С 26 июня Германия охвачена всеобщей забастовкой врачей муниципальных больниц (см. “Солидарность”, № 24). К акции протеста присоединяются все новые города. Если в начале забастовки ее поддержали 7,5 тыс. человек, то 13 июля на работу не вышли уже 12 900 врачей в 9 (из 16) федеральных землях и 97 городах.
Особенностью нынешней забастовки является присоединение к ней врачей из Восточной Германии, ранее в таких масштабных акциях протеста не участвовавших. Традиционно уровень зарплат на востоке значительно ниже, чем на западе. Поэтому к числу прочих требований, таких как оплата сверхурочных, увеличение зарплат и уменьшение продолжительности рабочего времени, прибавилось установление единых тарифов оплаты труда врачей во всех федеральных землях.
Но неравенство в зарплатах врачей разных регионов беспокоит не только восточные регионы. Руководитель Марбургского союза (крупнейшего в Германии профсоюза врачей) доктор Франк Ульрих Монтгомери называет локальные соглашения о зарплатах “игрой, в которую мы не собираемся больше играть”, поскольку она выгодна только работодателям.
Как только забастовка началась, президиум союза работодателей назвал ее провокационной и категорически отказался от переговоров. Теперь переговоры начались, что уже является существенным достижением. Однако многочасовые, порой продолжающиеся ночи напролет встречи руководства Марбургского союза с представителями союза работодателей пока не привели к общему решению. Профсоюзу удалось добиться лишь незначительного увеличения денежного содержания врачей - от таких важных вопросов, как установление единых тарифов, оплата сверхурочного труда и надбавки служащим клиник, работодатели старательно уходят.
Основной акцент работодатели делают на собственном предложении увеличить заработную плату врачам-специалистам до 600 евро в месяц и врачам-ординаторам - до 500 евро в месяц. Но они умалчивают о том, что обратной стороной этого повышения является увеличение продолжительности рабочего дня (в среднем на полтора часа) и сроков ожидания для молодых специалистов (чтобы получить зарплату с учетом предполагаемого повышения им необходимо будет сначала проработать четыре года за прежнюю зарплату).
В целом в результате этого повышения, расцениваемого Марбургским союзом как мнимое, работники разного уровня могут потерять в доходах от 450 до 850 евро в год. Большинство из них вынуждены работать больше чем на одну ставку, и увеличение продолжительности рабочего дня приведет к такому снижению доходов, которое не смогут компенсировать эти незначительные прибавки.
Отказываясь ставить на повестку дня вопрос о действительном и ощутимом повышении зарплат, работодатели уделяют особое внимание тому обстоятельству, что около 40% клиник в Германии работают в убыток. А по словам доктора Монтгомери, 60% клиник, то есть все-таки большая часть, приносят доход, - значит, ресурсы для повышения зарплат есть. При этом финансирование убыточных клиник - уже политическая задача, которая должна решаться на соответствующем уровне.
Сейчас руководители Марбургского союза настроены продолжать забастовку, пока не удастся сломить сопротивление работодателей.
Сергей КОЗЛОВСКИЙ
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте