Top.Mail.Ru
Забугорье

Война в Алматы

Конфликт в Южном Бутово, разгоревшийся несколько недель назад, стал первым предупреждением о возможных последствиях нынешней жилищной политики. Наши граждане могут стерпеть многое, но когда дело доходит
до лишения жилья, терпение людей заканчивается. Яркие примеры этого можно наблюдать в бывших республиках СССР, например в Казахстане. Настоящим бунтом закончилась там попытка властей снести частные дома
в пригородах бывшей столицы.


В конце 90-х на болотистых пустующих землях в окрестностях Алма-Аты начали появляться самодельные постройки. Люди перебирались поближе к столице из деградирующих городов и деревень. “Не было у нас, приехавших из разрушенных аулов, другой возможности дать крышу над головой своим детям”, - поясняет житель одного из таких домов Тилебалды Усенов.

В то время эти земли большой ценности не представляли. Документы на строительство жилья легко оформлялись всевозможными фирмами-однодневками. Многие обходились вовсе без документов - тогда это казалось неважным. Сегодня в этих районах, в домах, построенных из мусора и других подручных материалов, проживают более 200 тысяч человек.

Сейчас земля здесь резко подорожала. Среди местной бизнес-элиты немало желающих построить себе загородные виллы, но неприятное соседство с трущобами пугает потенциальных застройщиков. Меньше всего повезло жителям района Шанырак. На его месте должны быть возведены дендрарий, гольф-клуб и спортивно-развлекательный центр. А с убогими хижинами решили поступить очень просто - снести при помощи бульдозеров.

Никакого жилья взамен людям не предлагают, ведь домов-то их формально нет, даже в том случае, если есть разрешение на строительство: “Ищите те фирмы, которые вам их выдали!” - заявил жителям хижин аким (мэр) Алматы Имангали Тасмагамбетов. Те же немногие, кто получал документы на строительство в официальном порядке, теперь с удивлением узнают, что их бумаги ... внезапно стали фальшивыми.

ШАНЫРАК: НАЧАЛО КОНФЛИКТА

В феврале, после выхода соответствующего постановления Имангали Тасмагамбетова, о котором шаныракцам сообщили судебные приставы, жители пригорода организовали акцию, в которой приняли участие около тысячи человек. Демонстрация была разогнана силами ОМОНа.

10 марта несколько бульдозеров - в сопровождении отряда ОМОНа - за несколько часов разрушили до основания 18 строений, в том числе домик, где проживала 80-летняя старуха, - о которой попросту забыли. Лишь в последний момент, когда дом уже начал рушиться, ее спасли соседи.

Перепуганные началом осуществления угроз, жильцы провели несколько митингов, тогда еще малочисленных. На подступах к Шаныраку стали расти баррикады из автомобильных покрышек.

Возобновление сноса напоминало военную операцию. 5 апреля в поселок нагрянули судебные исполнители, сотрудники Комитета национальной безопасности, прокуратуры и пожарные в сопровождении колонны бульдозеров и усиленных полицейских отрядов. Оцепив район плотным кольцом, представители властей возобновили снос домов. Но на сей раз жители были готовы дать отпор. Десятки женщин и стариков преградили бульдозерам путь. Через полчаса на месте событий появились журналисты и толпа в несколько сотен человек. Женщины и дети ложились под бульдозеры, молодые люди пытались выкидывать водителей из кабин. Все попытки остановить жильцов и рассеять толпу оказались тщетны. Операция по “быстрой очистке территорий” провалилась. Водители бульдозеров отказались участвовать в сносе зданий, а пожарные - применять против толпы водометы. Судебным исполнителям, одетым в офисные костюмы, пришлось самостоятельно с металлическими ломами прорываться к одному из домов. Разгромив убогую хижину Корлан Долыбаевой и Владимира Кохимова, проживавших вместе с шестью детьми и тремя внуками, блюстители законности удалились.

БАКАЙ: БОРЬБА РАСШИРЯЕТСЯ

В конце апреля состоялось нападение на поселок Бакай. Жители поселка долго готовились к этому моменту - они окружили его кольцом из рвов, земляных валов и баррикад.

“В первую очередь, - рассказывает очевидец событий Айнур Курманов, - полицейские окружили дом очередной жертвы и стали оттеснять протестующих, которые пытались прорваться на выручку осажденным. В доме забаррикадировались несколько женщин и мужчин, которые выкрикивали требования прекратить снос и отталкивали представителей полиции от дверей. В ход пошли палки, были разбиты окна, из которых на сотрудников спецслужб полился бензин. Вскоре в поселок нагнали целый батальон полицейских, который рассредоточился и стал вытеснять шеренги жителей Бакая от окруженного здания. Причем протестующие, которых собралось уже не менее 200 человек, оказались в ловушке, в неком слоеном пироге из групп полиции, пришедших в качестве резерва. Всего насчитали свыше 300 сотрудников полиции, через 10 - 15 минут к ним присоединилось еще 60 ОМОНовцев в полной экипировке. Однако, несмотря на столь значительный перевес карателей, молодым парням и подросткам удалось забросать камнями подъехавший трактор, который вынужден был быстро ретироваться”.

В тот раз жители Бакая одержали победу, но в последний день мая “блюстители порядка” все же застали их врасплох. В восемь утра полицейские отряды ворвались в поселок и начали громить ломами все подряд. Часть жителей была на работе. Остальные находились на детском празднике - на открытом воздухе готовились угощения для детей и выступали клоуны. Руководители, избранные жителями Шанырака и Бакая, присутствовали на слушаниях национального парламента по вопросу о сносе домов. Из-за отсутствия людей должного отпора разрушителям оказано не было.

Вскоре на место событий приехали бульдозеры. Ими управляли сотрудники ОМОН - гражданских водителей для варварской акции не нашлось. Пока бакаевцам не удалось должным образом мобилизоваться, нападавшие успели снести пять домов, почти в каждом из которых проживали многодетные семьи.
От полицейских дубинок пострадали не только активные защитники сносимых домов, но и женщины, которые стояли поодаль, пряча грудных детей. В частности, сильно избита была Гуля Тажбекова. Омоновцы стали бить женщин дубинками и ногами. Начались паника и давка, детская коляска с полуторагодовалым Исмаилом перевернулась, и ребенок оказался на земле под ногами убегающих. Ребенок был спасен только благодаря помощи неизвестного молодого человека. Сама Гуля получила сотрясение мозга и незаживающий рубец на шее. Мужчинам тоже досталось: сломанные носы, многочисленные ушибы и ссадины стали отличительной чертой жителей Бакая.

7-го июля в Бакай прибыли уже полторы тысячи полицейских и 17 бульдозеров. С таким наступлением обитатели трущоб не могли справиться - к середине дня было разрушено более 350 домов. Сотни семей остались без крыши над головой.

То, что одними оборонительными мероприятиями дело не решить, жители пригородов понимали с самого начала. Помимо сооружения рвов и баррикад они писали письма президенту, в государственные учреждения, распространяли листовки и даже объявляли голодовку, которая длилась весь июнь. В итоге несколько депутатов, в том числе дочь президента Дарига Назарбаева, приезжали в Бакай и Шанырак, обещая помочь в разрешении ситуации, но ничего не было сделано.

ИЮЛЬСКИЕ СРАЖЕНИЯ

Накануне массированной атаки Бакая в поселок приезжала комиссия из городского комитета землепользования, чтобы провести топографические измерения, сделать фотографии зданий и ландшафта. Обитателям поселка было заявлено, что делается это для начала процесса легализации их недвижимости. Но на следующий день дома были срыты. Спустя несколько дней комиссия прибыла в Шанырак. Наученные горьким опытом бакаевцев, жители Шанырака изгнали работников этого ведомства. Следующие вылазки представителей власти сразу же пресекала дружина охраны поселка.
Другой попыткой отвлечь внимание жителей хижин стало создание при городском акимате комиссии по вопросу легализации построек. По словам руководителя общественного движения “Жер-Ана” (“Мать-земля”) Салима Оразалинова, название комиссии является лишь прикрытием, ее подлинная цель - разработка планов сноса домов и их осуществление.

14 июля народные дружины выступили против полиции, в очередной раз ворвавшейся в Шанырак. Всего со стороны жителей поселка в столкновениях приняла участие тысяча человек. В результате около 40 полицейских были ранены. Пострадали и обороняющиеся - в тяжелом состоянии после взрыва гранаты находится Даньяр Еникеев. После отступления полиции прошел масштабный митинг.

Жители пригородов Алматы готовятся к очередным сражениям, все новые люди вступают в народные дружины, авторитет которых существенно вырос после 14 июля. Локальный конфликт перерос в массовое сопротивление действиям властей. И у этого сопротивления есть значительный ресурс для расширения.

К РОССИЙСКИМ РЕАЛИЯМ

В последние месяцы российские региональные СМИ регулярно публикуют красочные описания выселений. Жалкий скарб, который судебные приставы выносят из тесных неуютных квартир, растерянные и часто заспанные лица “злостных неплательщиков” стали обычной картинкой в телевизионных новостях.

Обитатели общежитий, от которых теперь требуют платить за их убогие пристанища “по рыночной цене”, создали свое движение в ряде городов. В Москве, Питере, Ярославле они имеют опыт схваток с милицией за право жить под хотя бы какой-нибудь крышей. Эти люди требуют, чтобы с ними заключали контракты социального найма и дали возможность приватизации. Порой их требования выполняются, но если здания уже перешли в частную собственность, новые владельцы, в отличие от более сговорчивых муниципальных служб, не спешат идти на компромисс с “обременением” (так на бюрократическом жаргоне называются обитатели общаг).

В России отдельные вспышки бунтов выселяемых гасятся либо уступками, либо жесткими мерами. Но стоит задуматься, может ли ужас Шанырака и Бакая прийти в Россию.

Сергей КОЗЛОВСКИЙ


КОММЕНТАРИЙ
Леонид МАРТЫНОВ, зампред Федерации профсоюзов Республики Казахстан, член Комиссии по правам человека при президенте Казахстана:


- Официальной позиции по вопросу о сносе домов в пригородах Алматы у профсоюзов пока нет, поэтому я могу дать комментарий лишь как член Комиссии по правам человека.

Данная ситуация возникла не сегодня и не вчера. Где были власти Алматы несколько лет назад, когда застройка началась? Люди приехали за лучшей долей в мегаполис, в столицу - и никто их не останавливал. А когда они обжились на новом месте, власти решили использовать эти земли под свои нужды.

Агрессия со стороны захватчиков достойна сожаления. Но власти не должны были доводить до этого. Надо было решать вопрос мирным путем, ведь человеку всегда нужна крыша над головой. Если у каждого есть право на жизнь, значит, есть право и на дом: “Жилье неприкосновенно”, - гласит Конституция. Надо либо предложить людям купить землю, либо предоставлять участки другим образом, а не просто выселять под открытое небо.

Я ни в коем случае не защищаю экстремистов, которые бросались камнями. Хорошо хоть, что у полиции хватает выдержки. Власти города настаивают на том, чтобы те, кто избивал полицейских и совершал другие бандитские действия, были наказаны. А что будет с остальными жителями, сейчас трудно сказать.
Читайте нас в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий
Новости Партнеров
Комментарии

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте

"Солидарность" - свежие новости



Новости СМИ2


Киномеханика