Причем во всех случаях работодатель идет в обход трудового кодекса: не платит взносов социального страхования, не несет практически никакой ответственности, что идет вразрез с интересами работника.
Профсоюзы не оспаривают, что договоры подряда удобны, если кто-то нанимает горничную, няню для ребенка, сезонного садовника. Но прямо называют закон пагубным, когда работодатель получает возможность поставить “временного” рабочего на современную производственную линию на фабрике на срок... до 36 месяцев. Потому что закон сконструирован так, что в неких “особых случаях” максимальный годичный срок найма временного работника может быть утроен!
И это еще не все. Если проанализировать закон с юридической точки зрения, получается, что при скоординированном сотрудничестве двух кадровых агентств один и тот же работодатель (он же, напомним, “пользователь”) может легально “брать напрокат” у них одного и того же “временного” работника на одну и ту же должность и “пользовать” его вплоть до старости.
Руководители профсоюзов уверены, что такая форма трудоустройства не может считаться временной работой. Работодатели просто издеваются над здравым смыслом, когда в трудовые договоры на ограниченный короткий срок вписывают пять-десять месяцев или даже несколько лет. Рекордист по Польше может похвалиться десятилетним договором с “временным” работником.
Интересно и то, что почти все “агентства проката работников” находятся в динамичной и дорогой Варшаве, откуда направляют своих подопечных по всей стране. Именно эти агентства, находясь в контакте с работодателями, ловко пользуются недостатками закона, который в другой редакции, быть может, действительно стал бы полезен целой армии безработных. А их сегодня - свыше двух миллионов! Ну а закон, который должен был дать защитникам интересов трудящихся инструменты контроля, работает пока на тех, кто грубо нарушает трудовой кодекс.
Владимир КИРЬЯНОВ,
собкор, Варшава
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте