Top.Mail.Ru
Забугорье

Германия: цепная реакция забастовок

Машиностроители Германии добиваются повышения зарплаты

Цепная реакция предупредительных забастовок - не стихийное бедствие, а вполне законное подкрепление коллективного переговорного процесса в Германии - даже по вполне мирному “успешному” сценарию. К чему в этом году и прибег один из крупнейших немецких профсоюзов - IG Metall. Забастовки уже затронули предприятия BMW, DaimlerChrysler, Siemens AG и другие. Пока к значительным сдвигам эти акции не привели. Надо думать, что в соответствии с законодательством это может означать переход к признанию переговоров неуспешными, созданию примирительной комиссии и продолжению переговоров - тоже на фоне забастовок, но уже не предупредительных.

Требования повысить зарплату машиностроители не выдвигали уже давно. Отрасль переживала реструктуризации, и о каких-то улучшениях условий труда и оплаты на время пришлось забыть. Однако в прошлом году и в начале этого года в машиностроении - от производства полупроводников и до автомобилестроения - отмечен рост. Кажется, самое время потребовать и повышения зарплаты, тем более что истекает срок действия предыдущего отраслевого соглашения. Именно так и поступило руководство IG Metall - начало коллективные переговоры, требуя увеличения оплаты труда на 5% по всей отрасли.

Пятипроцентное повышение, помноженное на 3,4 млн. работников отрасли, видимо, показалось слишком большим, и требования IG Metall не нашли понимания у работодателей. Так что уже 29 марта, через месяц после окончания действия предыдущего договора об уровне оплаты труда в отрасли, начались акции протеста: и демонстрации, и забастовки - чтобы оказывать не только психологическое, но и экономическое давление. Все идет по давно разработанной схеме, как объяснила корреспонденту “Солидарности” сотрудница IG Metall Габриеле Ибром.

Пока давление, если судить по оценкам экспертов британской газеты Financial Times и по выступлениям крупных предпринимателей - опять же на страницах бизнес-изданий, сторона работодателей это давление воспринимает не слишком серьезно: убытки от предупредительных забастовок малочувствительны. Например, так описывает свое видение “акций давления” Гельмут Корнманн, представитель руководства Voith (промышленной группы - лидера по производству машин для целлюлозно-бумажной промышленности) в заявлении для Financial Times: “Предупредительные забастовки лишь увеличивают время обеденного перерыва, или же работники просто уходят домой раньше, так что мы вряд ли можем сегодня говорить о серьезном подрыве производства... Особого беспокойства нет”. Звучит несколько цинично: получается, работодатель как бы признает, что его проймут лишь более ощутимые меры.

Впрочем, “настоящая” забастовка была бы ощутимой и помогла бы
сторонам договориться. И хотя профсоюзу, по мнению председателя IG Metall Юргена Петерса, нужна не забастовка, а повышение зарплаты, профсоюз не будет уклоняться от конфликта, если работодатели не захотят уступить. А пока работодатели готовы на повышение зарплат от 1,3% (федерация предпринимателей Gesamtmetall) и до 2,5% (на отдельных предприятиях). Большее повышение, по их мнению, сведет на нет все конкурентные преимущества, достигнутые как раз за счет давно не повышавшейся платы за труд...

Понятно, что логика “выигрывания конкурентных преимуществ” и “экономии издержек” явно не учитывает интересов работников, так что сегодняшний конфликт выходит за рамки чисто экономических требований. И, как заявил Петерс, борьба идет “не просто за 5%, а за само право защищать себя от жесткого нео-либерального капитализма”.

Александра ПЕТРОВА
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика