На специальный просмотр фильма немецкого режиссера Фолькера ШЛЕНДОРФА “Забастовка - героиня из Гданьска” пригласили Анну ВАЛЕНТИНОВИЧ - прообраз главной героини киноэпопеи и старейшего соучредителя легендарной польской “Солидарности”. Просмотр состоялся в канун 26-й годовщины создания профсоюза, торжественно отмеченной в минувшую пятницу в Гданьске и Щецине. В сентябре же авторы ленты хотят показать ее на Международном кинофестивале в Венеции...
Впрочем, не все вокруг этой картины о героической судьбе одного из самых известных профсоюзных вожаков идет гладко. Взять хотя бы отношения, сложившиеся у создателей указанного фильма как с исторической правдой, так и с реальной героиней их повествования. Скажем, любезно пригласив Анну Валентинович на кинопросмотр, представители режиссера ее же и огорошили: мол, поскольку мероприятие организуется исключительно для нее, то в гданьский кинотеатр “Камеральный” она должна прийти одна, без родных, знакомых и тем более коллег по родному профсоюзу.
Заезжие киношники, видимо, так до конца и не изучили биографию героини своего же произведения, которая даже нынче, будучи в преклонных годах, не потеряла напористости и боевых качеств истинного профсоюзного активиста. Посему “героиня из Гданьска” сразу всех поставила на место: в просмотровом зале пани Анна появилась в окружении вполне компетентных сотоварищей - представителей Минкультуры, Польского института кинематографии и, разумеется, друзей - соратников по “Солидарности”. И твердо заявила: картину, с содержанием которой она теоретически знакома еще по сценарию, смотреть будут сообща. Слишком велика ответственность перед профсоюзом, рабочими Гданьской верфи, да и всей страной за то, сколь верно немецкими и польскими кинематографистами отображена в фильме ситуация тех памятных лет.
Кстати, изначально фильм хотели назвать иначе - “Легенда Анны Валентинович”. Но когда пани Анне показали сценарий “о судьбе рядовой работницы”, которая с начала годов 1960-х и до подписания исторических Августовских соглашений в 1980 году была одним из наиболее влиятельных профсоюзных лидеров, Валентинович потребовала не только снять свое имя из названия фильма, но и дала режиссеру совет вообще отказаться от реализации кинопроекта.
Почему? По мнению Анны Валентинович, создатели фильма, даже с учетом художественного характера картины, бесспорно допускающего творческий вымысел, не имеют права столь грубо переиначивать историю, переписывать на свой лад биографию вполне реального персонажа - участника событий. Например, совершенно непонятно, зачем понадобилось зачислять сына профлидера на службу в милицию, которой затем пришлось подавлять выступления рабочих. А чего стоит вымышленная история о якобы имевшем место избиении забастовщиками тогдашнего секретаря парторганизации верфи!
Фальши о тех памятных и поистине священных годах набралось уж слишком много. “Смотреть такого рода фильм “о себе” - занятие не из приятных, - возмущается Анна Валентинович после просмотра. - Если бы я могла на что-то влиять, то никогда бы не участвовала в создании такого фильма”. С пани Анной согласны и коллеги по профсоюзу. Одни возмутились тем, что в картине деятели оппозиции, собравшиеся на одной из встреч, лихо пьют водку (положа руку на сердце - в ту пору на собраниях членов новых Свободных профсоюзов алкоголя не употребляли). Другие же “большой ложью” называют то, что их судоверфь представлена в фильме “страшной и неприглядной”, скорее напоминающей “свалку металлолома”.
Не скрывал возмущения и писатель Михаил Войчехович, который поначалу участвовал в работе над одной из первых версий сценария, но вскоре вынужден был отказаться от этой затеи. Отказался он после того, как режиссер запретил ему вступать в контакт с Валентинович: “А мне-то как раз казалось, что первым делом нужно было пойти с наметками сценария именно к Анне, - говорит несостоявшийся сценарист. - Ведь зачем было скрывать - фильм-то задумывался именно о ней”.
Польский же сопродюсер фильма, наоборот, уверен в том, что фильм стал своеобразным памятником, воздвигнутым в честь героической Анны Валентинович. Ну а последняя, несмотря на лестное мнение работников киноиндустрии, подумывает о том, чтобы подать на авторов картины в суд - за то, что фильм порочит не только лично ее, но и весь профсоюз “Солидарность”. А чтобы ее голос был услышан, она решила принять приглашение и отправиться на предстоящую презентацию фильма в Германии, чтобы участвовать в его публичном обсуждении...
Что ж, дело того стоит. Ведь сегодня даже “героине из Гданьска” трудно поверить, что минуло 26 лет с памятных дней забастовки - тех нескольких месяцев “Солидарности”, пытающейся строить на завоеванном отрезке свободы новую демократическую Польшу. Подлинную память о том героическом времени Анна Валентинович, бывшая крановщица и профсоюзная активистка судоверфи, а теперь простая пенсионерка и подлинный символ польской “Солидарности”, не даст омрачить никому.
Владимир КИРЬЯНОВ,
спецкор, Варшава
Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь на сайте